Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Договор на устройство внутренней цементно песчаной облицовки трубопроводов

     1.1. Общие сведения

По протяженности инженерных сетей Россия занимает одно из первых мест в мире.  Общая протяженность наружных инженерных сетей составляет около 2 млн км,  в том числе в системе ЖКХ  эксплуатируется свыше 1 млн км трубопроводов. Кроме того, насчитывается  около 3 млн км внутридомовых трубопроводов.  Состояние инженерных коммуникаций определяется возрастом и материалом трубопроводов, условиями их эксплуатации, качеством строительства, степенью агрессивности грунтов и транспортируемой среды,   другими местными условиями [1,2].

Основная часть инженерных коммуникаций в нашей стране  выполнена из  металлических труб (75%), из которых   70% —  стальные  и  5%  — чугунные (рис. 1).

Возраст основной части трубопроводов  Санкт – Петербурга  превышает нормативный срок эксплуатации, а отдельные участки  труб работают более 100 лет (рис. 2).  Такая же картина наблюдается и во многих  других городах России [5].   С подобными проблемами  сталкиваются  и  некоторые  зарубежные города,  например  Лондон.

По данным Росстроя РФ,  количество аварий на подземных инженерных сетях страны за 10 лет  выросло почти в 5 раз и составило  на сетях водоснабжения – до  70 аварий на 100 км, теплоснабжения – до 200 аварий на  100 км.  Планово-восстановительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и коммунальной энергетики практически полностью вытеснили аварийно-восстановительные работы, единичные затраты на проведение которых  в 2,5-3 раза выше.

Рис.2. Характеристика водопроводных сетей  Санкт — Петербурга (по годам ввода в  эксплуатацию)

Средний уровень износа сетей в коммунальном хозяйстве составляет около 60 %, а в отдельных регионах превышает 70 %.  В системе водоснабжения  требуют полной замены  67 тыс. км стальных и 60 тыс. км чугунных трубопроводов, дополнительно к этому 120 тыс. км металлических  трубопроводов нуждаются в срочном  ремонте (рис. 3).

         2.2. Наружные покрытия       

Основными материалами для формирования наружных защитных покрытий труб являются: битумные и битумно-полимерные мастики, рулонные мастично-ленточные материалы, наплавляемые битумно-полимерные материалы, полиэтилен, полиэтиленовые липкие ленты, термоусаживающиеся полиэтиленовые ленты, композиции на основе полиэтилена, полиэфирных смол, полиуретанов и др.

Рис.15. Армированное бетонное покрытие в оболочке для балластировки

 подводных трубопроводов [18]

Договор на устройство внутренней цементно песчаной облицовки трубопроводов

Покрытия на основе битумных мастик состоят из нескольких слоев мастики, нанесенной на трубу по битумному праймеру. Для повышения механической прочности покрытий из мастик в их конструкцию включают слои из армирующих материалов: стеклохолста, стеклосетки, нетканого полимерного полотна. Структура покрытий весьма усиленного типа на основе битумных мастик включает следующие слои: битумный праймер –  битумная мастика – армирующий слой –  битумная мастика –  армирующий слой –  битумная мастика –  наружная обертка.

Предлагаем ознакомиться:  Водительского удостоверения нет в базе гибдд что делать

         К комбинированному виду покрытий относится  покрытие на основе термоусаживающейся ленты и мастики,  включающее   грунтовку, армированный слой мастики толщиной не меньше 4,0 мм и термоусаживающуюся  ленту.         

Для изготовления ленточных покрытий применяют  полиэтиленовые липкие ленты типа «Полилен» и битумно-полимерные грунтовки [15].   .   Структура покрытия весьма усиленного типа включает  следующие слои: битумно-полимерную грунтовку,  полиэтиленовую липкую ленту толщиной 0,63 мм (либо три слоя ленты толщиной 0,45 мм) и  наружную обертку из оберточной полиэтиленовой ленты с липким слоем. Общая толщина защитного покрытия, включая обертку, должна быть не меньше 1,8 мм.

         Покрытия из экструдированного полиэтилена,  применямые для наружного покрытия трубопроводов,  состоят из:  подклеивающего слоя (адгезива) толщиной 0,25…0,4 мм  и  наружного слоя толщиной 1,55…2,75 мм (для усиленного типа) и 1,8…3,25 мм (для весьма усиленного типа).

В качестве адгезива применяют сополимеры этилена с эфирами акриловой кислоты, адгезионно-активные композиции. При экструзионном нанесении покрытия используют гранулированный полиэтилен высокого и низкого давления и его сополимеры.        Покрытия из экструдированного полипропилена  обладают повышенной механической прочностью.

Конструкция покрытия включает  клеевой подслой на основе термоплавкой полимерной композиции толщиной 0,2…0,4 мм и  наружный слой на основе экструдированного термосвето-стабилизированного полипропилена толщиной 1,1…2,3 мм (для усиленного типа), 1,6…2,3 мм (для весьма усиленного типа) и 1,6-2,8 мм (для проколов).

Договор на устройство внутренней цементно песчаной облицовки трубопроводов

При экструзионном нанесении покрытия используют гранулированный полипропилен высокого и низкого давления и его сополимеры.   Оборудование и технология нанесения полипропиленового покрытия аналогичны технологии нанесения покрытий из экструдированного полиэтилена, различаются лишь температурные режимы [15].

1. 2. Коррозия металлических трубопроводов и отложения  в трубах

Отсутствие надежной наружной и внутренней гидроизоляции, агрессивность грунтовых вод, грунта и транспортируемой воды, наличие блуждающих токов, приводит к   значительной  коррозии металлических труб, и  к снижению фактического срока их службы. Зарастание внутренней поверхности продуктами коррозии или  карбонатными отложениями приводит к снижению пропускной способности трубопроводов, повышению затрат электроэнергии на транспортирование воды.

Рис. 3. Состояние чугунных и стальных трубопроводов  системы водоснабжения: 1 – исправное состояние; 2 – требуют ремонта;

3 – требуют замены

Внутренняя поверхность металлических трубопроводов водоснабжения, как правило, не имеющая защитного покрытия  в условиях агрессивности воды, подвергается коррозии. Коррозионной  активностью обладают природные воды с малым содержанием минеральных солей и низким щелочным резервом.  К ним, относятся   воды многих поверхностных водоисточников  Северо-Западного региона,  в частности,  Ладожского озера и  р. Невы.

Вода городского водопровода Санкт-Петербурга также является агрессивной – суммарное содержание в ней сульфатов и хлоридов не превышает 40 мг/л, кальция – не более 12 мг/л. Индекс насыщения водопроводной воды карбонатом кальция – отрицательный (– 2,5…– 3,0), что говорит о высокой агрессивности воды [5, 6, 10]   .

Предлагаем ознакомиться:  Закон о продаже разливного пива

Продукты коррозии металлических трубопроводов, состоящие, в основном, из окислов железа, отлагаются на внутренней поверхности труб водопроводной сети. В большей степени отложения проявляются на удаленных от водопроводных станций и тупиковых   участках сети, в частности  на вводах.  Слой отложений в трубах на отдельных участках достигает  10…15 мм.

В результате сечение трубы уменьшается  до 50%. Износ трубы из-за коррозии местами достигает 45%. Продукты коррозии представляют собой рыхлый  пористый осадок, легко разрушающийся при механическом воздействии. Интенсивная коррозия стальных трубопроводов в результате появления в воде растворенных окислов железа приводит  к ухудшению качества воды в системе.

На рис. 4 – 6 показаны фотографии участков стальных трубопроводов, разрушенных в результате коррозии, с  образованием сквозных  отверстий и появлений утечек воды [11].

Рис.4. Графитовая коррозия  металлических труб

Рис.5. Язвенная коррозия

стальных водопроводных труб

Графитовая коррозия, возникающая в результате разрушения металлической стенки трубопровода, приводит к ухудшению прочности стенок и развитию  язвенной и точечной (питинговой) коррозии. На рис. 7 даны фотографии внутренней поверхности участков металлических трубопроводов водопроводной сети Санкт-Петербурга разного возраста  с различной степенью отложений продуктов коррозии.

Договор на устройство внутренней цементно песчаной облицовки трубопроводов

Рис. 7. Вид внутренней поверхности водопроводных труб: А –  участок стального трубопровода после 10 лет эксплуатации; Б – то же после 20 лет эксплуатации

         Классификация видов  повреждений трубопроводов при авариях на водопроводной сети Санкт-Петербурга приведена  на рис. 8 [11].    

Рис.8 Характер повреждений при авариях на водопроводной сети Санкт-Петербурга

Из представленных данных (см. рис.8)  видно, что основными причинами аварий являются коррозия металлических труб (свищи – 37%), а также значительный возраст аварийных участков трубопроводов (разрушение стыков – спай – 30%, переломы – 21%, трещины – 6%).

2. Защитные покрытия для металлических труб

2.3. Внутренние  покрытия

         При транспортировке по металлическим трубопроводам агрессивной среды внутренняя поверхность труб должна быть защищена антикоррозионными покрытиями. 

Внутренней облицовке подвергают трубы, главным образом, предназначенные для транспортировки питьевой воды. Предварительно внутреннюю поверхность труб очищают для  удаления загрязнений и окалины. Цементный раствор, подготовленный соответствующим образом в смесительном устройстве, наносят на внутреннюю поверхность труб  с помощью вращающейся распылительной головки.

При нанесении цементно-песчаного покрытия центробежным способом обеспечивают  равномерное распределение и однородность раствора, а также удаление излишков воды. Поверхность раствора разглаживают и выравнивают с помощью  вращающихся заглаживающих устройств.          По завершении операции трубы укладывают в штабель для схватывания и затвердевания раствора.

Предлагаем ознакомиться:  Договор найма работника: правила оформления и образец

Нейлоновый порошок – термопластичный материал, наносимый на внутреннюю поверхность стальных труб для их защиты от коррозии. Используется на трубопроводах, предназначенных для транспортировки питьевой воды и других сред.  Вначале внутреннюю поверхность труб подвергают  дробеструйной обработке, затем грунтуют  эпоксидной смолой с последующим нагревом и полимеризацией слоя грунтовки.

            Технология нанесения  внутреннего покрытия из   нейлонового порошка включает [18, 38]:

  • очистку внутренней поверхности,
  • нанесение праймера,
  • предварительный нагрев,
  • нанесение порошка и
  • нагрев.

Жидкое покрытие, наносимое на внутреннюю поверхность стальных труб для защиты от коррозии  может применяться для различных сред и условий эксплуатации путем выбора соответствующей жидкой краски и метода ее нанесения. Такое покрытие используется, в частности,  для снижения потерь напора и увеличения  пропускной способности трубопровода.

Технология нанесения антикоррозийной краски  включает [18]:

  • очистку внутренней поверхности трубы;
  • нанесение краски;
  • полимеризация.

В начале проводят дробеструйную очистку внутренней поверхности труб, затем наносят жидкую краску методом безвоздушного напыления, чтобы образовывался однородный гладкий слой (рис.16). После этого проводят полимеризация покрытия в печи, или (если позволяют погодные условия) на открытом воздухе. Толщина покрытия обычно составляет  200 мкм для  транспортировки воды и прочих жидкостей.

Рис. 16. Нанесение антикоррозийной  краски на внутреннюю поверхность стальной трубы

Качество защитного покрытия трубопровода, сваренного из труб с заводской изоляцией контролируют перед укладкой в траншею, измеряя толщину и сплошность покрытия,  проверяя  его адгезию к металлу.    Толщину  защитных покрытий контролируют  методом неразрушающего контроля с применением толщиномеров и других измерительных приборов, а его сплошность по диэлектрической характеристике.

Выявленные дефекты  и  повреждения защитного покрытия должны быть устранены до засыпки трубопровода. При ремонте защитного покрытия обеспечивают его однотипность, монолитность и сплошность. Отремонтированные места подлежат вторичной проверке. Защитное  покрытие наносят  на сварные стыки труб, а также места повреждений.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector