Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Договор с воис и рао

Какие действия можно разрешать по лицензии

Лицензионный договор предполагает предоставление правообладателем разрешения на использование музыки на определенных условиях. В таком договоре должны быть определены музыкальный контент, способы, срок и территория его использования, а также финансовые условия. 

Лицензия не предполагает полного перехода прав, как в договоре об отчуждении исключительного права. Исключительное право остается у правообладателя. В музыкальной индустрии распространена практика определения вознаграждения за использование контента в форме роялти.

Роялти — вознаграждение в виде периодических процентных отчислений. Базисом для расчета, как правило, выступает получаемая чистая прибыль от коммерческого использования. 

Лицензиар — правообладатель, который предоставляет право использования музыки по лицензии.

Лицензиат — лицо, получающее право использования музыки по лицензии.

Срок использования — период времени, в течение которого лицензиату разрешается совершение действий, предусмотренных лицензионным договором.

Территория использования — территория, на которой лицензиату разрешается совершение действий, предусмотренных лицензионным договором. Например, это может быть территория всего мира или только Россия.

Исключительная лицензия — вид лицензии, предполагающий, что только лицензиат может эксклюзивно использовать музыку на условиях, определенных в договоре. 

Простая, или неисключительная, лицензия — вид лицензии, который предполагает право использования музыки лицензиатом с возможностью предоставления правообладателем лицензий многим лицам (без эксклюзивности для одного).

Воспроизведение — это копирование и создание новых экземпляров. Например, если вы планируете печатать винил или CD, вам необходимо получить право использования способом воспроизведения.

Доведение до всеобщего сведения — использование материала в интернете (например, в стриминге). Вы точно встретите такое или аналогичное право в договорах с цифровыми дистрибьюторами.

Переработка — право, предполагающее создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. 

Ярким примером переработки является аранжировка. При аранжировке музыкант видоизменяет форму первоначального произведения путем его доработки. Это может предусматривать, например, изменение гармонии, дополнение или замены партий инструментов. Тем самым аранжировщик вносит свой творческий вклад.

Зачастую для того, чтобы определить, является ли созданное произведение переработкой ранее созданного или же, напротив, творчески самостоятельным, назначается музыковедческая экспертиза.

Синхронизация — включение музыки в видео. Иными словами, объединение аудиодорожки с видеорядом. Это может быть музыка в кино, в рекламе, в видеоигре или в мультимедийном продукте (например, в виртуальном музее). 

Публичное исполнение, или «Публичка», — исполнение перед публикой живьем или с помощью технических средств (радио, телевидение и так далее).

Договор с воис и рао

Сообщение в эфир и по кабелю — трансляция по радио и телевидению.

Распространение — продажа дисков, винила или иных носителей.

Указанный перечень действий не является полным и исчерпывающим, но позволяет сориентироваться в наиболее распространенных на практике способах использования контента.

В начале 2009 года РАО обратилось в прокуратуру по поводу трех концертов иностранных исполнителей, включая Элтона Джона в «Барвиха Luxury Village». Причиной иска было незаключение организаторами концертов лицензионного договора с РАО. Использование исполненных на концертах произведений признали незаконным. Подробнее.

Общества по коллективному управлению правами и пользователи вступают во взаимодействие, заключая между собой договор. Согласно этому документу, пользователи могут использовать музыкальные композиции/исполнения/фонограммы, отчитываясь и выплачивая за это деньги. 

В России коллективным управлением правами артистов, авторов и изготовителей фонограмм занимаются три организации — Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российский союз правообладателей (РСП).

В тех случаях, когда правообладатели известны и с ними легко связаться. Распространены случаи, когда сами артисты администрируют свои права, также можно договориться с их паблишером или лейблом.

▪️ Цена лицензии может быть ниже, чем аналогичная ставка РАО. Особенно это актуально, если проводится большой концерт.

▪️ Концертная программа согласована и не подразумевает неожиданных выходов на бис с исполнением чужих песен.

Что такое коллективное управление правами

Коллективное управление правами призвано облегчить взаимодействие правообладателей и пользователей в сферах массового использования музыкального контента: телевещания, радиовещания, публичного исполнения в барах, ресторанах, клубах и других общественных местах.

Договор с воис и рао

Для этого создаются общества по коллективному управлению правами (ОКУП).

Без системы коллективного управления правами пользователям контента (радиостанциям, телекомпаниям, торговым центрам и другим) пришлось бы искать каждого автора или правообладателя, чтобы заключить с каждым отдельное соглашение. Для использования музыкальных произведений, исполнений, фонограмм пользователи заключают договор с ОКУП и вправе использовать любой контент, входящий в его каталог.

При этом нужно отметить, что у коллективного управления наряду с преимуществами есть ряд недостатков, которые могут обретать характер системной проблемы. Ниже мы остановимся на этом подробнее. 

Что такое ВОИС

Всероссийская организация интеллектуальной собственности осуществляет коллективное управление смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм (подробнее о ВОИС читайте здесь).

Предлагаем ознакомиться:  Наезд на яму судебная практика

ВОИС (как и РАО) собирает деньги, но только для правообладателей смежных прав.

Выплата авторского вознаграждения представителями ВОИС осуществляется не реже 4 раз в год, при этом выплата вознаграждения, собранного на территории России, может осуществляться ежемесячно. 

Существует минимальная сумма вознаграждения, подлежащая выплате, — в рублях она составляет 1400 рублей, для вознаграждения в иностранной валюте — 100 долларов США.

РАО и ВОИС вправе удерживать из собранного вознаграждения определенный процент на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения. Он не может быть больше 45% (из них не более 20% может идти в специально созданные авторскими обществами фонды).

Стоит помнить о том, что, если вы физическое лицо, РАО и ВОИС обязаны удержать из вашей доли вознаграждения 13% НДФЛ, а также уплатить сверху пенсионные и медицинские страховые взносы.

Одной из проблем коллективного управления правами является отчетность. РАО часто обвиняют именно в их некорректности и недостоверности. Полагаем, что эта проблема решится только при помощи технического прогресса или в случае отказа от системы коллективного управления. 

Впрочем, уже сейчас есть решения, позволяющие собирать, анализировать и проверять информацию о том, какая музыка и в каком количестве звучала на ТВ и радио без помощи авторских обществ. Например, можно использовать сервис Music Scan.

После концерта Deep Purple в Ростове-на-Дону в 2008 году РАО подало иск на компанию ООО «Юг-Арт», которая организовала событие. Представители авторского общества потребовали у промоутеров компенсацию за незаконное использование песен группы путем их публичного исполнения. «Юг-Арт» говорили, что они как компания лишь продавали билеты и обеспечивали группу всем необходимым, песни же исполняли сами Deep Purple и поэтому не могли нарушить собственные права. Тем не менее суд вынес решение в пользу РАО. Подробнее.

В управление РАО и ВОИС по умолчанию входит весь мировой репертуар музыки, но если правообладатель не желает сотрудничать с этими организациями, он может пройти процедуру изъятия прав. После этого общества не смогут выдавать разрешения и собирать вознаграждение в отношении его музыки.

Если кто-то захочет использовать вашу музыку, ему будет нужно договориться с вами напрямую (как правило, путем заключения отдельного лицензионного договора).

В прессе время от времени можно увидеть новости о том, что известные авторы и исполнители изъяли права на свои произведения из РАО и ВОИС. Но даже с учетом того, что система коллективного управления несовершенна, вести работу по администрированию своей музыки самому весьма накладно. Как правило, это могут позволить себе только крупные и известные правообладатели.

В феврале 2016 года РАО проиграло иск по концерту Эмира Кустурицы — организаторы события («Академия чудес») успешно доказали в суде, что сами заплатили авторское вознаграждение музыканту. Подробнее.

Что делать, если ваши права нарушены

Легальное воспроизведение музыки без отчислений в РАО и ВОИС

Самый базовый совет — найдите профессионального юриста в сфере авторского права и интеллектуальной собственности. Он поможет вам грамотно выстроить все этапы претензионной работы, чтобы пресечь и наказать нарушителя.

Запомните — у вас должны быть доказательства, что вы являетесь создателем, а значит, и правообладателем контента. Это особенно важно, если конфликт перейдет в судебную плоскость. Чтобы избежать трудностей, не игнорируйте советы по подтверждению ваших прав.

В ряде случаев допустимы самостоятельные действия по пресечению нарушений, особенно если ваша основная цель — удаление незаконно размещенного контента. 

Какое наказание может грозить за нарушение авторских прав

▪️ В размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

▪️ В двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров;

▪️ В двукратном размере стоимости права использования, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Требовать компенсации может также обладатель исключительной лицензии на контент.

Важно запомнить, что нарушение личных неимущественных (моральных) прав является самостоятельным нарушением и влечет отдельную ответственность. Правда, ответственность и способы защиты отличаются от вышеперечисленных. 

Например, если при использовании музыки имя автора не было указано, он вправе предъявить претензию нарушителю с требованием о пресечении таких действий и компенсации морального вреда. 

Авторские права: что это такое и в какой момент они возникают

Автором признается человек, который создал произведение. Лица, вдохновившие автора на создание произведения или оказавшие ему консультационную, техническую или материальную помощь, авторами не признаются.

Предлагаем ознакомиться:  Расчет неустойки таблица для суда

Применительно к музыкальным произведениям авторами являются композиторы и авторы слов (в случае если речь о песне, то есть произведении с текстом). Зачастую автор пишет и музыку, и слова.

Например, Фредди Меркьюри, Стиви Уандер и Стинг могли создавать песни полностью, обладая навыками как композиторов, так и авторов слов, а вот Элтон Джон предпочитал писать только музыку, оставляя работу над текстами Берни Топину, сэру Тиму Райсу и Гари Осборну. С юридической точки зрения последние считаются соавторами сэра Элтона.

Музыкальное произведение может быть создано творческим трудом нескольких лиц — в таком случае возникает соавторство. При этом не важно, можно ли разделить ваши творческие вклады или нет. Например, авторы вместе придумывают общую концепцию песни, возможный состав инструментов, которые будут использованы при записи, их партии, эффекты, сочиняют вместе слова к песне. В этом случае присутствует нераздельное соавторство.

Если же один из вас отвечает за создание музыкальной части, а второй — только за написание слов к музыке, такое соавторство будет считаться раздельным, так как музыка и слова могут быть использованы отдельно друг от друга.

▪️ Доля каждого соавтора в доходах от использования музыкального произведения;

▪️ Порядок использования музыкального произведения;

▪️ Порядок распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение;

▪️ Возможность одного из соавторов выступать в интересах другого соавтора в отношениях с издательством, дистрибьютором и другими лицами.

При отсутствии такого соглашения доходы между соавторами по умолчанию делятся в отношении 50/50. 

The Verve — «Bitter Sweet Symphony». Лидер The Verve Ричард Эшкрофт на протяжении 22 лет с момента выпуска песни в 1997 году не мог договориться с представителями The Rolling Stones о легальном использовании четырехсекундного семпла из песни «The Last Time» Джаггера со товарищи. А значит, за эти 22 года Эшкрофт не заработал на своем хите ни копейки.

Авторские права возникают с момента выражения музыкального произведения в объективной форме. Это может быть традиционная нотная запись, аудио- или видеозапись, а также публичное исполнение произведения. Закону безразличны назначение и достоинство произведения. Поэтому даже если автор сделал набросок будущей музыкальной композиции, он будет охраняться авторским правом.

▪️ Исключительное право на произведение;

▪️ Право авторства;

▪️ Право автора на имя;

▪️ Право на неприкосновенность произведения;

▪️ Право на обнародование произведения.

Авторские права возникают в силу факта создания произведения и не требуют какой-либо регистрации. Однако авторам песен стоит заранее задуматься о доказательствах, свидетельствующих о том, что песни написаны именно ими. Чем больше будет таких доказательств, тем сильнее будет позиция автора в случае возможного спора.

▪️ Обратиться к нотариусу, принести ему ноты произведения, текст песни. Нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа, фиксируя дату предоставления документа. Один из экземпляров остается у автора, второй будет храниться у нотариуса;

▪️ Депонировать произведение (например, путем обращения в Библиотеку Конгресса США);

▪️ Заключить договор с лейблом или дистрибьютором;

▪️ Отправить «Почтой России» самому себе ценное письмо с описью (в ней следует указать наименование песни, авторов и вид носителя: диск CD-R, флеш-карта или иной носитель, а также вложить в конверт сам носитель) и не вскрывать его;

▪️ Отправить содержащий произведение файл самому себе по электронной почте.

▪️ Опубликовать произведение в своих социальных сетях, на интернет-сайтах.

В последнее время стали появляться компании, которые за относительно небольшую сумму (от 200 до 900 рублей) депонируют произведения, позволяя автору получить электронный сертификат с датой и временем загрузки произведения в электронный реестр. Впрочем, такой способ подтвердить авторские права еще не проверен судебной практикой.

Советуем также хранить исходные материалы, подтверждающие процесс создания музыки (это могут быть, например, файлы — проекты в специализированных программах: Ableton, Logic Pro, Cubase), а также вписывать свое имя в настройках программы в качестве композитора или исполнителя. 

Исполнителем признается тот, кто поет песню, играет роль, читает стихи, танцует или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества. К исполнителям закон также относит дирижеров и режиссеров-постановщиков спектаклей.

Исполнение, как и авторство, может быть совместным. Всякий раз, когда мы видим на сцене более одного участника концерта, имеет место совместное исполнение, будь то сольник рок-группы или выступление симфонического оркестра.

Фонограмма — запись исполнения или других звуков либо их отображений.

Деятельность лиц, занимающихся звукозаписью, не всегда можно отнести к творческой. В большей степени это работа организационного и технического характера, однако интересы изготовителей фонограмм охраняются в рамках права интеллектуальной собственности. 

Предлагаем ознакомиться:  Домашний арест в России: условия

Под изготовителем фонограммы закон понимает лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Это означает, что права возникают именно у организатора записи, а не у инженера, непосредственно участвующего в создании звукозаписи. Но чтобы развести эти понятия, важны доказательства, в том числе договоры, заключенные участниками записи.

На практике изготовителем фонограммы считается лицо, вложившее финансовые средства в процесс записи: затраты на аренду студии, оплату услуг звукорежиссера, аренду музыкальной и звукозаписывающей аппаратуры, музыкальных инструментов. Изготовителем фонограммы может быть звукозаписывающая компания (мейджор-лейбл или инди-лейбл), продюсерский центр и просто автор-исполнитель, записывающий музыку у себя дома на компьютере.

У изготовителя фонограммы возникает исключительное право на фонограмму; право на указание своего имени или наименования на экземплярах фонограммы и (или) ее упаковке; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы.

Срок охраны исключительного права на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с года, следующего за годом осуществления записи.

О том, что такое авторские общества и как получать от них прибыль, мы расскажем в следующей части ликбеза по авторскому праву.

Что означает передача исключительного права (отчуждение права)

Исключительное право — это, пожалуй, основное право из всего спектра авторских прав. Оно позволяет автору извлекать выгоду из использования своего произведения любым способом. Обладая исключительным правом, автор может разрешать или запрещать остальным лицам использовать свое произведение.

Иными словами, исключительное право на произведение представляет собой некий аналог права собственности на материальные объекты — дома, квартиры или машины.

Правда, в отличие от права собственности, исключительное право имеет ограниченный срок. В России оно действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая со следующего года после его смерти.

Исключительное право по российскому законодательству единое и неделимое, что означает невозможность выделить в нем доли (в процентах или дробях), однако авторы могут договориться о доле каждого соавтора в доходах от использования своей музыки.

Передача исключительного права на произведение подразумевает, что прежний обладатель прав передает свое право приобретателю в полном объеме. После передачи права прежний правообладатель не сможет, например, разместить его самостоятельно в интернете, передать цифровому дистрибьютору, осуществить синхронизацию с кинофильмом либо иным образом использовать или выдавать лицензии.Проще говоря, передавая третьему лицу исключительное право, автор прощается со своим активом и теряет над ним контроль.

При этом важно отметить, что даже если вы передали исключительное право на произведение, то за создателями контента все равно сохраняются личные неимущественные права или моральные права, которые не отчуждаются.

Radiohead — «Creep». Интересно, что самих Radiohead обвиняли в заимствовании мелодии «Creep» из песни 1972 года «The Air That I Breathe», которая была написана Альбертом Хаммондом и Майком Хэзлвудом и позже стала известной благодаря группе The Hollies. В итоге Radiohead разделили гонорары и соавторство с Хаммондом и Хэзлвудом.

Что такое личные неимущественные права и какими они бывают

Личные неимущественные или моральные права тесно связаны с личностью создателя песни. Они не могут быть полностью переданы кому-либо. При этом создатель может давать пользователям произведения свое согласие в отношении соблюдения его моральных прав. Например, разрешить не указывать свое имя или псевдоним при синхронизации музыки с рекламным роликом.

Право авторства — возможность признаваться автором произведения. Основная цель его существования — защита от присвоения авторства другими людьми. Например, если вы укажете себя в качестве автора какого-нибудь хита, а сами его не создавали, это будет формальным нарушением.

Право на имя дает автору возможность использовать произведение или разрешать использовать его под своим именем, под псевдонимом или анонимно. Данное право обеспечивает охрану имени автора, в том числе от искажения имени.

Право на неприкосновенность произведения позволяет предотвратить любое видоизменение вашего произведения или его искажение.

Право на обнародование произведения представляет собой возможность осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (опубликование, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю и другие).

Право на отзыв произведения тесно связано с правом на обнародование. Оно позволяет автору до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании при условии, что автор возместит другому лицу убытки из-за отзыва.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора охрану этих прав могут взять на себя наследники автора или иные заинтересованные лица (например, поклонники).

Оцените статью
Юридическая помощь
Adblock detector