Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Аудит уставного капитала организации

Проверка документального оформления, полноты и своевременности расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал организации

 Направления 
аудита
 Предмет аудита 
 Специальные аудиторские 
процедуры
Особенности 
функциониро-
вания
организации,
осуществля-
емых видов
деятельности
и
учредительных
документов
Юридические 
основания на право
функционирования
организации
Соответствие
осуществляемых
видов деятельности
закрепленным в
уставных документах
Соответствие
содержания уставных
документов
действующему
законодательству
Формирование
уставного капитала,
отраженного в
учредительных
документах
Инспектирование (проверка 
документов по форме и
по существу, применения
законодательных актов
при аудите учредительных
документов)
Арифметическая проверка сумм
уставного капитала и
распределения долей
учредителей
Аналитические процедуры для
контроля изменения уставного
капитала и долей учредителей
Запрос и подтверждение
учредительных документов
у государственных
контролирующих органов,
подтверждающих
государственную регистрацию
организации
Расчеты с 
учредителями
по взносам в
уставный
капитал и по
выплате
доходов
Наличие взносов 
учредителей
Полнота и
своевременность
взносов в уставный
капитал
в соответствии
с действующим
законодательством
Документальное
оформление расчетов
с учредителями
Организация
бухгалтерского
учета расчетов
с учредителями
Правильность
налогообложения
расчетов
с учредителями
по выплате доходов
Инспектирование (проверка 
полноты и своевременности
расчетов с учредителями,
документального
подтверждения расчетов
с учредителями по форме и
по существу, корреспонденции
счетов на соответствие
типовому и рабочему плану
счетов, оборотов по
взаимокорреспондирующим
счетам)
Арифметическая проверка сумм
и оборотов по счетам
Аналитические процедуры
для контроля правильности
расчетов с учредителями
Формирование 
и изменение
уставного
капитала
Полнота 
формирования
уставного капитала
в соответствии
с действующим
законодательством
Организация
бухгалтерского
учета формирования
и изменения
уставного капитала
Инспектирование (проверка 
законности обоснования
изменения уставного
капитала, типовых
корреспонденций счетов
по формированию и изменению
уставного капитала, записей
по взаимокорреспондирующим
счетам)
Арифметическая проверка сумм
и оборотов по счетам
Состояние и 
движение
прочих видов
капитала и
резервов
Законность 
обоснования
формирования фондов
и резервов
Полнота и
своевременность
формирования фондов
и резервов
Документальное
обоснование
формирования фондов
и резервов
Организация
бухгалтерского и
налогового учета
формирования и
использования
фондов и резервов
Инспектирование (проверка 
законности обоснования
формирования прочих видов
капитала и резервов,
документального
подтверждения формирования и
изменения прочих видов
капитала и резервов по форме
и по существу, типовых
корреспонденций счетов по
формированию и изменению
прочих видов капитала и
резервов, записей
по взаимокорреспондирующим
счетам)
Арифметическая проверка сумм
и оборотов по счетам

При проверке уставного капитала, прочих видов капитала и резервов и расчетов с учредителями используются следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (в ред. от 29.12.2004);
  • ПБУ 1/98;
  • ПБУ 4/99;
  • Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н “О формах бухгалтерской отчетности организаций” (в ред. от 31.12.2004).
Предлагаем ознакомиться:  Какое право на наследство имеют внуки

Для проверки привлекаются учредительные документы, являющиеся локальными нормативными документами организации: устав, учредительный договор, протоколы собрания учредителей. Кроме того, анализируются документы, подтверждающие законность функционирования организации:

  • свидетельство о государственной регистрации, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • свидетельства о регистрации в органах статистики, ПФР, ФСС РФ, ФОМС;
  • лицензии на определенные виды деятельности;
  • документы, подтверждающие право собственности учредителей на имущество, вносимое в счет вклада в уставный капитал;
  • проспект эмиссии;
  • реестр акционеров;
  • протоколы годового собрания акционеров (учредителей);
  • решения совета директоров;
  • приказы и распоряжения исполнительной дирекции организации;
  • независимая оценка рыночной стоимости основных средств.

Вклады в уставный капитал и расчеты с учредителями по взносам в уставный капитал и по выплате доходов, формирование и движение прочих видов капитала и резервов подтверждают учетная политика организации, первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская отчетность.

К первичным документам относятся выписка банка, приходные кассовые ордера, накладные, акты оприходования имущества, акты о приемке-передаче объектов основных средств и пр.

Регистры синтетического и аналитического учета включают журналы-ордера по счетам 75 “Расчеты с учредителями”, 80 “Уставный капитал”, 82 “Резервный капитал”, 83 “Добавочный капитал”, 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”, 96 “Резервы предстоящих расходов”; карточки по счетам, анализы счетов; оборотно-сальдовые ведомости; ведомости аналитического учета; бухгалтерские справки и пр.

При аудите используются следующие формы бухгалтерской отчетности: “Бухгалтерский баланс” (форма N 1), “Отчет об изменениях капитала” (форма N 3).

Аудит формирования уставного капитала, прочих видов капитала и резервов, расчетов с учредителями осуществляется, как правило, сплошным способом.

Проверка учредительных документов, предшествующая аудиту активов и обязательств организации, позволяет определить дальнейший объем аудиторских работ, которые связаны с особенностями деятельности организации:

  • виды деятельности, которые следует подвергнуть аудиту, т.е. порядок формирования доходов и расходов от обычных и прочих видов деятельности;
  • форма собственности, т.е. особенности финансирования организации и использование средств целевого финансирования;
  • наличие дочерних, зависимых организаций, филиалов, структурных подразделений, т.е. расчеты со связанными организациями или внутрихозяйственные расчеты;
  • формирование, движение и распределение прибыли, капитала, резервов, т.е. особенности организации бухгалтерского и налогового учета капитала и резервов.

Аудиторская проверка учредительных документов осуществляется по двум направлениям. Во-первых, необходимо установить наличие учредительных и прочих правоустанавливающих документов: устава, изменений в устав; учредительного договора; протоколов заседаний учредителей; свидетельств о регистрации, лицензий, договоров.

Предлагаем ознакомиться:  Эффективный контракт в учреждениях образования

В процессе экспертизы учредительных документов необходимо обратить внимание на следующие аспекты функционирования организации:

  • организационно-правовая форма (в соответствии с ГК РФ юридическое лицо может быть зарегистрировано как открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.);
  • форма собственности (в соответствии с ГК РФ юридическое лицо может иметь государственную, частную форму собственности);
  • территориальное функционирование (организация может быть российской, иностранной, с участием иностранного капитала);
  • правовой статус организации (экономический субъект может быть основной, дочерней, зависимой организацией, филиалом, структурным подразделением);
  • виды деятельности (организация может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством), основными из которых являются производственная, торговая, строительная, и наличие лицензии на каждый вид деятельности;
  • организационная структура управления (наличие высшего органа, наблюдательного совета и исполнительного органа), внутренние положения, штатное расписание; с помощью перекрестной проверки документов устанавливается соответствие организационной структуры в разных правоустанавливающих документах;
  • функции, полномочия и подчиненность персонала в рамках структуры управления организацией; информация, отраженная в организационной структуре, внутренних положениях, должностных инструкциях, трудовых договорах, сверяется с учредительными документами и действующим законодательством;
  • внутренняя структура учетной службы и службы внутреннего аудита; устанавливаются штат учетных работников и аудиторов, ревизоров, их подчиненность, соответствие функциональных обязанностей действующему законодательству, учредительным документам, внутренним положениям, должностным инструкциям, трудовым договорам;
  • наличие учредителей организации (юридических и физических лиц);
  • размер уставного капитала для каждого из учредителей и порядок формирования уставного капитала (в соответствии с законодательством вклады в уставный капитал могут вноситься денежными средствами и другим имуществом);
  • распределение долей в уставном капитале, в том числе преобладающее участие конкретного учредителя в уставном капитале организации;
  • создание резервного и других фондов, направления использования средств этих фондов (проверка осуществляется на соответствие действующему законодательству);
  • порядок и условия распределения чистой прибыли между учредителями, акционерами.

Полученную в процессе аудита учредительных документов информацию аудитор может использовать при проверке других участков и операций учета: внеоборотных и оборотных активов, расчетов, финансовых результатов, капитала и резервов.

 По данным учредительных 
документов
 По данным аудита 
 Примечание 
аудитора
 Вид 
взноса
 Дата 
взноса
 Сумма 
взноса,
руб.
 Учетный 
документ,
номер,
дата
 Вид 
взноса
 Дата 
взноса
 Сумма 
взноса,
руб.
Учетный 
документ
Денеж- 
ные
средст-
ва
10.05.2005
50 000 
Выписка 
банка с
расчетного
счета от
12.05.2005
Денежные
средства
12.05.2005
40 000 
Выписка 
банка с
расчет-
ного
счета
Отклонение по 
дате и по
сумме
(-10 000 руб.)
Основ- 
ные
средст-
ва
10.05.2005
50 000 
Акт 
приемки-
передачи
основных
средств
от
10.05.2005
Основные
средства
10.05.2005
50 000 
Акт о 
приеме-
передаче
объекта
основных
средств
по форме
N ОС-1
Нарушен 
порядок
документально-
го оформления
поступления
основных
средств
(Постановление
Госкомстата
России
от 21.01.2003
N 7)

Проверка документального оформления, полноты и своевременности расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал организации

Напомним, что общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов, доходов до полной оплаты всего уставного капитала общества, если на момент выплаты дивидендов общество имеет признаки несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий, а также если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов.

Предлагаем ознакомиться:  Может ли налоговая прийти без предупреждения

При аудите расчетов с учредителями по выплате доходов проверяется налогообложение этих доходов.

Аудит уставного капитала организации

Аудит организации бухгалтерского учета расчетов с учредителями предусматривает проверку учетных записей по корреспондирующим счетам. При проверке используются процедуры:

  • инспектирование применяемых в бухгалтерском учете аналитических счетов по расчетам с учредителями на соответствие Плану счетов бухгалтерского учета и рабочему плану счетов; принимается во внимание, что аналитический учет по счету 75 ведется по каждому учредителю (участнику);
  • тестирование отраженных в бухгалтерском учете корреспонденций счетов.

В процессе аудита организации бухгалтерского учета расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал проверяются записи по дебету счетов 07 “Оборудование к установке”, 08 “Вложения во внеоборотные активы”, 10 “Материалы”, 11 “Животные на выращивании и откорме”, 41 “Товары”, 50 “Касса”, 51 “Расчетные счета”, 52 “Валютные счета”, 55 “Специальные счета в банках”, 58 “Финансовые вложения” и кредиту счета 75-1.

При проверке расчетов с учредителями по выплате доходов анализируются записи по дебету счета 84 и кредиту счета 75-2. Если учредитель (участник) является работником организации, то счет 75 не применяется. Начисление и выплата доходов работникам организации, входящим в число его учредителей (участников), учитываются на счете 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”.

В случае выплаты начисленных сумм доходов проверяются обороты по дебету счета 75-2 и кредиту счетов 50, 51, 52, 55, 91 “Прочие доходы и расходы”.

Дебет 75-2, Кредит 68.

Записи в первичных документах в журнале-ордере по счету 75 и главной книге (при журнально-ордерной форме учета) должны совпадать. Корреспонденция счетов должна соответствовать содержанию хозяйственной операции.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector