Контроль профсоюза за соблюдением трудового законодательства сокращения работников

Профсоюзные инспекции труда и их функции

Для осуществления контроля за
соблюдением законодательства о труде
профессиональные союзы наряду с
государственными органами могут
создавать технические и правовые
инспекции. Они:

  1. организуют проверки соблюдения трудового
    законодательства и других нормативно-правовых
    актов;

  2. добиваются устранения выявленных
    нарушений;

  3. принимают участие в комиссиях по
    трудовым спорам в качестве представителей
    работников;

  4. представляют интересы работников –
    членов профсоюза в суде;

  5. проводят правовую экспертизу
    законопроектов и нормативных актов по
    социально-трудовым вопросам;

  6. взаимодействуют с судебными,
    правоохранительными органами,
    государственной инспекцией труда;

  7. ведут учёт и обобщают статистические
    данные о нарушениях и мерах по их
    пресечению.

  • нарушение сроков выплат и порядка
    оплаты труда;

  • незаконное привлечение к сверхурочным
    работам;

  • незаконное наказание и увольнение;

  • нарушение условий и режима труда.

  1. Данные о работнике.

  2. Сведения о представителе работодателя,
    подписавшего трудовой договор.

  3. Условия труда (должностные обязанности,
    оплата, время труда и отдыха, место
    работы, режим и характер труда и др.).

  4. Условия об обязательном социальном
    страховании и др.

  • на неопределённый срок,

  • на определённый срок не более 5 лет
    (срочный трудовой договор).

Трудовые отношения и обязанности
сторон возникают с момента заключения
трудового договора.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Изменения трудового договора
оформляются в письменном виде и в
порядке, предусмотренном Трудовым
кодексом Российской Федерации.53

— консультирование работника,
которому работодателем предложены
изменения условий трудового договора;

— определение законности предложенных
работодателем работнику изменений,
проведение переговоров с работодателем;

— участие в разрешении трудового
спора в комиссии по трудовым спорам или
в суде в качестве представителя работника
– члена профсоюза;

— проверка правовым инспектором
труда наличие нарушения трудового
законодательства на предприятии при
проведении плановых проверок и направление
работодателю соответствующих предписаний;

Контроль профсоюза за соблюдением трудового законодательства сокращения работников

— учёт мнения выборного профсоюзного
органа при принятии локальных нормативных
актов;

— заключение коллективного договора,
условия которого распрастроняются на
работников и регулируют особенности
труда на конкретном предприятии;

— юридическая помощь членам
профсоюза;

— переговоры с работодателем по
вопросам трудового договора.

Учёт мнения выборного профсоюзного
органа первичной организации:

  • при принятии локальных нормативных
    актов (режим труда и отдыха, график
    отпусков, разработка и утверждение
    инструкций по охране труда и др.),

  • при расторжении трудового договора по
    инициативе работодателя.

Контроль профсоюза за соблюдением трудового законодательства сокращения работников

Лица, виновные в нарушении трудового
законодательства, привлекаются к
дисциплинарной, гражданско-правовой,
административной (ст. 5.27. КоАП РФ) и
уголовной (ст.ст. 143, 145.1. УК РФ) ответственности
в порядке, установленном федеральным
законодательством (ст. 419 ТК РФ).

Так, только за 2005 год по требованию
профсоюзов (в системе ФНПР) были привлечены
к дисциплинарной ответственности 1185
должностных лиц различного уровня, в
том числе 104 из них уволены с работы.

За этот же период профсоюзными
инспекциями были направлены материалы
для привлечения к ответственности за
допущенные нарушения законов на 3818
должностных лиц. В результате прокурорского
реагирования привлечены к ответственности
3145 должностных лиц, в том числе на 43
человека возбуждены уголовные дела.

Под индивидуальным трудовым
споромпонимается «неурегулированные
разногласия между работодателем и
работником по вопросам применения
трудового законодательства, иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, коллективного
договора, соглашения, локального
нормативного акта, трудового договора
(в том числе об установлении или изменении
индивидуальных условий труда), о которых
заявлено в орган по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором
признаётся также спор между работодателем
и лицом, ранее состоявшим в трудовых
отношениях с этим работодателем (бывшим
работником), а также лицом, изъявившим
заключить трудовой договор с работодателем,
в случае отказа работодателя от заключения
такого договора (потенциальным
работником)».54

— образуется по инициативе
работников, работодателя, профсоюза;

— состоит из равного числа
представителей сторон;

  • представители работников избираются
    общим собранием,

  • представители работодателя назначаются
    руководителем организации.

Индивидуальные трудовые споры
регулируются в порядке, установленном
нормами главы 60 Трудового кодекса
Российской Федерации.

(Ст. 387, 388, 389, 390 ТК РФ)

РАБОТНИК

Заявление

КОМИССИЯ

ПО ТРУДОВЫМ
СПОРАМ

(КТС)

Требование
о предоставлении необходимых документов

РАБОТОДАТЕЛЬ

Обжалование

решения

(в течение

10 дней)

Регистрация
заявления работника

Обжалование

решения

(в течение

10
дней)

В течение 10
календарных дней

СУД

Заверенная

копия

решения

(в течение

3-х
дней)

Рассмотрение

заявления
работника

(в присутствии
работника

или
его представителя)

Заверенная

копия

решения


течение

3-х
дней)

СУД

Принятие решения

В 3-х месячный
срок

принудительное
исполнение

решения КТС

В
случае неисполнения

решения

СУДЕБНЫЙ

ПРИСТАВ

Удостоверение

(исполнительный
документ)

Работник
имеет право обратиться в КТС в
трех-месячный срок со дня, когда он
узнал о нарушении своего права.

Коллективный трудовой спор–
«неурегулированные разногласия между
работниками (их представителями) и
работодателями (их представителями) по
поводу установления и изменения условий
труда (включая заработанную плату),
заключения, изменения и выполнения
коллективных договоров, соглашений, а
также в связи с отказом работодателя
учесть мнение выборного представительного
органа работников при принятии локальных
нормативных актов».55

Порядок рассмотрения и разрешения
коллективных трудовых споров (61
глава ТК РФ)

Собрание
(конференция) работников по выдвижению
требований работодателю

или

составление
протокола разногласий

между
представителями работников (профкомом)
и представителями работодателя

3
рабочих дня

Рассмотрение
требований работодателем и его ответ
работникам или их представителям

Соглашение
об урегулировании разногласий

З
рабочих дня

Работа
Примирительной комиссии

( 5 рабочих дней)

Соглашение
об урегулировании разногласий

Через
5 календарных дней

Предупредительная
забастовка (1 час)

или

Акция
протеста

Соглашение
об урегулировании разногласий

3
рабочих дня

Рассмотрение
спора с участием Посредника

(7 рабочих дней)

или

Трудового
арбитража

(5
рабочих дней)

Соглашение
об урегулировании разногласий

Общее собрание
(конференция) работников для объявления
забастовки

5

рабочих
дней

Определение
минимума работ совместно с органами
исполнительной власти

Через
10 календарных

дней

ЗАБАСТОВКА

Соглашение
об урегулировании разногласий

Приостановка
забастовки

Возобновление
или прекращение забастовки

    1. Работодателей:

  • административная,

  • материальная,

  • дисциплинарная,

  • уголовная.

    1. Работников:

  • дисциплинарное взыскание за нарушение
    трудовой дисциплины,

  • увольнение с работы.

    1. Представительного органа работников:

  • Материальная (возмещение убытков
    работодателю в судебном порядке).

Основные направления программы:

  • реформа системы оплаты труда.

Российская Федерация планирует
усовершенствовать национальное
законодательство в этой сфере, в
особенности в части, касающейся работников
бюджетной сферы. По данным Госкомстата,
удельный вес численности работников,
имеющих заработную плату на уровне и
даже ниже величины прожиточного минимума
трудоспособного населения, в здравоохранении
составляет 38,8 %, в образовании – 41,4 %, в
культуре и искусстве – 51,2 % от общей
численности работников названных
отраслей.

  • разработка принципов политики заработной
    платы работников государственных и
    муниципальных предприятий различных
    отраслей.

  • управление
    миграционными процессами.

Россия вышла на международную сцену
трудовой миграции в начале 1990-х в первую
очередь как принимающая страна, но в то
же время как страна выезда и транзита.
По оценкам Федеральной миграционной
службы, в России сегодня работают 500
тыс. легальных и от 5 до 14 млн. нелегальных
мигрантов.

  • дальнейшее совершенствование
    национального законодательства, а
    также

международных и двусторонних механизмов,
направленных на регулирование миграции
и недопущение насилия в отношении
трудящихся-мигрантов; вопросы внутренней
миграции с тем, чтобы способствовать
большей мобильности рабочей силы и
созданию более гибкого рынка труда.

  • совершенствование национального
    законодательства в соответствии с
    международными трудовыми стандартами;

  • продвижение
    социального партнерства и укрепление
    системы социальной защиты, в том числе
    защиты работников от ВИЧ/СПИДа, охраны
    труда, системы социального страхования;
    осуществление программ борьбы с детским
    трудом.

Планируется осуществить программы
достойного труда в пилотных регионах
России.

Российские профсоюзы являются неотъемлемой
частью всемирного профсоюзного движения.

Российские профсоюзы, с одной стороны,
стараются извлечь из своих международных
контактов конкретную пользу для своего
внутреннего развития и защиты интересов
работников. С другой, — принимают активное
участие в международных усилиях по
упорядочению позиций профсоюзного
движения в условиях глобализации на
основе сплоченности и солидарности.

  1. Минимальная заработанная плата не
    должна быть ниже прожиточного минимума
    в регионе и в Российской Федерации.

  2. Средняя заработанная плата не ниже 4-х
    прожиточных минимумов.

  3. Индексация заработанной платы в
    зависимости от роста инфляции.

  4. Установление системы оплаты труда на
    предприятии, способствующей росту
    заработанной платы, стимулированию
    работников за высокую производительность
    труда.

  5. Защита заработанной платы.

  6. Установление постоянной (базовой) части
    заработанной платы на уровне не ниже
    70% от общего объёма оплаты труда.

  • Конвенции Международной Организации
    Труда.

  • Конституция Российской Федерации.

  • Федеральное законодательство:

Предлагаем ознакомиться:  Отдел компенсаций страховых выплат мед полис официальный сайт

Виды страховых рисков и страхового обеспечения

    1. Работодателей:

    1. Работников:

  1. равноправие сторон,

  2. уважение и учёт интересов сторон,

  3. заинтересованность сторон в участии
    в договорных отношениях,

  4. содействие государства в укреплении
    и развитии социального партнёрства на
    демократической основе,

  5. соблюдение сторонами и их представителями
    трудового законодательства и иных
    нормативных правовых актов, содержащих
    нормы трудового права,

  6. добровольность принятия сторонами на
    себя обязательств,

  7. обязанность выполнения коллективных
    договоров, соглашений,

  8. контроль за выполнением принятых
    коллективных договоров, соглашений,

  9. ответственность сторон, их представителей
    за невыполнение по их вине коллективных
    договоров, соглашений.

Уровни, органы и акты социального
партнёрства

№№

Уровень

Сфера
регулирования

Орган
управления

Вид
нормативно-правового акта

1

2

3

4

5

1.

Федеральный

Отношение
в сфере труда в Российской Федерации

Российская
трёхсторонняя комиссия

Генеральное
соглашение

2.

Межрегиональный

В двух и
более субъектах Российской Федерации

Межрегиональная
трёхсторонняя комиссия

Межрегиональное
трёхстороннее соглашение

3.

Региональный

Отношения
в сфере труда в субъекте Российской
Федерации

Трёхсторонняя
комиссия

Трёхстороннее
соглашение

4.

Отраслевой

Отношение
в сфере труда в отрасли (отраслях)

Тарифная
комиссия

Отраслевое
тарифное соглашение

5.

Территориальный

Отношение
в сфере труда в муниципальном образовании

Трёхсторонняя
(двухсторонняя) комиссия

Трёхстороннее
(двухстороннее) соглашение

6.

Локальный

Установление
конкретных обязательств в сфере труда
между работниками и работодателем

Комиссия по
заключению коллективного договора

Коллективный
договор

— Регулирование социально-трудовых
отношений в конкретной ситуации.

— Форма участия работников в
управлении организацией.

— Улучшение норм законодательства
в сфере труда.

— Учёт специфики условий труда в
организации.

— Представление дополнительных
льгот для отдельных категорий работников.

— Установление режима труда и
отдыха на предприятии.

Коллективный договор– «правовой
акт, регулирующий социально-трудовые
отношения в организации или у
индивидуального предпринимателя и
заключаемый работниками и работодателем
в лице их представителей».24

Представителем стороны работников,
как правило, является первичная
организация профсоюза:

  • если она объединяет более 50% работающих
    – без получения дополнительных
    полномочий;

  • если в ней менее 50% работающих, то по
    решению собрания работников организации,
    принятого тайным голосованием;

  • если в организации несколько профсоюзных
    организаций, то создаётся единый
    представительный орган либо какая-то
    из организаций решением собрания
    наделяется правом представлять интересы
    работников.

В отдельных случаях интересы
работников могут представлять иные
представители , избранные из числа
работников организации.

Обязательства сторон коллективного
договора включают следующие вопросы:

  1. оплаты труда (размер, форма, индексация
    и т.д.),

  2. пособий, компенсаций, социальных
    гарантий,

  3. рабочего времени и времени отдыха,

  4. условий и охраны труда,

  5. предоставления льгот,

  6. рабочих мест, обучения и повышения
    квалификации работников.

Кроме того, в коллективном договоре
отражаются вопросы:

  1. контроля исполнения коллективного
    договора,

  2. ответственности сторон,

  3. обеспечения нормальных условий
    деятельности представителей работников
    (профсоюзной организации),

  4. информирование работников о выполнении
    коллективного договора,

  5. отказ от забастовок при выполнении
    условий коллективного договора.

  1. За уклонение от участия в коллективных
    переговорах.

  2. Непредставление информации, необходимой
    для ведения коллективных переговоров
    и осуществления контроля.

  3. За нарушения или невыполнение
    коллективного договора, соглашения.

и достойной оплаты труда

Понятие занятости и её виды

Занятость– это деятельность
граждан, связанная с удовлетворением
личных и общественных потребностей, не
противоречащих законодательству
Российской Федерации и приносящая, как
правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору,

  • занимающиеся предпринимательской
    деятельностью,

  • выполняющие работу по гражданско-правовым
    договорам,

  • избранные, назначенные, утверждённые
    на оплачиваемую деятельность,

  • военнослужащие.

  • учащиеся и студенты,

  • временно отсутствующие на рабочем
    месте (нетрудоспособность, отпуск,
    повышение квалификации и т.д.).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Виды занятости:

  1. полная,

  2. неполная (неполная занятость источник
    безработицы).

Понятие «безработица»

Безработица– социально-экономическое
явление, обусловленное превышением
количества людей, желающих найти работу
над количеством имеющихся рабочих мест,
соответственно профилю и квалификации
претендентов на эти места.

Виды и причины безработицы

  • Фрикционная — обусловлена частой сменой
    работы.

  • Структурная — связана с изменениями
    экономической структуры.

  • Сезонная — определяется периодом
    года.

  • Циклическая — связана со спадами и
    подъёмами экономики.

  • Скрытая — обусловлена фактическим
    отсутствием работы в организации
    при наличии штата работников.

Нормативно-правовые основы

деятельности профсоюзов в решении
проблемы занятости

Конституция
Российской Федерации

Федеральный закон от 20 апреля 1996
года № 36-ФЗ

«О занятости
населения в Российской Федерации»25

Трудовой кодекс Российской Федерации

от 30 декабря
2001 года

Федеральный закон от 12 января 1996
года № 10-ФЗ

«О
профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности»

Соглашения
и коллективные договора

— Федеральный закон «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации»,

Контроль профсоюза за соблюдением трудового законодательства сокращения работников

— Федеральный закон от 19 июня 2000 года №
82-ФЗ «О минимальном размере оплаты
труда» (в редакции ФЗ от 29 декабря 2004
года № 198),27

— Федеральный закон от 31 марта 2006
года № 44-ФЗ «О потребительской корзине
в целом по Российской Федерации»,28

  • Законодательство субъектов Российской
    Федерации:

— Законы о прожиточном минимуме,

— Законы о минимальном размере оплаты
труда и др.

Значение коллективных договоров
и соглашений в регулировании оплаты
труда определяется установлением более
высоких по сравнению с законодательством
условий оплаты труда.

Социальная политика– это
сфера деятельности государства,
политических и других общественных
организаций в постановке и достижении
целей, обеспечивающих каждому члену
общества соблюдение его важнейших
социальных прав, в том числе на достойный
человека уровень жизни, необходимый
для нормального воспроизводства и
развития личности.

Социальная защита– это комплекс
целенаправленных мер правового,
экономического и организационного
характера для ограждения граждан от
негативных проявлений социальной среды,
смягчения их последствий, поддержке
наиболее уязвимых слоёв населения.

Социальное обеспечение–
гарантированная государством система
материальной поддержки граждан и
социального обслуживания их по достижению
определённого возраста, в случаях
болезни, инвалидности, потери кормильца,
воспитания детей, утраты трудового
дохода и других случаях, установленных
законом, а также охрана их здоровья,
осуществляемая за счёт внебюджетных
социальных фондов и ассигнований из
государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование– часть государственной системы
социальной защиты населения, спецификой
которой является осуществляемое в
соответствии с федеральным законом
страхование работающих граждан от
возможного изменения материального и
(или) социального положения, в том числе
по независящим от них основаниям.

Риски

Обеспечение

  • необходимость получения медицинской
    помощи,

  • временная нетрудоспособность,

  • трудовое увечье и профессиональное
    заболевание,

  • материнство.

  • инвалидность,

  • наступление старости,

  • потеря кормильца,

  • признание безработным,

  • смерть
    застрахованного лица или нетрудоспособных
    членов его семьи, находящихся на его
    иждивении.

  • оплата медицинскому учреждению
    расходов, связанных с предоставлением
    застрахованному лицу необходимой
    медицинской помощи,

  • пенсия по старости,

  • пенсия по инвалидности,

  • пенсия по случаю потери кормильца,

  • пособие по временной нетрудоспособности,

  • пособие в связи с трудоавым увечьем
    или профессиональным заболеванием,

  • пособие по безработице,

  • единовременное пособие женщинам,
    вставшим на учёт в медицинских
    учреждениях в ранние сроки беременности,

  • пособие по беременности и родам,

  • единовременное пособие при рождении
    ребёнка,

  • ежемесячное
    пособие по уходу за ребёнком до
    достижения им возраста полутора лет.

Охрана труда- система сохранения
жизни и здоровья работников в процесе
трудовой деятельности, включающая в
себя трудовые, социально-экономические,
организационно-технические и иные
мероприятия.

Условия труда- совокупность
факторов производственной среды и
трудового процесса, оказывающих влияние
на работоспособность и здоровье
работника.

Требования охраны труда-
государственные нормативные требования
охраны труда и требования охраны труда,
установленные правилами и инструкциями
по охране труда.

Правительство
Российской Федерации

Министерство здравоохранения и

социального
развития

Федеральная служба по труду и
занятости

(Управление
надзора и контроля за соблюдением
законности о труде)

Службы по труду субъектов

Российской
Федерации

Государственные
инспекции по труду в регионе

В соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации на работодателя
возложено более 22 обязанностей по
обеспечению безопасных условий труда.
В их числе:

  • безопасность работников при эксплуатации
    зданий, сооружений, оборудования

  1. Нормативно-правовое обеспечение прав
    и гарантий в области охраны труда.

  2. Социальное партнёрство.

  3. Государственные инспекции по труду.

  4. Технические инспекции труда профсоюзов.

  5. Службы охраны труда на предприятиях.

  6. Комитеты (комиссии) по охране труда на
    предприятии.

  1. Участие в разработке и реализации
    государственной политики в области
    охраны труда.

  2. Участие в разработке нормативно-правовых
    актов.

  3. Участие в формировании государственных
    программ.

  4. Общественный контроль за соблюдением
    прав и интересов трудящихся в области
    охраны труда.

Юридическая помощь членам профсоюза

Контроль профсоюза за соблюдением трудового законодательства сокращения работников

Юридическую помощь членам профсоюза
оказывают юридические консультации
профсоюзов, штатные юристы профсоюзных
организаций, профсоюзные работники по
следующим вопросам:

  • трудовые права работников,

  • права работников по социальному
    обеспечению, жилищно-коммунальным
    вопросам,

  • помощь работникам в оформлении заявлений
    в комиссию по трудовым спорам (КТС), в
    суд,

  • представительство работника в комиссии
    по трудовым спорам и в суде.

Предлагаем ознакомиться:  Код ндфл при компенсации при увольнении

Порядок работы правового инспектора
труда профсоюзов

Областной
комитет профсоюза

1

Уведомление

Работодатель

2

Задание,

план

5

Справка

4

Инспектор

3

Допуск

и документы
для проверки

Ответ об
устранении

нарушений
(1 неделя)

7

Предприятие

(проверка)

6

Предписание
об устранении нарушений

В случае непредоставления допуска
на предприятие и неустранения нарушений
работодатель несёт административную
ответственность.

Роль и значение коллективного договора

1. Одобрить Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений (прилагаются).

2.1. Использовать настоящие Рекомендации в практической деятельности в целях повышения эффективности работы правовых, технических инспекторов труда ЦК Профсоюза и иных представителей профсоюзных организаций по защите прав и интересов работников медицинских организаций.

2.2. Направить усилия в правозащитной работе на предупреждение и недопущение попыток со стороны работодателей нарушать трудовые права работников.

2.3. Активизировать практическую деятельность по защите социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза, в том числе путем укрепления инспекций труда ЦК Профсоюза.

2.4. Укреплять взаимодействие с государственными органами надзора и контроля в целях предупреждения и оперативного устранения нарушений норм трудового права, соглашений и коллективных договоров.

2.5. Развивать институт оперативного информирования членов Профсоюза о работе правовой и технической инспекций труда ЦК Профсоюза.

Контроль профсоюза за соблюдением трудового законодательства сокращения работников

2.6. На заседаниях президиумов комитетов региональных организаций Профсоюза рассматривать итоги работы правовых и технических инспекторов труда ЦК Профсоюза.

2.7. Довести до правовых и технических инспекторов труда ЦК Профсоюза настоящие Рекомендации.

3. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н.Пахомов) довести настоящее постановление до руководителей региональных организаций Профсоюза для использования в практической деятельности.

Председатель ПрофсоюзаМ.М.Кузьменко

I. Общие положения

1. Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений (далее — Рекомендации) разработаны на основании Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), Федерального закона от 12.01.

96 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также в соответствии с положениями о правовой и технической инспекций труда ЦК Профсоюза, утвержденных Президиумом ЦК Профсоюза с учетом обобщения итогов проведения проверок инспекторами труда Профсоюза по соблюдению работодателями норм трудового законодательства.

2. Настоящие Рекомендации определяют порядок проведения проверок учреждений здравоохранения (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав (далее — трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права) профсоюзным представителем или инспекторами труда, а также примерный перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении соответствующих проверок.

3. Проверки соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводятся с целью: — выявления нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;- предупреждения нарушений прав и законных интересов работников учреждений здравоохранения всех форм собственности;

— обеспечения защиты социально-трудовых прав и законных интересов работников, являющихся членами Профсоюза;- принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников учреждений здравоохранения и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

4. В своей деятельности профсоюзный представитель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также Уставом Профсоюза работников здравоохранения РФ, Положениями о правовой и технической инспекций труда ЦК Профсоюза и настоящими Рекомендациями.

5. Председатель региональной организации Профсоюза обеспечивает формирование ежегодных (полугодовых) планов проведения инспекторами труда ЦК Профсоюза мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе с учетом тематических проверок, утверждаемых Президиумом ЦК Профсоюза.

Планы по проведению проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, могут корреспондироваться с планами работы государственной инспекции труда, органов прокуратуры, органов управления в сфере здравоохранения, а также других государственных органов надзора и контроля.

Планирование мероприятий на предстоящий год, осуществляемых в целях соблюдения работодателями трудового законодательства необходимо начинать в четвертом квартале года, предшествующего плановому, с учетом анализа результата по ранее выявленным нарушениям. Особое внимание при планировании проверок уделять оптимизации медицинских организаций в ходе реформирования здравоохранения в соответствующем субъекте РФ (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

6. По истечении полугодия подводятся итоги работы инспектора труда, анализируются полученные результаты и намечаются задачи на следующее полугодие. Итоги проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, обсуждаются на заседаниях выборных коллегиальных органах Профсоюза, а также могут обсуждаться на совещаниях или совместных с органами государственного надзора и контроля коллегиях.

7. В целях обеспечения учета и контроля проводимых проверок ведется соответствующий журнал, в котором производится запись о проведенном мероприятии, (дата, время, правовые основания, цели, задачи и предмет мероприятия, выявленные нарушения, составленные протоколы, выданные представления, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего(-их) данное мероприятие и его (их) подпись (приложение* к Рекомендациям).

Контроль профсоюза за соблюдением трудового законодательства сокращения работников

________________

* Текст приложения на сайте не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

8. Проверки проводятся на основании поручений (постановлений, распоряжений) выборных коллегиальных или единоличных органов организаций Профсоюза (председателя) (приложение N 2 к Рекомендациям).

9. В поручении (постановлении, распоряжении) о проведении проверки указываются:- номер и дата поручения (постановления, распоряжения) о проведении проверки;- наименование органа, по поручению (постановлению, распоряжению) которого проводится проверка;- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(-ых) на проведение проверки;

10. Поручение (постановление, распоряжение) о проведении проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется инспектором труда, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица (медицинской организации) одновременно с удостоверением инспектора труда ЦК Профсоюза или внештатного инспектора труда.

О времени посещения медицинской организации целесообразно предварительно договориться с руководителем, уведомив его о том, присутствие каких специалистов и служб организации и какие данные потребуются при проверке, договориться об освобождении на время проведения проверки не освобожденного от работы председателя первичной профсоюзной организации.

11. В случае направления письменного уведомления работодателю в нем указываются: основание проведения проверки, дата проведения проверки, фамилия, имя, отчество инспектора труда (в том числе внештатного), уполномоченного на проведение проверки, контактный телефон и др.

12. При посещении медицинской организации инспектору труда следует представиться руководителю организации, председателю первичной профсоюзной организации и, при необходимости, ознакомить их с правами и полномочиями инспектора труда (в том числе внештатного), разъяснить основные цели, задачи и предмет проверки, попросить дать поручения соответствующим службам организации о подготовке необходимых документов для проверки.

13. В случае если руководство медицинской организации, препятствует проведению проверки, инспектор труда (профсоюзный представитель) разъясняет, что такие действия являются нарушением статьи 370 ТК РФ, статьи 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и влекут за собой ответственность, предусмотренную статьей 378 ТК РФ, статьей 30 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 5.

27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно необходимо поставить в известность председателя региональной организации Профсоюза (заместителя председателя) о факте воспрепятствования инспектору труда в проведении проверки. При отказе руководителя медицинской организации представить те или иные документы со ссылкой на коммерческую тайну необходимо разъяснить последнему положения законодательства Российской Федерации, содержащие перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (статья 5 Федерального закона от 29.07.

2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).Примечание:При проведении проверки инспекторами труда (профсоюзным представителем) в случае отказа руководителя учреждения здравоохранения предоставить доступ к информации, содержащей персональные данные работника, необходимо разъяснить руководителю требования, относящиеся к передаче персональных данных работника.

Предлагаем ознакомиться:  Какие алименты в лнр - Юридический спектр

В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» для осуществления своей уставной деятельности профессиональные союзывправебесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

  • Для ведения переговоров создается
    комиссия на паритетных началах, то есть
    из равного количества представителей
    каждой из сторон.

  • Голосование происходит сторонами, при
    полном согласовании сторонами принимаемых
    решений.

  • На ведение переговоров отводится 3
    месяца.

  • После истечения этого срока, коллективный
    договор должен быть подписан по
    согласованным позициям.

  • Если остались принципиально-важные
    не согласованные позиции, то по ним
    составляется протокол разногласий.

  • Это позволит продолжить переговоры
    или объявить коллективный трудовой
    спор и разрешить его в установленном
    порядке.

  • Коллективный договор можно заключать
    на срок до 3 лет, и продлевать один раз
    на срок не более 3 лет.

Виды забастовок

— предупредительная (приостановка
работы на 1 час),

— законная (срочная и бессрочная
по одним и тем же требованиям),

— незаконная56– в период военного или чрезвычайного
положения, в правоохранительных органах,
на особо важных видах производства, на
станциях скорой помощи, в организациях
энергообеспечения, теплоснабжения,
транспорта и связи.

Сотрудничество фнпр с современными международными профсоюзными объединениями

Понятие «политическая партия»

Политическая партия — это общественное
объединение, созданное в целях участия
граждан Российской Федерации в
политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической
воли, участия в общественных и политических
акциях, в выборах и референдумах, а также
в целях представления интересов граждан
в органах государственной власти и
органах местного самоуправления57.

Цели
и задачи политической партии излагаются
в её Уставе и Программе.

Основные
цели политических партий:

  1. Формирование
    общественного мнения;

  2. Политическое
    образование и воспитание граждан;

  3. Выражение
    мнений граждан по любым вопросам
    общественной жизни, доведение этих
    мнений до сведения широкой общественности
    и органов государственной власти;

  4. Выдвижение
    кандидатов на выборах в законодательные
    (представительные) органы государственной
    власти и органы местного самоуправления,
    участие в выборах в указанные органы
    и в их работе.

Профессиональные
союзы также являются общественным
объединением граждан, но на основе иных
целей и принципов деятельности.

Профсоюзы

Политические
партии

1

2

Цель: представительство и
защита социально-трудовых прав и
интересов работников.

Цель:участие в политической
жизни общества, представление своих
интересов в органах государственной
власти и местного самоуправления

По
форме:
Массовая
общественная организация наемных
работников,
которая:

  1. основана
    на общности трудовых интересов;

  2. стремится
    обеспечить соблюдение трудовых прав
    и социально-экономических интересов
    наемных работников.

По
форме:
Организованная
группа единомышленников, которая:

  1. основана на
    общности политических взглядов и
    интересов;

  2. стремится
    воплотить в жизнь свои идеи и интересы
    посредством получения большинства
    (или достаточного количества) мест
    в представительных органах
    государственной власти.

Методы
достижения целей:

  1. переговоры с работодателями и органами
    государственной власти;

  2. участие в урегулировании разногласий
    в социально-трудовой сфере;

  3. участие в формировании законодательства
    в социально-трудовой сфере;

  4. осуществление контроля исполнения
    законодательства в социально-трудовой
    сфере;

  5. давление на
    работодателей и власть, посредством
    коллективных действий и забастовок

Методы
достижения целей:

  1. участие в выборах в органы
    представительной государственной
    власти и местного самоуправления;

  2. участие в формировании Правительства,
    исполнительных органов власти;

  3. формирование законодательства для
    регулирования всех сфер жизни
    общества;

  4. осуществление контроля деятельности
    органов исполнительной власти;

  5. политическая
    борьба, в т. ч. и революционная

Профсоюзы,
реализуя свои цели и исполняя свои
уставные обязанности, неизбежно
вторгаются в сферу политики, т. к. защитить
права трудящихся, действуя только на
экономическом поле, невозможно.
Значительная часть решений, затрагивающих
социально-экономические интересы
работников, принимается в сфере политики
– органами государственной власти.
Поэтому всей своей деятельностью
профсоюзы так или иначе должны влиять
на социальную политику государства.

Для профсоюзов
взаимодействие с политическими партиями
– один из способов достижения цели.

  • UNI– Глобальная Федерация
    профсоюзов (Международная профсоюзная
    сеть) объединяет 16 млн. работников из
    1000 профсоюзов 140 стран мира

  • IUF– Международный союз
    работников пищевой и табачной
    промышленности, сельского хозяйства,
    гостиничного и ресторанного обслуживания,
    общественного питания и смежных
    отраслей;

  • ICEM – Международная федерация профсоюзов
    работников химической промышленности,
    энергетики, горняков и разнорабочих.
    Она объединяет 20 миллионов трудящихся
    всего мира из 384 отраслевых профсоюзов
    118 стран. Поддерживает устойчивое
    развитие промышленного производства,
    проводит кампании в поддержку наивысших
    уровней гигиены труда и техники
    безопасности на производстве, а также
    за экологическую безопасность
    промышленной продукции и производственных
    процессов. ICEM также выступает за
    применение самых высоких норм и наиболее
    передовой практики трудовых отношений
    во всем мире — особенно в рамках
    транснациональных корпораций.

Виды занятости:

  • установление государственных гарантий
    и трудовых прав;

  • создание благоприятных условий труда;

  • защита прав и интересов работников и
    работодателей.

Основные задачи трудового
законодательства – создание необходимых
правовых условий для:

  • организации труда и управления трудом,
    в том числе справедливой оплаты труда,
    безопасных условий труда,

  • трудоустройства работников,

  • профессиональной подготовки и повышения
    квалификации,

  • социального партнерства, ведения
    коллективных переговоров, заключения
    коллективных договоров и соглашений,

  • участия работников и профессиональных
    союзов в установлении условий труда,
    разрешении трудовых споров,

  • надзора и контроля исполнения трудового
    законодательства.

Трудовой кодекс Российской Федерации
принят в декабре 2001 года и вступил в
действие с февраля 2002 года. В июне 2006
года в него были внесены серьезные
изменения и дополнения.50Кодекс ориентирован на развитие рыночных
отношений, что является отражением
экономических преобразований в России.
При этом, он имеет важное значение для
профсоюзов и работников, так как содержит
ряд новых принципиальных позиций:

  • минимальный размер оплаты не может
    быть ниже прожиточного минимума
    трудоспособного человека,

  • компенсации (санкции) за каждый день
    просроченной выдачи заработанной
    платы. В случае 15-ти дневной задержки
    зарплаты, у работника появилось право
    приостановить работу до полного
    погашения задолженности,

  • самостоятельный раздел Трудового
    кодекса «Социальное партнерство»
    гарантирует равноправие сторон в
    регулировании социально-трудовых
    отношений и обязывает работодателя
    заключать коллективный договор или
    соглашение не позднее 3-х месяцев со
    дня начала переговоров,

  • основные права профсоюзов на осуществление
    контроля соблюдения трудового
    законодательства и иных нормативных
    правовых актов, а также обеспечение
    гарантий деятельности выборных
    профсоюзных органов.

Работа над совершенствованием
Трудового кодекса осуществлялась на
4-х сторонней основе в рамках постоянно
действующей рабочей группы: представители
сторон социального партнерства и
депутатский корпус.

Задачи мот:

  1. необходимость
    улучшения условий труда путем, например:
    регламентации рабочего времени,
    включая установление максимального
    рабочего дня и рабочей недели;

  2. регламентация
    набора рабочей силы;

  3. борьба
    с безработицей;

  4. гарантии
    заработной платы, обеспечивающей
    удовлетворительные условия жизни;

  5. защита
    рабочих от болезней, профессиональных
    заболеваний и от несчастных случаев
    на производстве;

  6. защита
    детей, подростков и женщин;

  7. пенсии
    по старости и инвалидности;

  8. защита
    интересов трудящихся, занятых за
    границей;

  9. признание
    принципа равной заработной платы за
    равный труд;

  10. признание
    принципа профсоюзной свободы;

  11. организация
    профессионального и технического
    обучения и других мероприятий;

Программа сотрудничества между мот и фнпр на 2006 — 2009 гг.

  • ТАСИС
    – программа технической помощи странам
    СНГ;

  • Программа
    модернизации профсоюзов;

  • Совместные
    образовательные программы для профсоюзных
    работников и активистов;

  • Программа
    «Достойный труд».

Вопросы
для повторения и самостоятельной работы

Вопросы для
повторения и самостоятельной работы
смотри в Учебно-методическом комплексе
(УМК) по курсу «Основы профсоюзного
движения» (стр.20)

ДНЕВНИК СТУДЕНТА

Я считаю, что международная деятельность
необходима профсоюзам для того,
чтобы:

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всеевропейский региональный совет мкп

Всеевропейский региональный совет
профсоюзов (ВЕРС) — новая профсоюзная
структура, объединившая в своих рядах
все национальные профсоюзные центры
Европы — члены Международной конфедерации
профсоюзов.

Генеральным секретарем Совета избран
Джон Монкс(Великобритания),
одновременно являющийся генсеком
Европейской конфедерации профсоюзов.

Первым президентом Совета избран
председатель ФНПР Михаил Шмаков.

ВЕРС состоит из 87 национальных профцентров,
входящих в МКП и представляющих интересы
более 85 миллионов членов профсоюзов
континента, от Лиссабона до Владивостока.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Основные цели:

  • развитие профсоюзных действий;

  • представление интересов трудящихся
    посредством укрепления профсоюзного
    движения и поддержки двухстороннего
    и многостороннего сотрудничества;

  • развитие
    и поддержка прав трудящихся, достойных
    социальных стандартов на всем континенте.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector