Договор коммерческой концессии: что это такое || Договор концессии что это такое

Как регистрируется договор франчайзинга

Основной документ, регулирующий базовые отношения между франчайзером и франчайзи имеет четыре основные качества, согласно которым он является:

  • Консенсуальным — он начинает действовать непосредственно после подписания. Для сравнения другие типы договоров вступают в силу после передачи имущества.
  • Двусторонним — определяет права и обязанности, устанавливаемые для обеих сторон соглашения.
  • Платным — передача прав осуществляется за вознаграждение.
  • Казуальным — имеет обоснование обязательств (простыми словами определяет цели каждой стороны при заключении соглашения).

Многие относят договор коммерческой концессии к некоторой разновидности лицензионного. Несмотря на то, что оба типа документа определяют передачу прав от одного лица к другому, эти виды договоров имеют несколько принципиальных различий:

  • Договор франчайзинга может быть заключен только между предпринимателями, а лицензионный не ограничивается бизнес отношениями.
  • Лицензионный договор может передавать только одно право, в то время как коммерческая концессия — это комплекс прав.
  • Лицензионный и авторский типы договоров могут быть безвозмездными.
  • Использование прав по лицензионному договору не ограничивается исключительно предпринимательской деятельностью.

На практике договор франчайзинга является достаточно сложным документом, который обязательно должен быть заключен в письменном виде. Он определяет следующие положения:

  • Предмет договора. Представляет собой непосредственно факт передачи прав, а также их перечень.
  • Права и обязанности сторон. Со стороны правообладателя сюда входит: обязательство о передаче информации, оказание помощи, ограничение на передачу аналогичных прав другим лицам, возможность осуществления контроля. Со стороны пользователя прав предусматривается: использование прав в строго заданном формате, соблюдение стандартов качества, сохранение коммерческой тайны, информирование потребителя о предоставлении товаров или услуг на правах франшизы, запрет на вступление в конкуренцию с правообладателем.
  • Территориальное ограничение действия соглашения. Договор может действовать только в рамках определенного региона или повсеместно, что зависит от типа франшизы. Также может быть наложено ограничение на масштабы предприятия (бизнеса), использующего полученное право.
  • Срок действия. В большинстве случаев срок договора коммерческой концессии устанавливается без ограничений, но требованиями к оформлению этого типа документа не запрещено указание периода допустимого использования прав.
  • Размер вознаграждения. Сумма, выплачиваемая пользователем правообладателю, а также формат ее выплаты, оговаривается сторонами в индивидуальном порядке.
  • Порядок действий при расторжении договора. Если срок контракта ограничен, этот пункт зачастую определяет условия его продления. Также указываются варианты как можно расторгнуть договор досрочно по взаимному соглашению, как будет осуществляться процесс прекращения действия документа, при условии банкротства одной из сторон или невыполнения своих обязательств.

Важным моментом в договоре коммерческой концессии выступает тот факт, что права использования также автоматически распространяются на все обновления бренда. Например, компания франчайзер провела ребрендинг, а значит все участники сети (франчайзи) также могут использовать новые логотипы и символику.

Документ о передаче правообладателем исключительных прав будет считаться недействительным, если он заключен не в письменном виде, а также не зарегистрирован в органах государственной регистрации (Росреестре). Регистрацию выполняет правообладатель. В случае если последний является зарубежной компанией, договор регистрирует орган исполнительной власти, осуществивший регистрацию этого лица.

Предлагаем ознакомиться:  Сущность акта приема-передачи помещения при расторжении договора аренды и образец документа

Для регистрации подаются следующие документы:

  • Заявление на проведение регистрации;
  • Непосредственно сам договор коммерческой концессии;
  • Копии документов сторон о регистрации предпринимательской деятельности;
  • Квитанция об уплате госпошлины за регистрацию;
  • Копии документов, подтверждающих право владения интеллектуальной собственностью.

Договор коммерческой концессии: что это такое || Договор концессии что это такое

Регистрация договора длится около трех месяцев, при условии, что все документы составлены и поданы правильно. Прекращение договора коммерческой концессии также осуществляется через регистрационные органы. При этом заключается новый договор о расторжении первого.

Концессия в сфере ЖКХ

Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (ГЧП), которое признано наиболее удачным способом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам.

Регламентируется государственно-частное партнерство следующими законодательными актами о концессии:

  • закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
  • ПП РФ №748 «Об утверждении типового концессионного соглашения».

При передаче в концессию объектов водоснабжения и теплоснабжения, водоотведения, государство закрепляет за собой право выступать стороной концессионного соглашения.

Примеры концессии водоснабжения: Волгоградский водоканал, взятый в концессию с акцентом на модернизацию очистных сооружений. Доступ иностранным инвесторам закрыт, партнерами становятся только отечественные компании.

В коммунальном направлении концессионные соглашения имеют место быть в следующих условиях:

  • при долгосрочном действии контрактов;
  • есть четко очерченный круг задачи обязательств, которые подлежат безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов;
  • у инвестиций есть верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать деньги;
  • концессионер должен достичь показателей, а среди них – энергоэффективность, качество, надежность;
  • порядок возврата денег, потраченных инвестором.

ГЧП – это не гарантия абсолютно удачного варианта, есть и негативные моменты.

Стороны договора:

  1. Концессионер – лицо, которое берет на себя обязательство по реализации инвестиционного проекта. Обычно это коммерческая организация или группа компаний.
  2. Концедент – конкретное государство. От его имени соглашение подписывается руководителем правительства, административных единиц или других органов власти. Отношения сторон проходят строго в рамках подписанного договора концессии.

Плюсы концессионных соглашений для государства:

  • есть возможность совершенствовать, модернизировать объекты ЖКХ, при этом не тратя бюджетные деньги;
  • переданное во временное пользование частникам имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

Недостатки:

  • готовить проект, документацию на организацию конкурса и его проведение, кадастровый учет земель приходится на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат);
  • готового вложить крупные суммы инвестора непросто найти, обычно к партнёрству склоняются представители малого бизнеса или бывшие унитарные предприятия, которые не располагают необходимыми финансами.

Обеспечивают финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ на следующих условиях: вкладываются деньги инвестором, из местного и регионального бюджета — не менее 40% от общей цены мероприятия. Доля инвестора должна составлять минимум 20%.

Фонд может субсидировать реализацию проекта с ограничением в 300 миллионов рублей. Если концессионер не смог выполнить в установленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и сильно задолжал Фонду, проект можно считать неудавшимся.

Предлагаем ознакомиться:  Претензия банк необоснованно списал денежные средства по кредиту

И это может быть не вина концессионера: многие сети тепло-и водоснабжения слишком сильно изношены, тарифные ставки не покрывают потери энергоносителей, а заниматься реконструкцией, получать доход, отдавать долги Фонду и другим кредиторам при таких условия очень сложно.

Потенциальный инвестор, который решил стать партнером государства в улучшении коммунального хозяйства, выбирает подходящий объект. Например, котельную. Затем он заявляет в орган местной власти о своем намерении.

Его могут обязать скорректировать программу или могут принять ее без изменений.

Концессионное соглашение – договор, содержащий пункты:

  • описание объекта;
  • срок действия;
  • концессионная плата (размер, форма платежей, периодичность);
  • плата концедента – размер, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ;
  • условия досрочного расторжения;
  • методы и средства разрешения противоречий;
  • гарантии банка;
  • реквизиты, подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Получается, что эти объекты будут эксплуатироваться компанией, которая не имеет прав владения, а только пользования в течение времени, указанным в трехстороннем соглашении.

Поэтому на всю переходящую под концессию недвижимость сферы ЖКХ должно быть оформлено обременение в виде передачи прав пользования.

Здесь поджидает масса сложностей:

  • далеко не все трассы, сети, строения оформлены, как полагается, и на них зарегистрированы права собственности;
  • часть объектов, на которые вся документация в порядке, имеют задолженность по оплате.

Правительство принимает меры для урегулирования всех подобных проблем на законодательном уровне.

Отличия от аренды

Чем концессия отличается от аренды? Договор концессии – тот же договор аренды, который имеет свои особенности и отличается от типичных договоров.

Договор концессии – вид договора, не предусмотренный ГК РФ, о создании или реконструкции за счет средств инвестора объектов недвижимости в государственную собственность, за счет чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу.

Аренда предполагает использование уже имеющегося имущества за плату, а концессия – создание объекта или модернизация существующего, а уже после возмездная эксплуатация.

Государство ставит перед собой задачу повысить эффективность бюджетных расходов и привлечь частные инвестиции. Государственно-частное партнерство (ГЧП) и концессия — эффективные механизмы решения данных задач.

Концессионные соглашения считаются одной из возможных форм государственно-частного партнерства, его специфичность заключается в сохранении права собственности на объект соглашения.

ГЧП – долговременное взаимовыгодное сотрудничество общественного и частного партнеров (то есть государства и юридического лица или группы юридических лиц), направленное на реализацию планов ГЧП для достижения задач социально-экономического значения с помощью объединения ресурсов и деления рисков между сторонами в установленных договором пропорциях.

У механизма реализации концессии не такой широкий диапазон. Необходимость применения концессионного соглашения определяется преимуществами, которые принадлежат и ГЧП:

  • прозрачность правового режима ввиду наличия законодательства, которое регулирует порядок заключения и выполнения концессионных соглашений и ГЧП;
  • есть практика реализации концессионных контрактов на региональном уровне;
  • можно применять отдельные механизмы государственной поддержки и инструментов ГЧП.

Отличие ГЧП от концессии и важные аспекты взаимодействия государства и бизнеса, основанные на этих двух формах:

  1. ГЧП консолидирует ресурсы сторон. Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее установленных и определенных пропорциях. Концессионер же создает объект за свой счет, не получая со стороны концедента платы, а при создании объекта концессионер получает данный объект на определенный срок в целях возмещения своих финансовых затрат на счет использования созданного им объекта.
  2. При реализации проектов ГЧП стороны соглашения: публичный партнер – государство (правительство РФ, исполнительный орган власти и т.д.), частный партнер – российское юридическое лицо, с которым заключается оглашение. При концессии: концендент – государство (правительство, исполнительная власть), концессионер – предприниматель.
  3. Объекты соглашения ГЧП: автомобильные дороги, транспорт общественного пользования, морские и речные судна, объекты здравоохранения и социального обслуживания населения (образование, спорт и т.д.). Для концессий перечень расширенный: то же самое, а также объекты тепло- , газо- и энергоснабжения.
  4. Элементы соглашения для ГЧП: строительство (реконструкция) или создание объекта соглашения частным партнером полного или частичного финансирования объекта соглашения, эксплуатация или техническое обслуживание объекта соглашения. Для концессий: концессионер обязуется создавать или реконструировать объекты концессионного соглашения, соблюдать сроки созданий или реконструкции.

Так что означает слово концессия? Здесь можно дать следующее определение – это предоставление государством организации исключительных прав на возведение конкретного объекта с последующей передачей его в собственность страны. За это организация получит возможность эксплуатировать объект после его возведения в течение определённого времени.

Что касается отличий концессий и ГЧП, обе формы тесно связаны, но государственно-частное партнерство имеет более широкие возможности.

Предлагаем ознакомиться:  Технология и сферы использования форфейтинга в Российской Федерации

Что такое коммерческая субконцессия

Стандартный договор коммерческой концессии должен быть заключен исключительно на передачу прав от правообладателя к пользователю. Последний не может по такому соглашению выполнять передачу полученных прав третьей стороне. Однако, некоторые типы франшизы не только допускают, но и обязывают получателя прав к такому действию.

В этом случае происходит субконцессия, для которой заключается отдельный документ. При этом в договоре коммерческой концессии, помимо основных положений, указывается количество юридических лиц или ИП, которым могут быть переданы пользователем полученные права. Чаще всего устанавливается минимум или максимум допускаемого числа соглашений.

Непосредственно на сам договор коммерческой субконцессии накладываются следующие стандарты:

  • Срок его действия не может превышать срок основного договора.
  • Ответственность за причиненный вред основному правообладателю со стороны лица, которому были переданы пользователем права, несет пользователь.
  • При расторжении первичного договора, права и обязанности перед привлеченным по договору субконцессии лицом, возлагаются на основного правообладателя, при условии принятия им настоящего договора.
  • Если первичный договор признается недействительным, вторичный также теряет юридическую силу.

Франчайзинг — относительно новое понятие на отечественном рынке, не имеющее качественной законодательной базы. Это вынуждает многих заключать целую серию стандартных договоров, усложняя процесс передачи прав, а, следовательно, и дальнейшее урегулирование конфликтных ситуаций. Однако зная, как составляется договор коммерческой концессии, что это такое и какие права и обязанности он определяет для сторон, вы сможете упростить для себя процесс оформления сделки, а главное сумеете отличить сам документ от других типов соглашений, которые часто представляются как франшиза, но ею не являются.

Оцените статью
Юридическая помощь
Adblock detector