Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Государственные органы — Студопедия

Государственные предприятия и учреждения

Административно-правовой статус предприятий и учреждений определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).

Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на государственные; муниципальные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности.

По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъектов федерации.

По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);

Управление финансами

транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.); связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.); торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.); по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные); и характеру и сфере деятельности.

документы

– образования (школы и иные образовательные учреждения);

– науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);

– культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);

– здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

– социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

– общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

– государственную регистрацию предприятий и учреждений;

– порядок производства регистрации и основания отказа регистрации;

– общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности. К особенностям административно-правового статуса предприятия и учреждений относится прежде всего то, что они являются собственностью государства.

Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

Управление финансами

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года (№ 119-ФЗ) государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Подчеркнем, что все лица, находящиеся на государственной службе (государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ), признаются государственными служащими Российской Федерации.

– верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

– приоритета прав и свобод человека и гражданина, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

– единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

егэ

– разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

– равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

– обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

– единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

– профессионализма и компетентности государственных служащих;

– гласности в осуществлении государственной службы;

– ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

Психологические тесты

– внепартийности государственной службы;

– отделения религиозных объединений от государства;

– стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

– Высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

– Главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

– Ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

папка

– Старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

– Младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от их функциональных особенностей и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

– ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества его работы и условия продвижения по службе;

– получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

– посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

– принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

Предлагаем ознакомиться:  Чем отличается генеральная доверенность от простой доверенности

– участие в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

Общественная организация

– продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

– ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

– переподготовку, переквалификацию и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

– пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

– объединение в профессиональные союзы и ассоциации для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

тема

– внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

– проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

– обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения любых споров, связанных с государственной службой.

– обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ;

– добросовестно исполнять должностные обязанности;

– обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

– исполнять приказы, распоряжение и указания вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

– своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения;

– соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

– поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

– хранить государственную тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащим им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

Органы местного самоуправления

Правовые основы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005), другими федеральными законами, законами субъектов РФ и иными нормативными актами.

Под местным самоуправлением понимается гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

– городские и сельские поселения (города, поселки, станицы и др.);

документ

– несколько поселений, объединенных общей территорией (районы, округа и т.д.);

– части поселений (городские районы, городские административные округа, городские муниципальные округа и др.);

– территории прилегающих к поселению земель общего пользования (например, рекреационных земель).

К органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Выборные органы образуются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Другие органы образуются в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

В соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно. Такая структура в каждом конкретном муниципальном образовании регламентируется его уставом.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к органам местного самоуправления относятся как выборные органы (в том числе представительные органы, осуществляющие законодательную деятельность в муниципальных образованиях), так и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

В отличие от Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в законах многих субъектов Федерации, касающихся местного самоуправления, определенно говорится, что в число органов местного самоуправления входят исполнительные органы. Нередко рассматриваются их основные функции, порядок образования, состав и другие вопросы организации и деятельности.

К иным негосударственным объединениям, участвующим в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, относятся объединения частной детективной и охранной деятельности. Указанные объединения (предприятия, ассоциации, службы безопасности), имеющие специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, оказывают на возмездной договорной основе услуги физическим и юридическим лицам по защите прав и законных интересов своих клиентов.

Предприятия, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, содействуют правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Их правовой статус определен Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства

Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 года все ученые вслед за законодателями различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР, образования СНГ, принятия российского Закона «О гражданстве» можно говорить о трех категориях граждан России (обычных, почетных и с двойным гражданством) и о трех категориях лиц (граждан «ближнего» и «дальнего зарубежья», лиц без гражданства), не имеющих российского гражданства.

С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами.

1) конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию конституционных прав. Они являются вторичными по отношению к конституционным правам, производными от них, условно их можно назвать конституционно-административными;

Предлагаем ознакомиться:  Вышестоящие органы над судебными приставами

2) права, регулируемые только нормами административного права, получившие первичное закрепление в его источниках.

Большинство основных (конституционных) прав граждан нуждается в административно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены административно-правовыми нормами, то зачастую становятся благими пожеланиями, красивыми обещаниями. Административное законодательство должно уточнить, кто имеет соответствующее право, время, место и иные условия его реализации, механизм осуществления.

Так, нормы Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», закрепив право граждан России на получения заграничного паспорта, процедуру его получения, урегулировали административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд из России и въезд в нее.

Очевидно, что без административно-правовой поддержки очень трудно и даже невозможно было бы реализовать права на образование, бесплатную медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, равный доступ к государственной службе, обеспечение жильем. Хотя и в меньшей степени, в административно-правовом обеспечении нуждаются право на объединение, предпринимательскую деятельность и др.

К числу административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными средствами, на получение, замену паспорта гражданина России, на защиту в производстве по административным правонарушениям и др. Административное право первично регулирует также права отдельных категорий граждан: беженцев, вынужденных переселенцев, детей-сирот, студентов.

С точки зрения механизма реализации можно выделить права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользования публичными библиотеками, получения общего среднего образования. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина.

Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт субъекта публичной власти. Например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление деятельности. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права.

По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права.

– социально-демографическим (больным, многодетным, вынужденным переселенцам и т. д.);

– общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослужащим, Героям России и др.).

С учетом территориального фактора льготы могут быть федеральными, региональными, локальными.

– право на социально-политическую активность, участие в государственных делах. Это права на государственную службу, внесение предложений, получение информации в установленной форме, право организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений, пресекать противоправные действия, учреждать газету и др.;

назад

– право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. Речь идет, например, о праве пользоваться бесплатными благами (библиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, например), техническую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и иную помощь;

– право на защиту.

1) административная жалоба;

2) жалоба (иск) в суд;

3) защита в административно-юрисдикционном производстве;

4) необходимая оборона (в том числе право на газовое оружие);

5) право на помощь негосударственных организаций (коллегий адвокатов, обществ защиты прав потребителей, профсоюзов и др.

Система административно-правовых норм, закрепляющих названные права, образует важный административно-правовой институт – институт защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные. Абсолютные не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого (например, соблюдение правил регистрационного учета, дорожного движения, санитарии и т.д.).

Относительные обязанности чаще всего возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими.

1) обязанности пользователя (читателя государственной библиотеки, студента государственного вуза, рыболова и др.);

2) обязанности лица, получившего разрешение на совершение определенных действий, владение определенным имуществом (водителя и др.).

В третью группу следует выделить относительные обязанности, которые порождаются неправомерными действиями.

– обязанности выполнять законные требования представителей власти (пройти РОВД и т.д.);

– обязанности претерпевать меры принуждения (задержание, арест имущества, лишение прав и др.);

– обязанности по исполнению взысканий и иных мер воздействия (уплатить штраф, возместить ущерб, выполнить наряд вне очереди).

По критерию первичности источника норм, закрепляющих административно-правовую обязанность, нужно выделить обязанности, конкретизирующие конституционные (конституционно-административные), и чисто административные. Так, обязанности соблюдать правила воинского учета, являться по вызову в военкомат и др.

Среди административно-правовых обязанностей по критерию защиты их правовыми санкциями можно выделить не обеспеченные и обеспеченные санкциями. А среди обязанностей второй группы полезно различать те, которые обеспечены административными, дисциплинарными, уголовными, гражданско-правовыми санкциями. В некоторых случаях (например, нарушения правил дорожного движения) обязанность может быть обеспечена разными санкциями. А обязанность иметь, получать основное общее образование санкциями вообще не защищена.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Законами РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г.(ред. от 31.05.2002), «О беженцах» от 19 февраля 1993 г.(ред. от 30.12.2006), Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. (гл.

Ш этого Закона «Въезд в СССР и выезд из СССР иностранных граждан» не действует на территории РФ), Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.(ред. от 10.01.2007), Конституцией РФ (ст. 27. 62, 63) и другими законодательными актами.

форум

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».

Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев является Федеральный закон, а основная сфера, где они устанавливаются, – сфера отношений граждан с государственной администрацией.

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на общие, групповые и индивидуальные.

Предлагаем ознакомиться:  Расторжение государственного контракта по соглашению сторон Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

– они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.);

– они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

– на них не распространяется воинская обязанность;

– их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое наказание, как административное выдворение);

– они не могут быть членами политических общественных объединений;

– иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которым заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличие разрешения, визы;

– они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов;

– они могут быть признаны беженцами, приобрести гражданство России.

Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем, целью пребывания в России (туризм, учеба, служебные дела и др.), страной, из которой прибыл иностранец, и т.д.

– постоянно проживающих;

– временно проживающих;

– проезжающих через территорию России транзитом.

Для постоянного проживания необходимо разрешение органа внутренних дел субъекта Федерации. Заявления о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы, а иностранцами, временно находящимися в России, – непосредственно в ОВД.

Общественные объединения

Право граждан Российской Федерации на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Основополагающее значение имеет Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.(с изм. и доп. от 18.04.2006), действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

1) общественная организация;

2) общественное движение;

3) общественный фонд;

4) общественное учреждение;

5) орган общественной самодеятельности.

Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом;

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляют органы прокуратуры.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, контролируют соответствие их деятельности уставным целям. В случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, орган юстиции может вынести письменное предупреждение руководящим органам объединений.

На финансовые органы возложен контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) ее субъектов, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного объединения происходит либо по решения съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке.

Правовое положение религиозных организаций определено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.(ред. от 06.07.2006), постановлением Правительства «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» от 2 февраля 1998 г.(ред. от 30.12.2005) и другими нормативными правовыми актами.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

вверх

Религиозные организации подлежат государственной регистрации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Федерации. Отказано в государственной регистрации может быть в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России; организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства и др.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или суда.

Добровольные народные дружины

Основными задачами дружин являются охрана прав и законных интересов граждан, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охрана общественного порядка, собственности, участие в работе по воспитанию людей в духе уважения законов и других норм социального поведения.

Дружины участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках и других общественных местах; оказывают содействие органам внутренних дел и другим правоохранительным органам государства в их деятельности по укреплению правопорядка.

В целях обеспечения выполнения возложенных на дружины задач дружинникам предоставлены соответствующие права. Они имеют право требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений, применять меры административного пресечения (задержание правонарушителя, изъятие орудия совершения правонарушения и т.д.).

Противодействие законной деятельности дружинников, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство дружинников в связи с их деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность согласно закону.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector