Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Уехал с места ДТП — что делать и какое наказание грозит?

Что лучше делать водителю, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия

Случаи, когда водитель принимал решение просто уехать с места аварии, случались всегда, и они будут происходить и в 2019 году. Стоит запомнить, что такое решение не самое лучшее. Но есть ряд причин, по которым водитель просто уезжает:

  • Незнание закона, то есть чаще всего водитель покидает место аварии, только потому, что он не знает, что такое действие с его стороны недопустимо. Хотя в ПДД есть информация о том, какие следует предпринять действия в данных ситуациях;
  • Страх за несение ответственности также является частой причиной оставления места аварии. Но, как правило, такое происходит, когда был задет припаркованный автомобиль, а его хозяина не было рядом, да и ущерб нанесен был небольшой;
  • Наезд на пешехода, в данном случае водитель может покинуть место аварии, находясь в состоянии сильнейшего шока.

Но не стоит забывать, что какой бы не была причина оставления места аварии, за это обязательно последует наказание. Данный поступок является правонарушением и очень серьезным.

Если водитель на самом деле был на месте аварии, но потом решил скрыться, то это не означает, что у него точно заберут водительское удостоверение. Если обратиться к опытному юристу, то он знает, что надо будет сделать, чтобы отстоять права водителя и предотвратить лишение прав. Для этого юристу потребуется сделать следующее:

  • Провести с водителем беседу и дать консультацию по всем вопросам относительно данного дела;
  • Отправится на место аварии, чтобы самостоятельно оценить ситуацию, а также принять участие в группе разбора ГИБДД;
  • Юрист поможет правильно составить объяснение по случившейся аварии;
  • Проведет детальный осмотр всех автомобилей, которые пострадали в аварии;
  • Проведет независимую экспертизу, для сравнения повреждений на всех участвующих в ДТП машинах, чтобы понять, могли ли они появиться именно при обстоятельствах, которые были заявлены.

Проведение независимой экспертизы сможет доказать, что водитель не виновен, а также снять с него все обвинения и обязательства относительно выплаты ущерба, который якобы был нанесен другому владельцу автомобиля.

Чаще всего водители идут за помощью к юристу именно тогда, когда они скрылись с места аварии, и дело дошло до суда, то есть когда риск остаться, без водительских прав сильно увеличен. Но даже в такой ситуации юрист сможет оказать помощь водителю, и чтобы это сделать юристу потребуется следующее:

  • Сделает запрос, чтобы самостоятельно ознакомиться со всеми материалами дела;
  • Проведет опрос свидетелей и понятых;
  • Выяснит, не было ли нарушения прав клиента сотрудниками ГИБДД во время остановки автомобиля и его допроса, при вызове в судебную инстанцию;
  • Представит интересы водителя в суде.

Есть случаи, когда суд уже прошел, права у водителя изъяли, а также прошел срок обжалования судебного решения. Но даже если здесь обратиться к адвокату, то появиться шанс вернуть водительское удостоверение. Тогда юристу придется обратиться в суд за апелляцией и потребовать, чтобы дело пошло на пересмотр. Иногда такие дела доходят до Верховного суда или других высших инстанций.

В результате получается, что при оставлении места ДТП водителю не следует терять время и ждать пока придет повестка в суд и начнется требование материального возмещения. Лучше сразу обратиться к юристу, который в свою очередь сделает все, чтобы защитить права и интересы своего клиента.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Непреднамеренное удаление с места происшествия

Законодательный регламент не имеет официального понятия «неумышленное» или «непреднамеренное» оставление места ДТП, потому аргументировать побег не как результат умысла сбежать, а как следствие того, что водитель не заметил аварийной ситуации, будет сложно. Зачастую смягчают наказание, позволяют его трактовать как «неумышленное» следующие факты:

  1. Отсутствие серьёзных повреждений транспортных средств, а, соответственно, и погибших или пострадавших.
  2. Доказательства несоответствующей видимости на дорогах.
  3. Аргументы, подтверждающие факт повышенной шумности, которая не позволила автовладельцу расслышать звук соприкосновения с другим авто.

Избежать полностью в таких ситуациях наказания невозможно, так как факт аварийного инцидента предусматривает ответственность, независимо от умышленности или непреднамеренности оставить локализацию ДТП. Если удастся доказать неумышленность побега – это может помочь снизить наказание до минимального штрафа, предусмотренного административным кодексом.

Перед тем как водителю выдают права, он обязан выучить Правила дорожного движения. Именно в них описаны все действия, которые необходимо предпринять в момент ДТП. Именно это должен вспоминать каждый водитель, когда не знает, как себя повести в той или иной ситуации.

В ПДД пункте 2.5 рассказывается, что если водитель попал в ДТП, он должен остановить транспортное средство, включить аварийный сигнал и выставить знак, который предупредит других водителей о том, что произошла аварийная остановка. Если же в ДТП оказались люди, которые пострадали, то не стоит покидать место аварии, в данном случае необходимо вызвать бригаду скорой помощи, записать контактную информацию у очевидцев и вызвать полицию.

Но много водителей очень быстро забывают о том, что они изучали на курсах вождения. Именно поэтому все чаще в новостях рассказывают о водителях, которые покидают место ДТП. И если человек покинул место аварии, то он уже нарушил закон, и уже будет неважно, был ли он виновен в данной ситуации или нет.

Каждый водитель должен помнить, что будет если оставил место ДТП, какое наказание положено по КОАП в 2019 году. В данном законе статье 12.27 говориться о том, если водитель покинул место аварии, то ему могут выписать штраф, или административный арест сроком на 15 суток или же лишить водительских прав на срок до полутора лет.

Бывают случаи, когда обвинения в адрес водителя за оставление места аварии являются обоснованными. В практике авто юристов встречаются случаи, когда работники ГИБДД злоупотребляют своим положением, а также начинают обвинять человека в серьезном преступлении, о котором он ничего не знает. На сегодняшний день можно встретить такие ситуации:

  • Водителя останавливают на посту ГИБДД и забирают права, по причине того, что он якобы скрылся с места аварии, хотя в этом месте его не было;
  • Владельцу автомобиля, который ничего не знает, приходит повестка в суд;
  • Водителю может позвонить незнакомый человек, который будет утверждать, что он задел во дворе или на дороге его автомобиль, а потом покинул место аварии.

Очень часто, когда водитель видит на своем автомобиле вмятину или царапину, желает найти того, кто не только понесет за это ответственность, но и оплатит ремонт автомобиля. В таком случае, если вы были припаркованы рядом с таким автомобилем, или кто-то из соседей видел, как мимо проезжала именно ваша машина, то тогда есть все шансы, что вас обвинят в преступлении и в нанесении материального ущерба. Но решить такую проблему можно, для этого следует прибегнуть к помощи хорошего авто юриста, у которого большая практика в ведении данных дел.

Какое наказание грозит за оставление места ДТП

Если Вы умышленно или неумышленно приняли решение покинуть место ДТП — это не означает фактическое признание Вами вины в происшествии. Указанное правонарушение является абсолютно самостоятельным и никакой роли не играет, были ли пострадавшим (потерпевшим) или виновником аварии.

За данное правонарушение КоАП РФ (ст. 12.27) предусматривает следующие виды ответственности:

  1. Лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет;
  2. Административный арест на срок до пятнадцати суток.

Как мы видим ответственность очень даже серьезная. Денежный штраф за такое нарушение не предусматривается.

Допустим, участник аварии испугался и оставил место ДТП, а через некоторое время одумался и осознал всю степень своего проступка. Чтобы я бы сделал на месте данного человека:

  1. Позвонил бы в ГИБДД и сообщил, что я участник дорожно-транспортного происшествия.
  2. Прибыл бы на место ДТП;
  3. Всячески оказывал содействие в проведении осмотра места происшествия.

Данные действия позволят применить ст. 4.2. КоАП РФ и добиться в отношении виновника минимального наказания в виде лишения прав сроком на 1 год.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Сбегать с места ДТП – неэтично и нерационально, однако, если место происшествия уже покинуто, и вернуть ничего нельзя, стоит задуматься над тем, как решить возникшую проблему. Расскажем о законных и не очень манипуляциях, позволяющих ответить на вопрос, как избежать наказания за оставление места ДТП.

Первый, и самый рациональный, метод избежать за побег ответственности, если водитель опомнился после стресса в короткий промежуток времени – возвратиться на место прецедента. Если удастся это сделать до приезда ГИБДД, тогда вопрос решается исчерпанным, автовладельцу не будет инкриминироваться побег.

Что делать, если уехал с места ДТП? Последствия для водителя

Бывают инциденты, когда сбежавшему после ДТП не удаётся договориться со вторым участником аварии, в силу его принципиальности или других причин, тогда можно попытаться доказать в суде неумышленность своих действий или незначительность нанесённого ущерба. Исход судебной тяжбы зависит от грамотности и убедительности аргументации инцидента, потому для достижения эффективного результата стоит обратиться к квалифицированному юристу или воспользоваться услугами адвоката.

Все эти методы актуальны только в тех ситуациях, когда авария относится к категории несерьёзных, не имеет критичных последствий. Если в ДТП пострадали люди, тогда есть возможность только уменьшить серьёзность наказания, путём содействия правоохранительным органам, помощью потерпевшим.

Если же участник ДТП оказался недобросовестным и даже не думает раскаяться в содеянном, а все его мысли только о том: «Как бы вообще избежать ответственности», то ему ничего не остается делать, кроме как надеяться на то, что:

  • его никто не видел;
  • номера автомобиля никто не записал;
  • нет видеозаписи ДТП;
  • потерпевший не стал обращаться в ГИБДД;
  • в ДТП нет пострадавших (там вообще может дойти до лишения свободы).

Избежать привлечения к ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ возможно только при наличии законных оснований для скрытия с места происшествия. Доказательной базой таких оснований выступают:

  • показания свидетелей аварии, в том числе пострадавшего, которому водитель оказал помощь и доставил в отделение больницы;
  • записи видеорегистратора или иных средств фото- и видеофиксации;
  • документальные доказательства (схема фиксации места расположения машин после ДТП, которую водитель составил перед отъездом по уважительным причинам).

Помимо этого, избежать лишения прав можно в результате истечения сроков привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к ответственности по данному правонарушению составляет согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ три месяца. Если по истечении данного срока, который не подлежит восстановлению судом, водителя не привлекли к ответственности, то в отношении него не может быть вынесено постановление об административном правонарушении.

Другим способом избежания ответственности выступает допущение ошибок при составлении процессуальных документов сотрудником ГИБДД. Если в результате оформления административного правонарушения будут допущены процессуальные нарушения, либо такие ошибки будут допущены при рассмотрении дела судом, то по итогам оспаривания судебного постановления дело может быть прекращено, а водитель освобожден от ответственности.

Допустим, что на месте ДТП водитель не остался без уважительной причины. Обязательно ли ему грозит наказание за его проступок? Несмотря на строгие законы, существуют нюансы, позволяющие правонарушителю избежать ответственности.

В первую очередь это возможно благодаря такому понятию, как срок давности. Этот вопрос подробно рассмотрен в КоАП. Согласно статье, срок давности в 2019 году, если имело место сокрытие с места ДТП, составляет 1 год. Если в течение этого времени водитель не будет найден, дело будет прекращено.

Как это работает на практике? Можно привести простой пример: произошло столкновение двух транспортных средств. Оба водителя решили не привлекать ГИБДД и разобраться самостоятельно. Они договариваются о компенсации и не остаются на месте ДТП. Затем один из участников подает в ГИБДД заявление. Если с момента аварии прошло год и более, суд не будет рассматривать это дело.

Тут важно понимать, что срок давности имеет отношение именно к административному правонарушению. Если имел место летальный исход или тяжкие телесные повреждения, водителя в любом случае приговорят к уголовной ответственности по статье 264 УК РФ. То, что он не остался на месте ДТП, будет не самой серьезной его проблемой.

Существует и другой способ избежать ответственности за содеянное. Можно попробовать доказать в суде, что на месте ДТП вы не остались по невнимательности, неумышленно. Например, вы просто не заметили, как задели фару чьего-то автомобиля. Такие случаи — не редкость. Однако такой способ работает только тогда, когда ваши интересы будет защищать юрист по ДТП. Тогда оставление места аварии может и не иметь последствий.

какое наказание за оставление места дтп

Стоит отметить, что доказать, что место ДТП вы покинули неумышленно, невероятно сложно. В подавляющем большинстве случаев суд становится на сторону пострадавшего. Именно его интересы учитываются в первую очередь.

Значит ли это, что вы в любом случае понесете наказание? Действительно, за такое административное правонарушение водители чаще все-таки расплачиваются потерей водительского удостоверения. Однако в некоторых случаях неумышленность своих действий можно доказать. Самостоятельно это, конечно, сделать практически нереально. Однако если к делу привлечь профессионального адвоката, который специализируется на ведении подобных дел, исход может быть положительным для вас.

Увы, в 2019 году количество аварий на дорогах страны не уменьшилось. Если вам не повезло стать виновником дорожно-транспортного происшествия, не впадайте в панику, не пытайтесь скрыться. Лучше повести себя так, как того требуют Правила дорожного движения. И, конечно же, даже в стрессовой ситуации надо оставаться человеком и оказать помощь пострадавшим.

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Предлагаем ознакомиться:  Разовые премии в расчете командировок

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Уехал с места ДТП - что делать и какое наказание грозит?

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении.

Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль.

И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Оставление места ДТП

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента.

Наказание за оставление

Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ.

Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Подробно об обстоятельствах дела

И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Не всегда за оставление места ДТП водителю грозит наказание. Законом предусмотрены случаи, когда оставление места происшествия является обоснованным и законным, а применение административных санкций к воителю не допускаются:

  • доставка пострадавших в аварии в ближайшее отделение больницы для оказания экстренной помощи, если нет возможности вызвать скорую помощь или отправить пострадавших на попутной машине;
  • в результате ДТП причинен только имущественный ущерб, а между участниками конфликта не возникло разногласий относительно установления вины и характера повреждений;
  • если требуется освободить проезжую часть для проезда других транспортных средств;
  • если участники оформили дорожно-транспортное происшествие по европротоколу.

Стоить помнить, что оформление ДТП по европротоколу допускается без участия сотрудников ДТП и только при наличии определенных условий:

  • в ДТП участвовало только два транспортных средства;
  • вред причинен только имуществу;
  • у участников аварии нет разногласий по поводу виновности и причиненного ущерба;
  • действия полиса ОСАГО на момент совершения ДТП должен быть действующим;
  • оба участника должны быть надлежащим образом застрахованы.

Если водители договорились между собой о возмещении ущерба, о том, что составите схему места аварии и не будете ждать уполномоченных лиц, то необходимо после выполнения всех действий обратиться в ближайший пост ГИБДД и оформить документы. То же предусмотрено и при оформлении аварии по европротоколу, только в данном случае требуется еще известить и страховую организацию о наступлении страхового случая для последующего взыскания причиненного ущерба.

Важно! Какая бы из перечисленных ситуаций не возникла, ее необходимо документально подтвердить, так как факт отсутствия участника ДТП будет зафиксирован прибывшими сотрудниками ГИБДД при составлении протокола.

ДТП с пострадавшими

Даже при наличии законных оснований для отъезда с места происшествия, следует зафиксировать все существенные обстоятельства ДТП. Это позволит избежать привлечения к ответственности, результатом которой может стать лишение прав.

Какое наказание предусмотрено по статье КОАП за оставление ДТП

Водитель обязательно понесет наказание за оставление места ДТП. Статья КОАП характеризует данное нарушение как административное. В этом году относительно данного вопроса были внесены некоторые изменения. А это значит, что в 2019 году, если водитель оставил место аварии, то его накажут в соответствии со статьей 12.27 части 2, в которой прописана два вида наказания:

  • У водителя могут изъять водительское удостоверение не менее чем на один год и не более чем на полтора года;
  • Водителя могут арестовать на срок до пятнадцати суток.

Стоит знать, что выбор наказания остается за решением суда, водитель не сможет выбирать его сам. В некоторых случаях в качестве наказания будет избрано лишение прав, но относится это к определенным категориям граждан, таким как беременные женщины, матери, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет, военнослужащие, инвалиды и другие. К данным категориям людей запрещено применять административный арест.

Но и в других ситуациях административный арест в качестве наказания применяется очень редко. Данное нарушение наказывается лишением прав, так как такое решение суду легче вынести.

Если водитель уехал с места ДТП, то он нарушил ПДД и независимо от решения суда и наличия пострадавших, нарушителю придется уплатить штраф за совершение ДТП. Размер штрафа на сегодняшний день составляет от 500 рублей до одной тысячи рублей, а вот штраф за оставление места ДТП в 2019 году отсутствует.

Наказание для виновника

Именно поэтому, прежде чем скрываться с места аварии, водителю стоит еще раз все обдумать. Особенно важно знать, что водитель все равно будет наказан, если оставит место аварии, независимо от того по чьей вине случилась авария.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина).

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Оформление протокола

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими.

Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования, чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.
Предлагаем ознакомиться:  Что будет, если не платить кредит

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Порой возникают ситуации, когда водитель неумышленно оставил место дорожно-транспортного происшествия, к примеру, не заметил, как поцарапал рядом припаркованный автомобиль или транспортное средство создавало препятствия дорожному движению, поэтому было перемещено на другое свободное место. И тогда участники ДТП, не дождавшись сотрудников ГИБДД, покидают место происшествия из-за объективных обстоятельств.

Закон не устанавливает сроков ожидания уполномоченных лиц, и зачастую водители просто теряют терпение. Если в таком случае водитель переместит транспортное средство чуть дальше, то данное правонарушение уже будет квалифицироваться по ч.1 ст.12.27 КоАП РФ. Наказание за данный административный проступок предусмотрено в виде штрафа в размере 1 тыс. рублей.

Важно! В случае, когда водитель надлежащим образом известил сотрудников ГИБДД о факте дорожно-транспортного происшествия и указал его место, он не обязан лично находиться в автомобиле. Если по истечении трех часов ожидания, установленных ч.1 ст. 27.5 КоАП РФ, сотрудники ГИБДД не прибыли на место ДТП для составления процессуальных документов, водитель имеет право покинуть место аварии после повторного уведомления ГИБДД.

Стоит учитывать тот факт, что неумышленное оставление места аварии будет оцениваться судом наравне с другими значимыми обстоятельствами.

Какие сроки допустимы для наказания?

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд.

Непреднамеренное удаление с места происшествия

Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Если случилось «чудо» и все вышеперечисленные пункты исполнились, виновник всё равно не будет об этом знать достоверно, и если у него есть хотя бы грамм совести, то она будет очень долго его беспокоить, потому что срок давности привлечения к данному виду административной ответственности составляет 3 месяца, с момента возбуждения административного дела.

Итог: через 3 месяца к административной ответственности виновника уже привлечь не смогут. Казалось бы, что всё так просто и безоблачно, но не тут, то было. Невозможность привлечения виновника к ответственности по ст. 12.27 КоАП РФ не освобождает его от материальной ответственности по возмещению вреда потерпевшему.

Если через неопределенное количество времени потерпевший найдет виновника с помощью появившихся прямых очевидцев аварии, обратиться в полицию с заявлением о розыске его обидчика и в конце концов выйдет на «горе» водителя, последний ответит по всей строгости закона, так как будет обязан не только возместить причиненный ущерб, но и выплатить достаточно серьезные издержки связанные с:

  • поиском виновника;
  • оплата услуг адвоката потерпевшего;
  • возможно выплатить упущенную в следствие ДТП потерпевшим выгоду;
  • моральный вред;
  • услуги авто-эксперта;
  • и т.д.

Что мы имеем в итоге? Гораздо выгоднее не покидать место ДТП и не искать путей «решения вопроса», а нужно просто обратиться к опытному адвокату прямо не покидая место ДТП. Адвокат приедет на место и сделает всё, для того чтобы минимизировать Ваши расходы и степень ответственности в сложившейся неблагоприятной ситуации.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Получить бесплатную консультацию

лишение прав за оставление места дтп

В соответствии с главой 12 и статьей 195 ГК РФ, срок исковой давности – это срок, который отводится законом для того, чтобы потерпевший мог отстоять свои права. Установление данного срока производится для того, чтобы гарантировать пострадавшему, что его нарушенное право будет восстановлено в суде.

Если срок исковой давности истек, то восстановить права будет очень сложно. Но если иметь при этом уважительную причину, то восстановить права вполне реально. Суд не станет рассматривать заявление, по которому истек срок давности. На законодательном уровне выделяются 2 вида срока исковой давности:

  • Общий срок, который составляет три года;
  • Специальный срок, который устанавливается в соответствии с предметом спора.

Если оставить место ДТП, то отношения между сторонами будут регулироваться в соответствии с Гражданским кодексом. И срок давности по данному кодексу составляет три года. Исчисление срока давности может происходить с:

  • Момента совершения аварии;
  • Момента извещения водителя о нарушении прав.

Здесь следует обратить внимание на ряд особенностей. Оставление места аварии наказывается лишением водительских прав или административным арестом на срок до 15 суток. Но чаще всего водителя, который скрылся с места аварии, лишают водительского удостоверения.

Оставление места ДТП. Как избежать ответственности?

Можно ли не оставаться на месте аварии без серьезных последствий? Такое действительно возможно. Более того, такие случаи предусматривает законодательство. Такое возможно, если:

  • участники аварии решили самостоятельно оформить ДТП согласно европротоколу. Такое возможно, если у них имеется страховой полис ОСАГО. Однако тут следует учитывать, что такое возможно не всегда. Это законно в ситуации, когда участников аварии только двое, если они достигли взаимопонимания, а ДТП обошлось без пострадавших. Тогда у участников происшествия нет необходимости оставаться на месте аварии;
  • участник происшествия покинул место ДТП, чтобы доставить пострадавшего в медучреждение. В такой ситуации важно позаботиться о наличии свидетелей. Места оставления ДТП в этом случае покидаются только до того момента, пока водитель не выполнить свой гражданский долг. После того как пострадавший доставлен в больницу, нужно вернуться к месту аварии.

Некоторые водители задаются вопросом, можно ли оставить место аварии и при этом не понести наказания – такое вполне возможно. Такие случаи даже прописаны на законодательном уровне, к ним относятся:

  1. Участники ДТП оформили все сами в соответствии с европротоколом. Данное действие можно произвести, если у обоих водителей есть полис ОСАГО, но стоит знать, что сделать так можно не всегда. Данные действия будут считаться законными, если участников аварии было только двое, они смогли достигнуть понимания, и в аварии не было пострадавших. Тогда обеим сторонам аварии можно не оставаться на месте.
  2. Участник аварии покинул место, чтобы доставить пострадавшего в ближайшую больницу. Но тогда необходимо заручиться поддержкой свидетелей. Оставить место аварии можно только для исполнения гражданского долга, как только пострадавший окажется под присмотром врачей, водитель обязан вернуться на место ДТП.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

ответственность за оставление места дтп без пострадавших

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

что будет если оставить место дтп

Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Оставление места аварии

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля.

Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Имеют ли право уволить в декрете связи с реорганизацией

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Причины незаконного бегства

Если водитель уехал с места аварии без уважительной причины, то это не означает, что он обязательно будет наказан. Относительно покидания места ДТП прописаны строгие законы, но и в них есть несколько нюансов, которые помогут нарушителю не понести наказания.

Для начала это можно сделать вместе с понятием срок давности. Данный вопрос подробно описывается в КОАП. В соответствии с законом, в 2019 году срок давности составляет один год. То есть, если в течение года водителя найти не получится, то дело закроют.

На практике это выглядит следующим образом. Если на дороге произошла авария из двух автомобилей и водители договорились не привлекать сотрудников ДТП, а оформить все самостоятельно, но потом один из участников подает заявление. Если с момента такой аварии пройдет более двенадцати месяцев, то суд не станет рассматривать данное дело.

Но стоит понимать, что данный срок давности работает только относительно административного правонарушения. Если авария стала причиной летального исхода или были нанесены тяжкие телесные повреждения, то водитель будет нести уже уголовную ответственность в соответствии со статьей 264 УК РФ. И то, что водитель скрылся с места аварии, будет самой маленькой проблемой в таком случае.

Есть еще один нюанс, по сроку давности можно избежать только административного наказания. Но если был причинен моральный или материальный ущерб, то необходимую сумму заплатить все же придется, так как этого потребует уже Гражданский кодекс. В данном случае срок исковой давности составляет три года.

Но есть еще один способ как не понести ответственность за оставление места ДТП без пострадавших. Можно попробовать доказать суду, что оставление места аварии произошло по невнимательности, а не умышленно. То есть, когда водитель не заметил, что задел чей-то автомобиль. Но сработать может такой способ, только если интересы водителя в суде защищает опытный юрист. Тогда за данное нарушение водитель может и не понести ответственность.

Но в таком случае стоит знать, что доказывание суду, что место аварии было покинуто не умышленно очень сложно. В большинстве случае суд все равно принимает сторону пострадавшего, так как именно его интересы будут учитываться в первую очередь.

Тогда понести наказание все же придется, и, как правило, за такое нарушение водителям приходится расставаться с водительским удостоверением. Но есть случаи, когда неумышленность действий доказать получается. Сделать это самому почти невозможно. Тем не менее, если доверить дело опытному адвокату, который имеет опыт ведения данных дел, то можно рассчитывать на положительный исход.

Количество автомобильных аварий в 2019 году не стало меньше. Поэтому если водитель стал участником данного происшествия, то не стоит впадать в панику, а уж тем более скрываться, особенно если водитель знает, какое наказание за оставление места ДТП без пострадавших он потом понесет. Лучше действовать в рамках правил Дорожного движения. Но и даже в такой ситуации надо быть в первую очередь человеком и если необходимо, то оказать помощь пострадавшим.

Случаи, когда водителю приходит идея просто уехать с места происшествия, случались ранее и будут, к сожалению, случаться и в 2019 году. Сразу нужно отметить, что это худшая идея, которая может прийти в голову. Чаще всего такое случается по следующим причинам:

  • незнание закона. Достаточно часто водители уезжают с места ДТП только потому, что не знают, что этого делать нельзя. И это несмотря на то, что информацию о действиях в таких ситуациях можно найти в ПДД;
  • страх ответственности. Это также частая причина, по которой водитель может уехать с места ДТП. Чаще всего это случается, если причинен небольшой ущерб, особенно если автомобиль был припаркован, а его владельца не было поблизости;
  • наезд на пешехода. В такой ситуации оставление места аварии часто является следствием сильного шока.

Важно помнить, что какой бы ни была причина, за оставление места наказание последует. Такой поступок — это правонарушение, причем достаточно серьезное.

Варианты разрешения аварии при оставлении места ДТП

Если водитель виноват в ДТП, то его обязательно накажут, так как он понимал что покидает место ДТП и при этом не собирался возвращаться назад. В данном случае нарушителю грозит лишение прав за оставление места ДТП. Но если нарушитель не будет найден в течение трех месяцев, то дело просто закроют. Тогда потерпевшая сторона потеряет возможность восстановить свои права.

Если место аварии было покинуто, то ответственность может лечь на обоих участников, а не только на одного. Но здесь все будет полностью зависеть от степени вины и самого ДТП. Но в любом случае, скрытие с места аварии это серьезное нарушение ПДД. Именно поэтому не стоит уезжать с места аварии.

Прибывшие на место аварии сотрудники ГИБДД, проведут анализ ситуации и определят виновного, к тому же обе стороны смогут дать показания и выразить свою оценку случившегося. Если же один из водителей скроется, то разрешение ситуации будет происходить уже без него. Тогда это не только повлечет административную ответственность, но и может стать причиной выплаты большой суммы пострадавшему в качестве материальной компенсации.

Уехал с места ДТП - что делать и какое наказание грозит?

Спустя время очень сложно доказать невиновность, особенно если место аварии было покинуто. Но еще сложнее будет доказать, что данный поступок совершался неумышленно.

Даже если водитель представит доказательства невиновности, положительный результат будет только в редких случаях. Чаще всего водителю придется остаться без водительского удостоверения. Даже если водитель уверен, что пострадавших нет, а ущерб минимальный, и если уехать то никто не заметит, стоит знать, что это вовсе не так.

При оставлении места аварии результатом становятся судебные разбирательства. Страховая компания, конечно, оплатит материальный ущерб, но страховую сумму она может взыскать с виновника аварии.

Есть один значительный момент, на который стоит обратиться пристальное внимание. После решения суда, у потерпевшего есть право на взыскание материального ущерба в порядке гражданского судопроизводства, то есть действовать начнет уже исковая давность за оставление ДТП. А взыскание будет проведено при помощи подачи в суд гражданского иска.

Если по каким-то причинам потерпевший не успел подать исковое заявление после принятия судом решения, то у него есть право сделать это в течение трех последующих лет. Есть случаи, когда исковая давность за оставление места аварии продляется. Продление не может превышать шесть месяцев. Чтобы это сделать, потерпевший должен представить суду доказательства уважительной причины, по которой он не успел все сделать в установленный срок.

В течение трех дней с момента начала рассмотрения дела судом, виновнику ДТП направляется повестка, на основании статьи 27.2 КОАП РФ. В повестке указывается дата и место, а также время проведения судебного заседания. В течение 10 дней после вынесения судебного решения, у виновного в аварии есть право на обжалование данного решения.

Ситуации на практике могут быть разными. Часто происходит так, что виновный просто не получает повестку, и поэтому водитель не знает о своей виновности. Если в пропуске срока давности виноваты третьи лица, то его могут восстановить по решению суда. В таком случае потерпевший может отстоять свои права. Исчисление срока в таком случае будет производиться не с момента получения решения второй стороной, а с момента вынесения данного решения.

Зачастую движущими силами, провоцирующими водителя убегать с места аварии, выступает паника, инстинкт самосохранения и страх перед ответственностью. Причина взять себя в руки, действовать согласно регламенту, предусмотренному в правилах дорожного движения, является значимой, так как при попытке скрыться, которая нередко заканчивается скорым розыском «преступника», убегавшему придётся отвечать не только за ДТП, но и за факт покидания места аварии.

В нынешнее время поиск автомобиля, нарушившего ПДД или ставшего участником ДТП, упрощает современное техническое оснащение, в виде видеорегистраторов, которыми модифицированы большинство транспортных средств, а также стационарных камер, расположенных на значимых участках дороги. Оставление пункта, где произошло ДТП, без имеющихся на то значимых причин, о которых будет рассказано дальше, карается согласно законодательству, может предусматривать не только административную, но и уголовную ответственность, в зависимости от обстоятельств.

Кроме этого, если даже ситуация не имеет отягощающих обстоятельств, не относиться к крайне опасным прецедентам, а убегающий прав в ситуации согласно ПДД, при оставлении места аварии его могут признать виновным в ситуации по умолчанию, так как доказывать его правоту будет некому. Рассмотрим подробно меры наказания, предусмотренные на законодательном уровне за покидание места аварийной ситуации, с распределением по тяжести совокупных обстоятельств.

Как нужно действовать, если произошло ДТП

Итак, делаем выводы, что весьма серьезным нарушением является оставление места ДТП. Наказание в 2019 году тоже серьезное, но есть случаи, когда такое нарушение является непредумышленным. Водитель может покинуть аварию, так как не понимает, что совершает нарушение. Если водитель уехал с места аварии, то он будет за это наказан, именно поэтому следует знать, как следует себя вести, если произошло ДТП. В соответствии с ПДД водитель обязан сделать следующее:

  1. Прекратить движение, иначе может быть расценено, как попытка оставить место аварии. После этого включается аварийный сигнал, а на дороге ставится аварийный знак на определенном расстоянии, которое прописано в ПДД. Нельзя трогать и перемещать предметы, которые имеют отношение к аварии;
  2. Если в аварии есть пострадавшие, то им необходимо оказать первую медицинскую помощь. В экстренном случае покинуть место ДТП можно, но только если водителю следует срочно доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, но после этого необходимо вернуться назад;
  3. Если авария стала причиной остановки других транспортных средств, то необходимо предпринять все меры, чтобы освободить проезжую часть. Если такая необходимость возникает, то следует привлечь свидетеля, который сможет подтвердить положение автомобилей и наличие всех предметов, которые имеют отношение к аварии. Если есть возможность, то лучше организовать объект места аварии;
  4. Сделать звонок в отделение полиции, записать ФИО и адреса очевидцев. После этого потребуется дождаться приезда сотрудников ГИБДД.

Если в аварии нет пострадавших, а у участников нет разногласий, то у них есть право на самостоятельное составление схемы ДТП, а потом подписать данную схему. С этой схемой потребуется отправиться к ближайшему посту ГИБДД.

А если в аварии участвует не более двух автомобилей и у обеих сторон есть полис ОСАГО, то они могут составить европротокол. Этот бланк является специальным для извещения о ДТП, а оформить его можно без участия сотрудников ГИБДД. Но сделать такое можно, только если в аварии нет пострадавших, и у участников нет разногласий.

Именно такие правила прописаны в действующем законе.

Но не стоит забывать, что у каждого дела есть своя специфика. Особенно это относится к случаям, когда водитель принял решение покинуть место аварии, а также в последующем исчисления срока давности.

Но знать все нюансы невозможно. Хотя знать о том, что они все же имеются, нужно, чтобы если пришла мысль оставлять место ДТП, то была возможность воспользоваться ими и защитить затем свои интересы.

Стоит отметить, что если водитель покинул место аварии, даже если, не имея при этом умысла, отстоять свои права будет очень сложно. Но даже в таком случае есть смягчающие обстоятельства, например, раскаяться и содействовать с правоохранительными органами, иначе наказание будет очень строгим, водитель останется без прав не менее чем на один год.

Чтобы сохранить водительское удостоверение. Следует обратиться за помощью к адвокату, который не просто отстоит права водителя, но и сможет доказать, что он действовал неумышленно. А обращаться следует к адвокату, который работает именно с такими делами, то есть связанными с ДТП.

Оцените статью
Юридическая помощь
Adblock detector