Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Договор о полной материальной ответственности водителя за автомобиль (2020 год)

Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?

Трудовое законодательство устанавливает обязанность возместить причиненный ущерб работодателю. Механизм такого возмещения — материальная ответственность сотрудника. Применяется ли данный механизм к профессии водителя? Должен ли заключаться договор материальной ответственности водителя за автомобиль?

Ограничения

Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:

  • сотруднику есть 18 лет;
  • трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
  • должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85).

Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.

Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).

Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.

Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:

  • форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
  • когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.

Договор о полной материальной ответственности водителя за автомобиль (2020 год)

Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда.

В случае, если доставкой (сопровождением) груза занимается не один, а два шофера, отвечать за причиненный вред вверенному грузу они будут солидарно.

Аналогичный вид ответственности за вверенный груз, товары возлагается на лиц, управляющих грузовыми автомобилями, курьеров, занимающихся перевозкой товаров.

Среди принятого перечня документации, который необходим для принятия на должность нового водителя, также стоит задача оформить имущественные отношения сотрудника за транспортное средство.

На основании трудового законодательства, а именно статьи 244, подобный документ может быть создан:

  1. если кандидат является совершеннолетним;
  2. если сотрудник непосредственно в свое работе эксплуатирует транспортное средство;
  3. если занимаемая должность числится в списке материально-ответственных лиц в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 №85.

Именно это Постановление и объясняет, может ли водитель в принципе быть материально ответственным лицом или нет.

При организации деловых отношений с водителем, руководство организации может использовать одну из двух форм договорных отношений – постоянную или повременную:

  1. При постоянной регламентируемые имущественные отношения имеют бессрочный характер, расторжение договора и, соответственно, снятие всей ответственности с работника возможно только лишь при увольнении или его переводе.
  2. Повременная форма предполагает фиксированный временной промежуток такого договора, а уже по истечению указанного срока принимается решение либо о расторжении, либо о его продлении.

Одним из нюансов является еще и факт совмещения функций водителя с функциями экспедитора, что играет решающую роль в ответе на вопрос: «Несет ли водитель общую или полную ответственность?».

Договор о полной материальной ответственности водителя за автомобиль (2020 год)

Так, основываясь на Трудовом Кодексе и 85 Постановлении Министерства Труда, выделяют два особых случая, при которых водитель может нести полную ответственность, а именно:

    Работник в ответе и за груз
  1. Если водитель перевозит ценный груз, который закреплен за ним как и доверенностью, так и актом приема-передачи под его подпись, то он полностью отвечает за его целостность и транспортировку. Однако же должность такого водителя не изъявлена как «водитель-экспедитор», то наниматель не может уполномочить такого служащего являться ответственным за такую грузоперевозку.
  2. Если водитель значится на должности экспедитора, что предполагает факт материальной ответственности за транспортируемый груз, его правильном содержании и калькуляции количества, однако помимо трудового договора с таким служащим также должны быть и зарегистрированы имущественные отношения касаемо эксплуатируемого транспорта.
Предлагаем ознакомиться:  Переоформление автомобиля по наследству в ГИБДД в 2019 году -стоимость, без прав, заявление, документы

В остальных же случаях водители несут общие материальные обязательства, которые ограничиваются среднемесячной заработной платой.

Стоит упомянуть и о возможности заключения коллективных регламентируемых имущественных отношений, что наиболее актуально при наличии двух и более водителей на одно транспортное средство.

Обязательства при заключении таких договоров могут быть полными или частичными. В первом случае, вся ответственность ложится на работника, по вине которого произошла порча имущества, когда как во втором – каждый из водителей выплачивает только свою индивидуальную часть.

Полная материальная ответственность: определение понятия

Полная материальная ответственность предполагает возмещение ущерба в полном объеме. Если повредили вверенное имущество на 5000 рублей, то вернуть не меньше. Для этого потребуется заключить договор о полной материальной ответственности с водителем.

Однако чтобы взыскать с работника полную стоимость причиненного ущерба, законом предусмотрены случаи, когдадоговор о полной материальной ответственности водителя не потребуется. Под законом подразумевается статья 243 ТК РФ. Перечислим основные ситуации и обстоятельства, при наступлении которых работник «вернет все»:

  • совершение преступления. Конечно, факт требуется подтвердить судебным актом — приговором. Когда деяние «не дотянуло» до преступления, то обычно речь идет об административном правонарушении. И если в результате причинен ущерб, платить придется;
  • умысел. Если сотрудник осознанно (умышленно) разбил служебный автомобиль или компьютер, то неважно, заключен ли с ним договор о материальной ответственности водителя. Возместить потери он обязан в полном объеме. Да, неважно, был ли человек пьяный или трезвый — предел ответственности одинаковый;
  • разглашение тайны.

Следует отметить, что кодекс допускает возмещение ущерба, даже когда сотрудник не исполнял обязанности.

Если нет соглашения о матответственности с лицом, которое есть в перечне. Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности. Здесь иной вариант:договор о материальной ответственности с водителем, например, есть, а специалист такого нет в перечне. Это тоже нарушение. В данных случаях водитель несет ответственность только в пределах своего среднего заработка за месяц, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

Договор о полной материальной ответственности водителя за автомобиль (2020 год)

Также взыскивать ущерб без решения суда незаконно, если:

  • истек месячный срок для издания приказа о взыскании ущерба;
  • сотрудник не признает свою вину и отказывается платить, а сумма ущерба превышает средний заработок работника за месяц;
  • работник уволился, не выплатив причитающейся суммы;
  • им было совершено преступление, допустим, кража, но нет вступившего в силу приговора.

Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.

Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. Удержать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.

В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:

  • выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
  • отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.

Обязанности водителя

Весь перечень обязанностей водителя должен быть регламентирован трудовым договором.

Если говорить о водителе служебного транспортного средства, то его функции включают не только перевозку пассажиров, но и поддержание чистоты самого автомобиля, его техническую исправность, уровень топлива и небольшой ремонт. Как правило, капитальный ремонт, ТО в спектр его функций не включен, так как должен производиться специалистами.

Служащие грузовых транспортных средств являются ответственными за перевозку, сохранность и своевременную доставку имущества, правильностью погрузки и выгрузки, мелким ремонтом транспорта и своевременной заправкой.

Водитель-экспедитор помимо вышеперечисленных дел также должен следить за количественно-качественными характеристиками товара, которые должно полностью соответствовать сопутствующей документации, а также такой работник несет ответственность за целостность упаковки перевозимого имущества, заполнение актов о недостаче или порче груза.

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли оспорить долги по наследству

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления предметов.

Договор о полной материальной ответственности водителя за автомобиль (2020 год)

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

С кем заключать: границы ответственности

Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

  • Техническое состояние транспортного средства;
  • Сохранность и качество перевозимых предметов.

Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

Для сохранности имущества фирмы заключают договор

Теперь непосредственно о грузе.

Человек, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз. Другое дело экспедитор.

Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температура, давление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей, поэтому отвечать за это он не может.

Трудовой договор является главным регламентирующим документом

Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

Нужно отметить, что при данном виде деятельности цепочка «грузоотправитель – водитель» удлиняется на неопределенное количество звеньев из-за того, что между этими её составляющими стоит энное количество транспортно-экспедиционных посредников.

Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузки/выгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю (не наделяя его функцией экспедитора) отвечать за нанесение ущерба в полном объеме.

Это неправомерно, так как контракт на перевозку не является трудовым соглашением или специальным документом.

Предлагаем ознакомиться:  Где оформляют автомобиль для перевозки инвалида

Заключение соглашения о матответственности разрешено не с любым работником. И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров. Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон. Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.

Возьмем для примера водителя грузовика, который во время ремонта сломал борта кузова. Умысла не было, состава преступления или административного правонарушения не было, а ущерб есть. В такой ситуации руководитель считает, что мог бы спастиобразец договора о материальной ответственности водителя 2020 года.

Однако 243 статья ТК позволяет заключать соглашения о матответственности только с определенными специалистами. Их список утвержден в перечне Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002. Обычный шофер в нем не значится, и в этой связи заключенный договор о материальной ответственности за автомобиль расцениваться как нарушение ТК. Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.

Водитель обязан быть не простым, а, например, инкассатором или экспедитором. Инкассаторы получают, некоторое время хранят (по пути следования) и выдают материальные ценности — деньги. Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность. Поэтомудоговор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным.

Водитель-экспедитор или инкассатор несут ответственность по договору только за сохранность груза и перевозимых ценностей, но никак не за сам автомобиль.

Зона ответственности

  • Состояние и исправность автомобиля;
  • Целостность и уровень качества транспортируемого имущества (груза).

Однако не всегда работодатель имеет право требовать ремонт транспортного средства за счет работника. Это возможно в тех случаях, когда поломка произошла по ряду случаев, четко описанных в трудовом законодательстве.

Например, водитель находился в нетрезвом состоянии и повредил автомобиль или же осознанно способствовал поломке транспорта, использовал автомобиль в личных целях или в нерабочий промежуток времени. Если же повреждение произошло не по его вине или случайно, то обычной такой убыток ограничивается одним среднемесячным окладом водителя.

Если речь идет об ответственности водителя-экспедитора, то за все повреждения имущества в ходе его транспортировки, включая целостность упаковки, задержки доставки, неправильного режима самой перевозки груза, такой работник отвечает в полном объеме.

Договор и приказ

Любой договор о материальной ответственности не должен идти в разрез с трудовым законодательством. Посему все подобные имущественные отношения основаны на статье 232 Трудового Кодекса РФ.

Прописывают все основания для вычета ущерба с работника

Документ должен четко описывать все случаи, в ходе которых работник должен выплачивать ущерб в полном объеме. Договор такого плана может быть заключен как в организации, так и между водителем и владельцем автомобиля, к примеру, грузового.

Роль работодателя

Руководство организации при приеме на работу нового работника в обязательном порядке должно убедиться в профпригодности последнего.

Необходимо убедиться, что водитель имеет определенные профессиональные навыки, позволяющие ему занимать подобную должность, а также подтвердить его состояние здоровья, отсутствие противопоказаний, которые могли бы препятствовать его работе с транспортным средством.

Важным будет и проверка наличия водительских прав, их срока годности и своевременного обновления удостоверения. Часто кандидаты должны пройти и стажировку на новом месте.

Также перед получением должности водителя, сотрудник должен пройти медицинский осмотр, который позволит получить ему заключение о том, что его физическое состояние позволяет ему занимать подобную должность.

В случае, если работник отказывается от посещения медицинского учреждения, то работодатель имеет все основания для отказа такому кандидату в приеме на должность водителя.

Важным условием качественной работы является и обеспечение нанимателем исправного транспортного средства, необходимых комфортных условий для транспортировки и целостности груза (правильная упаковка, подходящий транспорт для определенных видов перевозимого имущества, грамотно отлаженный график перевозок и так далее).

Формирование правильной системы дифференциации имущественных обязательств во многом зависит от правовой грамотности руководства организации. Немаловажную роль играет уровень сознательности и ответственности работника, что в дальнейшем обеспечит прочные деловые отношения и минимизирует риск возникновения форс-мажорных ситуаций.

Оцените статью
Юридическая помощь
Adblock detector