Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

Представление о прямых и косвенных налогах

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

  • по месту поступления (ст. 12 НК РФ):
    • федеральные (п. 2);
    • региональные (п. 3);
    • местные (п. 4);

Подробнее см. в этой статье.

  • по применимости:
  • по изъятию средств (методу взимания):
  • по субъектам взимания:
    • с физических лиц;
    • с юридических лиц.

Система налогообложения Российской Федерации построена с использованием сочетания прямых и косвенных налогов. Взимание прямых налогов производят непосредственно с получаемого дохода или стоимости имущества налогоплательщика. Такие налоги поступают в соответствующий бюджет сразу после перечисления. Для них законом определен процент изъятия дохода. По ряду прямых налогов предусмотрены льготы по оплате, а иногда и полное освобождение.

Косвенными налогами облагаются товары и услуги. В стоимость вводят либо весь налог, либо его часть. Продающий товары или услуги собственник получает эти суммы налога, которые затем возмещает государству. Тем самым косвенные налоги практически оплачивает покупатель, а продавец является посредником при оплате косвенного налога, но именно с него спрашивают о своевременности и правильности его перечисления. Косвенные налоги связаны с потреблением товаров или услуг.

Прямые налоги легче рассчитывать и контролировать (в отличие от косвенных). При этом косвенные налоги позволяют гибко распределять налоговую нагрузку.

1.
Прямые
– это те, бремя которых должен нести
непосредственно нпл. Они устанавливаются
на доход или имущество налогоплательщика.
Денежные отношения возникают
непосредственно между нпл и государством.
Например, НДФЛ, НПО, НИО, НИФЛ и др.

2.
Косвенные

они взимаются в процессе движения
доходов или оборота товаров, работ,
услуг. Эти налоги включаются в виде
надбавки в цену товара, а также в тариф
на работы и услуги и оплачиваются
конечным потребителем. Бремя налога
может быть переложено налогоплательщиком
на других лиц. Косвенные налоги
непосредственно связаны с деятельность
нпл, которой он занимается.

Собственник
т, р, у при их реализации получает с
покупателя одновременно с ценой и
налоговые суммы, которые затем
перечисляются государству. Субъектом
может быть продавец т, р, у, выступающий
в качестве посредника между государством
и нпл – потребителем этих т, р, у.
Например, НДС, акцизы.

2) Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

1.
С
организаций;

2.
С
ФЛ.

Данная
обязанность достаточно условна, поскольку
налоговое законодательство не
устанавливает порядок определения этих
документов и сведений. Если в отношении
документов какие-либо неясности не
возникают, то в отношении сведений на
практике иногда встречаются осложнения.
Формально налогоплательщик обязан
предоставить только те сведения, которые
у него есть в наличии, т. е.

Примеры прямых налогов

Имущественные

  • на имущество юрлиц – вычисляется от среднегодового стоимостного показателя движимых и недвижимых объектов, имеющихся в собственности организации (в ряде случае для недвижимых объектов применяется кадастровая стоимость), подлежит перечислению в бюджеты российских регионов;
  • на имущество физлиц – определяется на основе стоимости имеющихся у граждан недвижимых объектов, относится к местным налогам;
  • на земельные объекты – взимается с юрлиц и физлиц при наличии в собственности земельных наделов в соответствии с определенной для них кадастровой стоимостью, подлежит перечислению в бюджеты местного типа;
  • на транспортные средства – еще один региональный налог, удерживаемый с владельцев ТС – конкретных граждан и организаций;
  • на водные объекты – налоговое бремя носит пользователь акватории и водозабора, налог платится в бюджет федерального значения;
  • на добываемые полезные ископаемые – вычисляется на основе их стоимостного или натурального показателя, относится к федеральным налогам;
  • на игорный бизнес – применяется к казино, букмекерским конторам, тотализаторам, лицам, имеющим игровые автоматы, относится к налогам регионального типа.

На доходы:

  • На прибыль организаций – берется с юрлиц (иностранных, действующих в РФ, и российских), ведущих деятельность с применением классической налоговой системы, вычисляется в зависимости от полученного соотношения доходов и расходов за определенный временной период в размере 20% от результата финансовой деятельности;
  • На доходы физлиц – удерживается с доходов различного характера, получаемых конкретными гражданами (российскими и иностранными), подлежит поступлению в бюджеты регионального и местного типа. Налог считается в процентной части от полученных доходов (от 15 до 35%), на величину ставки влияет характер полученного дохода, а также гражданство физлица.

НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства.

Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.

Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.

Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.

Государство в лице налоговой службы заранее знает о величине налоговых поступлений по тому или иному прямому налогу. Это достигается путем предоставления организациями деклараций или других отчетных документов, в которых производится расчет налога. Примеры таких налогов приведены ниже.

1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) предназначен для взимания доли их дохода, полученного в организациях Российской Федерации. Это касается граждан РФ и иностранцев, работающих на ее территории. Ставка налога составляет от 13 до 35% — в зависимости от вида получаемого дохода и статуса лица, его получающего. Налог поступает в региональные и местные бюджеты.

О том, как рассчитать налоговую базу, см. в публикации «Порядок определения налоговой базы по НДФЛ».

Не подвержены обложению налогом:

  • пенсии;
  • пособия по безработице;
  • пособия по беременности и родам;
  • вознаграждения донорам;
  • алименты;
  • гранты для поддержания науки;
  • международные или российские премии за высочайшие достижения в различных областях знания и искусства;
  • материальная помощь семье умершего работника от фирмы;
  • выплаты пострадавшим от стихийных бедствий;
  • доходы от продажи заготовленных дикорастущих ягод, грибов и других лесных даров природы;
  • доходы от продажи домов, квартир и другой недвижимости при условии владения ими более 5 лет (по объектам, приобретенным в собственность до 2016 года, более 3 лет);
  • доходы от наследования имущества;
  • доходы, полученные в результате дарения родственниками;
  • подарки стоимостью ниже 4 000 руб.;
  • другие доходы по ст. 217 НК.

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

Подробнее о доходах, не подлежащих обложению НДФЛ, читайте здесь.

2. Налог на прибыль для юридических лиц, который является для них основным по налоговым выплатам. Налогоплательщиками по этому налогу являются российские и иностранные организации, работающие в РФ. Объект взимания налога — прибыль, полученная организацией по результатам ее деятельности по производству и реализации товаров. Ставка налога на 2018–2019 годы составляет 20%.

Как рассчитывается прибыль до налогообложения (формула), узнайте здесь.

3. Налог на имущество взимается с компаний и физических лиц.

Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Понятие движимого и недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ. Недвижимым имуществом считается все, что связано с землей (недра, сама земля, здания и сооружения, которые на ней располагаются). Для признания здания недвижимостью нужно, чтобы его нельзя было переместить с этого места без разрушения.

С 2019 года движимое имущество от налогообложения освобождается.

За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.

Актуальную информацию об изменениях в имущественном налоге см. в материалах специальной  рубрики «Налог на имущество организаций – ставки, период и др.».

Налог на имущество для физических лиц предусматривает изъятие налога на объекты недвижимости, оговоренные в ст. 401 НК РФ. Он относится к местным налогам. Здесь также применяются положения о кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 403 НК РФ). Налоговые ставки и льготы по налогу предусмотрены ст. 406 и 407 соответственно. Исчисление налога производит налоговая служба путем рассылки квитанций для оплаты.

  1. Земельный налог взимается с организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, с учетом их кадастровой стоимости. Это также местный налог. Существуют земельные участки, в отношении которых налог не взимается (п. 2 ст. 389 НК РФ). Ставка налога установлена ст. 394 НК РФ. Исчисление налога и его оплату организации проводят самостоятельно. Физическим лицам налог рассчитывает ИФНС, высылая им квитанции для произведения оплаты.

Об особенностях взимания земельного налога см. в материале «Объект налогообложения земельного налога».

  1. Транспортный налог относят к региональным. Его платят собственники автомобилей, самолетов и другого транспорта, перечисленного в п. 1 ст. 358 НК РФ. Ставки налога приведены в ст. 361 НК РФ. Предусмотрены повышающие коэффициенты (п. 2 ст. 362 НК РФ) для автомобилей стоимостью больше 3 000 000 руб. Кодекс допускает 10-кратное увеличение ставки налога при условии принятия соответствующего закона властями региона. По отношению к автовладельцам предусмотрено принятие различных ставок налога в зависимости от года выпуска машины и ее экологического класса. Расчет и оплата транспортного налога юрлицами производится самостоятельно, а физлицами — на основании уведомлений из ФНС.

1.
У
источника
– обязанность по удержанию и перечислению
налога в бюджет возложена на наг.

2.
По
декларации
– изъятие части дохода нпл после его
получения, т.е. подача налоговой декларации
в уст.срок.

Предлагаем ознакомиться:  Основания освобождения от доказыванияв арбитражном процессе шпаргалка

3.
По
кадастру
– налоги, имеющие немобильный объект
обложения и неменяющуюся НБ. Кадастр –
реестр, содержащий перечень типичных
объектов (земля, имущество).

Наиболее
распространенный способ определения
налогового оклада, заложенный в
подавляющем большинстве налогов, «по
декларации», т.е. сумме налога, объявляемого
(декларируемого) самим налогоплательщиком.

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

Налог
у источника исчисляется и удерживается
у того юридического лица, который
выплачивает доход субъекту налога.
Таким путем взимается НДФЛ.

Способ
«по кадастру» закладывается чаще в
налогах с немобильными объектами
обложения, когда государственными
органами составляется полный реестр
(кадастр) этих объектов, а налоговым
органом производится исчисление и
уведомление налогоплательщика. Исчисление
налога производится исходя из сопоставлений
внешних признаков, например предполагаемой
средней доходности, объектов
налогообложения. Данный способ реализуется
в налогах: земельном, на имущество
физических лиц, транспортном (для
физических лиц).

Что относят к косвенным налогам

Косвенные налоги относятся к таковым потому, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Косвенные налоги используют для обложения товаров повышенного спроса.

Косвенные налоги в виде НДС обеспечивают более 35% всех поступлений в бюджет страны. Это федеральный налог, суть которого  заключается в том, что им облагается не вся стоимость произведенного товара или услуги, а только добавленная, появляющаяся на разных стадиях производства.

Данным налогом облагают реализацию большинства товаров и услуг. Налог не взимается со следующих категорий товаров и услуг (ст. 149 НК РФ):

  • с некоторых товаров и услуг медицинского назначения (подп. 1 п. 2);
  • при предоставлении в аренду помещений для иностранных организаций (п. 1);
  • с услуг по медицинскому уходу за гражданином, имеющим соответствующее медзаключение (подп. 3 п. 2);
  • с услуг организаций, осуществляющих дошкольное воспитание детей (подп. 4 п. 2);
  • с продуктов питания столовых в организациях медицинского и образовательного характера (подп. 5 п. 2);
  • с услуг, оказываемых архивными учреждениями (подп. 6 п. 2);
  • при перевозке пассажиров в городе или другом поселении (подп. 7 п. 2);
  • при оказании ритуальных услуг (подп. 8 п. 2);
  • с других видов услуг (подп. 9–34 п. 2).

Ответы на вопросы, касающиеся объектов налогообложения НДС, вы найдете в этом материале.

Список товаров, реализация которых освобождена от НДС, приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ. При наличии операций, облагаемых и не облагаемых НДС, фирма обязана осуществлять их раздельный учет. Это же необходимо и в случае использования различных ставок обложения НДС. Используемые для обложения НДС ставки (ст. 164 НК РФ) следующие: 0, 10 и 18%.

Льготную ставку 0% применяют при экспортных операциях, международных перевозках, в космической отрасли, при транспортировке нефти и газа (п. 1).

Ставка 10% предназначена для обложения реализации товаров и услуг:

  • продуктового назначения (подп. 1 п. 2);
  • для детей (подп. 2 п. 2);
  • медицинского назначения (подп. 4 п. 2);
  • периодической печати (подп. 3 п. 2);
  • при перевозке самолетами и другим воздушным транспортом;
  • при приобретении племенного скота.

Реализацию всех остальных товаров и услуг (кроме вышеупомянутых) облагают налогом по ставке 18%.

При доходе за квартал ниже 2 000 000 руб. фирма или ИП имеет право подать заявление и получить освобождение от уплаты НДС .

О том, как получить освобождение от НДС, читайте здесь.

Косвенные налоги в виде НДС самые сложные и противоречивые в применении. Поэтому по ним достаточно много судебных исков.

Косвенные налоги в виде акцизов первоначально предполагали использовать только для обложения товаров, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье приобретающих их людей. Это относится к табачным изделиям и алкоголю. Введением этого налога хотели уменьшить потребление вредных продуктов. Дополнительно его предполагали распространить и на предметы роскоши.

В настоящее время акцизы включены в стоимость следующих товаров (ст. 181 НК РФ):

  • алкогольные напитки;
  • табачные изделия;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизельное топливо;
  • различные масла для двигателей;
  • керосин для заправки самолетов;
  • газ природный;
  • топливо для печей.

Способы и формулы для расчета величины акцизов см. здесь.

Налоговые ставки на каждый вид подакцизного товара закреплены в ст. 193 НК РФ. В настоящий момент ставки в Налоговом кодексе указаны до 2020 года включительно. Косвенные налоги в виде акциза исчисляют по налоговой базе каждого из подакцизных товаров. Сумма акциза исчисляется по итогам каждого месяца реализации (ст. 192 НК РФ).

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

О ставках акциза на горючее узнайте здесь.

Что входит в прямые и косвенные налоги, рассмотрим в таблице.

2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.


отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);


нулевой;


положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

Риском
можно управлять, т.е. использовать
методы, позволяющие в определенной
степени прогнозировать наступление
риска и принимать меры по снижению
степени риска. Риски подразделяются в
зависимости от вида деятельности.

Налоговый
риск – негативное
проявление финансового риска не только
для нпл, но и для всех субъектов
правоотношений, которые установлены
НК РФ.

3) Классификации.

Профессиональные
риски в налоговом консультировании


риски налогового контроля;


риски усиления налогового бремени;


риски уголовного преследования.

Риски
налогового контроля

Потери
связанные с данным видом рисков возникают
из-за неблагоприятных санкций,
предусмотренных двумя кодексами РФ за
совершение налоговых правонарушений
налогоплательщиками.

Налоговый
кодекс РФ в статьях 116-135 предусматривает
систему штрафов за различные правонарушения.

Риски
налогового контроля существенно зависят
от уровня активности налогоплательщика
в отношении минимизации налогов. У
законопослушного налогоплательщика
риски налогового контроля достаточно
невелики и скорее сводятся к возможности
появления и обнаружения налоговыми
органами случайных ошибок налогового
учета. У налогоплательщика, который
предпринимает активные действия по
минимизации налогов, эти риски существенно
возрастают.

Риски
усиления налогового бремени

Это
риски свойственны экономическим проектам
длительного характера, таким как, новые
предприятия, инвестиции в недвижимость
и оборудование, долгосрочные кредиты.
К таким рискам относятся появление
новых налогов, рост ставок уже существующих
налогов и отмена налоговых льгот.

Риски
уголовного преследованияобусловлены
тем, что для руководителей
организаций-налогоплательщиков,
нарушающих налоговое законодательство,
существует вероятность возбуждения
уголовного дела и привлечения к уголовной
ответственности.

Разделение
профессиональных рисков между участниками
процесса

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

Для
нпл риски
бывают: риск налогового контроля (риск
доначислений налогов, пеней, штрафных
санкций по результатам камеральной
проверки, риск направления постановления
о взыскании налога, пени за счет имущества
в службу судебных приставов, риск
привлечения к уголовной ответственности,
к административной ответственности),
рост налоговых издержек (который влечет
за собой снижение имущественного
потенциала и в итоге снижение возможностей
решения задач в будущем), риск усиления
налогового бремени.

Для
нор (государства):
риск недополучения налогов в бюджет,
снижение поступления налогов, истечение
срока давности. Для государства в
целом также можно подразделить налоговые
риски на внешние и внутренние. Внешние
будут обусловлены действием международных
договоров в области налогообложения,
деятельностью оффшорных зон и предлагаемых
ими условий и т. д.

Для
наг раскрывается
содержание понятия уголовно-правового
риска налоговых агентов, которые могут
быть привлечены к уголовной ответственности
по ст. 199.1 УК РФ за неисполнение обязанностей
налогового агента. Также риск привлечения
к налоговой ответственности за
невыполнение обязанности по удержанию
и перечислению налогов.


Риск налоговых ошибок;


Риск двоякого чтения налогового
законодательства;


Риск применения государством способов
снижения возможностей компаний по
минимизации налогов;


Риск негативных изменений в
хозяйственно-финансовой деятельности;


Риск ошибок при налоговом планировании;


Риск изменения порядка определения
налогооблагаемых баз;


Риск отмены налоговых льгот;


Риск изменения уровня ставок действующих
налогов;


Риск изменения сроков и условий уплаты
налогов;


Риск введения новых видов налогов и
сборов.

— введение
новых видов налогов и сборов;

— изменение
уровня ставок действующих налогов;

— изменение
порядка определения налогооблагаемых
баз;

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

— отмена
предоставленных налоговых льгот;

— изменение
сроков и условий осуществления налоговых
платежей;

— применение
государством способов снижения
возможностей компаний по минимизации
налоговых платежей (доктрина «приоритета
существа над формой», заполнение пробелов
в налоговом законодательстве).

— ошибки,
допущенные при налоговом планировании;

— негативные
изменения в хозяйственно-финансовой
деятельности;

— двоякое
чтение налогового законодательства;

— человеческий
фактор (налоговые ошибки).


вероятность наступления;


характер ущерба.

Вероятность
наступления риска может быть определена
объективным или субъективным методом.

Объективный
метод
определения вероятности основан на
вычислении частоты, с которой происходит
рисковое событие.

Субъективный
метод
определения вероятности основан на
использовании различных предположений:
суждений оценивающего, его личного
опыта, оценки эксперта и т. п. Когда
вероятность определяется субъективно,
то различными субъектами анализа может
устанавливаться разное ее значение для
одного и того же события. Определение
характера ущерба даже в случае субъективной
оценки носит основанное на предположениях
стоимостное выражение.


Аналогии;


«DueDiligence»;


«дерева решений»;


«Монте-Карло».

Метод
аналогии
заключается в сравнении вида, размера
и причин возникновения или изменения
конкретного анализируемого риска с
аналогичной ситуацией.

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

Метод
«DueDiligence»
(должное внимание) основывается на сборе
и анализе информации об изменениях во
внешней среде.

Метод
построения «дерева решений»
предполагает выделение обозримого
количества рассматриваемых вариантов
ситуации и заключается в определении
вероятности их реализации и определения
количественных и качественных параметров
риска, на основе которых прогнозируются
ключевые события, служащие базой для
выбора приемлемого варианта развития
риска.

Метод
«Монте-Карло»
является методом формализованного
описания неопределенности, применяемым
в наиболее сложных для прогнозирования
ситуациях и основанным на имитационном
моделировании.

Перечисленные
методы применяют при отсутствии
необходимой статистической информации,
позволяющей определить вероятность
наступления неблагоприятного налогового
события (штрафов и пени).

Методы
количественной оценки
рисков приводятся в работах многих
современных ученых, посвященных
финансовому менеджменту, финансовому
анализу, финансовой математике и
собственно управлению рисками. Практически
все методы основаны на зависимостях,
определяемых в теории вероятности.

Наиболее
часто в работах отечественных ученых
для оценки различных видов финансовых
рисков используются такие показатели,
как
математическое ожидание, среднеквадратическое
отклонение действительного значения
случайной величины от наиболее ожидаемого
значения, дисперсия, коэффициент
вариации.

Лицами,
профессионально оказывающими услуги
по налоговому консультированию,
могут быть экономисты, юристы,
профессиональные бухгалтеры, аудиторы.
Профессиональные
услуги по налоговому консультированию
заключаются в разработке специалистом
рекомендаций по правильному определению
объекта налогообложения и налоговой
базы, своевременности исчисления и
уплаты налогов и сборов, грамотному
применению законодательства о налогах
и сборах, а также в представлении
интересов заказчика в отношениях с
налоговыми органами, таможенными
органами, органами внебюджетных фондов
и иными участниками отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах.

Предлагаем ознакомиться:  Пример жалобы на соседей

К
лицам, профессионально
оказывающим услуги по налоговому
консультированию,
относятся физические лица – консультанты
по налогам и сборам (налоговые консультанты)
и юридические лица, т.е. организации
(налоговые консультации).

Налоговый
консультант
– специалист, обладающий совокупностью
юридических, финансовых и экономических
знаний и имеющий соответствующий
квалификационный аттестат.

Внешние
– это независимые консультационные
фирмы или индивидуальные консультанты,
оказывающие услуги клиентам на договорной
основе.

Внутренние
– это специалисты по налогам и сборам,
числящиеся в штате самой организации.

4)
Риски связаны с построением взаимоотношений
между консультантом и клиентом.
Налоговый консультант не должен
заниматься внедрением своих рекомендаций
=> Риски связаны с тем, каким образом
клиент исполнит рекомендации налогового
консультанта.

5)
ФЗ «О НК» отсутствует в настоящее время
=> все, что касается уменьшения рисков
от неправомерных действий клиента,
должно найти место в договоре. Например:
риск неправильного толкования; не
правильное применение; ошибки консультанта.

6)
Предупредить:
страховой фонд (в западных странах) на
случай наступления ситуации. Каждый
налоговый консультант уплачивает ~10-20
€, при наступлении рисковой ситуации,
ущерб стороны возмещается из страхового
фонда.

3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.


определенность;


удобство;


максимальное уменьшение издержек
взимания.

Реализация
принципов налогообложения в налоговой
системе РФ

Рассмотрим
выделяемые в настоящее время принципы
налогообложения.

1.
Принцип законности налогообложения.
Данный принцип общеправовой и опирается
на конституционный запрет ограничения
прав и свобод человека и гражданина
иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст.
55 Конституции РФ). Налогообложение —
это ограничение права собственности,
закрепленного в ст. 35 Конституции РФ,
но ограничение законное, т.е.

основанное
на законе, в широком смысле, направлено
на реализацию права (через финансирование
государственных нужд по реализации
государством и его органами норм права).
НК РФ также указывает на то, что каждое
лицо должно уплачивать лишь законно
установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3
НК РФ).

2.
Принцип всеобщности и равенства
налогообложения.
Принцип всеобщности налогообложения
конституционный и закреплен в ст. 57
Конституции Российской Федерации,
согласно новелле этой статьи «каждый
обязан платить законно установленные
налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6
Конституции РФ устанавливается, что
каждый гражданин несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией РФ.
Указанные положения Конституции
развиваются в налоговом законодательстве
(п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

В
соответствии с этим принципом каждый
член общества обязан участвовать в
финансировании публичных затрат
государства и общества наравне с другими.
Всеобщность налогообложения состоит
в том, что определенные налоговые
обязанности устанавливаются, по общему
правилу, для всего круга лиц, соответствующего
конкретным родовым требованиям (например,
земельный налог, по общему правилу,
уплачивают все владельцы земельных
участков), при этом налогообложение
строится на единых принципах.

Равенство
налогообложения вытекает из конституционного
принципа равенства всех граждан перед
законом (ч.1 ст.19 Конституции Российской
Федерации). Конституционные положения
рассматриваемого принципа развиваются
в абз.1 п.2 ст.3 НК РФ: налоги или сборы не
могут не только устанавливаться, но и
фактически взиматься различно, исходя
из социальных (принадлежность или не
принадлежность к тому или иному классу,
социальной группе), расовых или
национальных (принадлежность либо не
принадлежность к определенной расе,
нации, народности, этнической группе),
религиозных и иных различий между
налогоплательщиками.

В
развитие этих положений в абз.2 п.2 ст.3
НК запрещено устанавливать дифференцированные
ставки налогов и сборов, а также налоговые
льготы в зависимости от формы собственности
(государственная — федеральная и
субъектов РФ, муниципальная, частная),
гражданства физических лиц (граждане
РФ, граждане иностранных государств,
лица без гражданства, лица с двойным
гражданством) или места происхождения
капитала.

3.
Принцип справедливости налогообложения.
В Российской Федерации до принятия
первой части НК РФ данный принцип
первоначально был сформулирован в п.5
постановления Конституционного Суда
РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях
обеспечения регулирования налогообложения
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации принцип равенства требует
фактической способности к уплате налога
исходя из правовых принципов справедливости
и соразмерности.

Принцип равенства в
социальном государстве в отношении
обязанности платить законно установленные
налоги и сборы (часть 2 ст.6 и ст.57
Конституции Российской Федерации)
предполагает, что равенство должно
достигаться посредством справедливого
перераспределения доходов и дифференциации
налогов и сборов».

Впоследствии
данный принцип был закреплен в п.1 ст.3
НК РФ, правда, в несколько ином виде (без
упоминания о справедливом распределении
собранных налогов): «…При установлении
налогов учитывается фактически
способность налогоплательщика к уплате
налога исходя из принципа справедливости»,
т. е.

4.
Принцип публичности налогообложения.
Публичность цели взимания налогов
обосновывается доктриной финансового
(Япония, Корея, Бирма), налогового (США)
и (или) экономического (Франция) права
многих зарубежных стран, прямо или
косвенно закреплена в конституциях
многих стран мира. Принцип публичной
цели предполагает поиск баланса интересов
отдельных лиц — налогоплательщиков и
общества в целом.

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

«Поэтому государство
вправе и обязано принимать меры по
регулированию налоговых правоотношений
в целях защиты прав и законных интересов
не только налогоплательщиков, но и
других членов общества» (Пункт
3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г.
№ 20-П «По делу о проверке конституционности
пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона
Российской Федерации от 24 июня 1993 года
«О федеральных органах налоговой
полиции» // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1997. Ст.197.).

5.
Принцип установления налогов и сборов
в должной правовой процедуре.
Данный принцип закреплен и реализуется,
в частности, через конституционный
запрет на установление налогов иначе
как законом (установление его в ином
порядке противоречит ст.57, ч.3 ст.75
Конституции Российской Федерации), а в
ряде государств — специальной (более
жесткой) процедурой внесения в парламент
законопроектов о налогах. В России такое
правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции
Российской Федерации.

6.
Принцип экономической обоснованности
налогообложения.
Налоги и сборы не только не должны быть
чрезмерно обременительными для
налогоплательщиков, но и должны
обязательно иметь экономическое
основание (другими словами, не должны
быть произвольными). В соответствии с
п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны
иметь экономическое основание и не
могут быть произвольными».

7.
Принцип презумпции толкования в пользу
налогоплательщика (плательщика
сборов) всех неустранимых сомнений,
противоречий и неясностей актов
законодательства о налогах и сборах.
Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ.
В соответствии с указанной нормой все
неустранимые сомнения, противоречия и
неясности актов законодательства о
налогах и сборах должны трактоваться
в пользу налогоплательщика.

8.
Принцип определенности налоговой
обязанности.
Он закреплен в п.6 ст.3 НК РФ. В соответствии
с указанным принципом акты законодательства
о налогах и сборах должны быть
сформулированы таким образом, чтобы
каждый точно знал, какие налоги (сборы),
когда и в каком порядке он должен платить.

9.
Принцип единства экономического
пространства Российской Федерации и
единства налоговой политики.
Данный принцип конституционный, закреплен
в ч.1 ст.8 Конституции Российской Федерации,
п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии
с рассматриваемым принципом не допускается
устанавливать налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое пространство
Российской Федерации, в частности прямо
или косвенно ограничивающие свободное
перемещение в пределах территории
Российской Федерации товаров (работ,
услуг) или финансовых средств.

10.
Принцип единства системы налогов и
сборов.
Правовое значение необходимости
существования рассматриваемого принципа
налогового права продиктовано задачей
унифицировать налоговые изъятия
собственности. Как указано в абз.4 п.4
постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 21 марта 1997 г.


5-П, такая унификация необходима для
достижения равновесия между правом
субъектов Федерации устанавливать
налоги, с одной стороны, и соблюдением
основных прав человека и гражданина,
закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции
Российской Федерации, обеспечением
принципа единства экономического
пространства — с другой.

Принципы
налогообложения на практике реализуются
через методы налогообложения.
Под этим термином понимается установление
зависимости между величиной ставки
налога и размером налоговой базы. На
сегодняшний момент известны четыре
метода: равный, пропорциональный,
прогрессивный и регрессивный.

Метод
равного налогообложения
заключается в том, что все налогоплательщики
уплачивают одинаковую сумму налога
независимо от имеющегося в их собственности
дохода или имущества. Этот способ
характеризуется простотой исчисления
и взимания налога, однако он считается
«несправедливым», так как для малоимущих
плательщиков такое налоговое бремя
является крайне тяжелым, а для лиц с
большими доходами незначительным.

Равное обложение получило широкое
распространение в средневековой Европе,
но после перехода к капиталистическому
способу хозяйствования используется
все реже и реже. В Российской Федерации
данный метод используется при построении
некоторых местных налогов, например, в
случаях, когда величина налоговой ставки
определялась кратно установленному
минимальному размеру оплаты труда.

Метод
пропорционального налогообложения
предусматривает одинаковый размер
налоговой ставки для всех плательщиков,
но в то же время отчисляемые в бюджет
суммы будут различны ввиду того, что их
величина зависит от размера базы
обложения. Эту схему можно признать
более справедливой, т.к. в ее рамках
учитывается платежеспособность
обязанного лица, однако и в данном случае
налоговый гнет ослабляется по мере
роста дохода плательщика.

Суть
метода
прогрессивного налогообложения
состоит в том, что размер ставки налога
растет одновременно с увеличением
дохода или стоимости имущества, т.е.
плательщики отчисляют налоги по разным
ставкам. В мировой финансовой практике
используются три формы прогрессии:
простая поразрядная, относительная
поразрядная и сложная.

1. Объективность и беспристрастность;


Предполагает, что аналитика, советы,
рекомендации, которые предоставляет
консультант своему клиенту максимально
отражают реальное положение дел в
хозяйствующем субъекте;


Факторы, нарушающие объективность:
неполнота информации; отсутствие
профессиональных знаний по конкретной
тематике; дружеские, родственные или
другие отношения с кем-нибудь из
влиятельных сотрудников внутри
организации, или лиц вне организации,
имеющих к организации свои интересы;
персональные корыстные интересы
консультанта.

Таким
образом, При
предоставлении профессиональных услуг
на мнение консультанта не должны влиять
предубеждения, пристрастия, конфликт
интересов, другие лица и обстоятельства.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько снимают подоходный налог с зарплаты

2. Независимость консультанта;


Объективность зависит от степени
независимости налогового консультанта,
то есть от влияния внешних факторов, а
также личностных отношений.


Типы: этическая; эмоциональная;
интеллектуальная; материальная.

Таким
образом, При
предоставлении профессиональных услуг
консультант действует самостоятельно
и независимо.

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

Принципами
профессиональной деятельности по
налоговому консультированию являются,
с одной стороны, независимость налогового
консультанта от государственных органов
законодателей и исполнительной власти,
с другой стороны, – от консультационного
клиента.Консультант
сам должен быть независим от поставщиков
продуктов и решений в предметной области,
интересующей организацию, если он сам
не поставщик этих продуктов или решений.

Консультант
должен быть независим от традиций и
неписаных законов, бытующих в организации,
при этом быть адаптированным к
организационной культуре, сохраняя
собственную индивидуальностьМнение
консультанта должно носить свободный
и объективный характер, основываться
только на достоверных данных.


финансовая независимость означает, что
консультант не заинтересован в том, как
будет действовать клиент. Желание вести
в дальнейшем дела с тем же клиентом не
должно влиять на объективность совета,
дающегося применительно к текущему
заданию;


административная независимость
подразумевает, что консультант не
подчинен клиенту и на него не
распространяются административные
решения последнего;


эмоциональная независимость означает,
что консультант сохраняет свою
отчужденность независимо от дружеских
или иных чувств, которые могут существовать
с самого начала или развиваться в ходе
выполнения задания.

4. Конфиденциальность.


Консультант
обязан соблюдать тайну информации,
полученную от клиента, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;


Рассмотрение видов тайн: банковская
тайна, налоговая тайна, коммерческая
тайна.

Обязанность
по соблюдению конфиденциальности
распространяется на всю информацию,
которая передается консультанту клиентом
или доводится до сведения консультанта
в ходе работы. Такие правила в отношении
конфиденциальности должны распространяться
и на сотрудников фирмы. Обязанность по
соблюдению конфиденциальности не
допускает несанкционированного
использования профессиональной или
коммерческой тайны.

5.
Совместимые и несовместимые виды
деятельности.

Налоговый
консультант может заниматься только
такими видами деятельности, которые
разрешены и совместимы с его профессией
и которые не ставят под угрозу выполнение
им его профессиональных обязательств.

6.
Гласность.

Налоговым
консультантам разрешается раскрывать
техническую информацию о своей
профессиональной деятельности; такая
информация должна быть достоверной и
точной.

7.
Взаимоотношения с коллегами.

Налоговый
консультант должен поддерживать хорошие
отношения с коллегами по профессии.
Этот принцип действует, в частности,
при ведении дел клиента совместно с
другим налоговым консультантом или
после передачи соответствующих
обязанностей.

8.
Гонорары.

Клиент
имеет право до найма налогового
консультанта получить информацию об
основе для расчета гонорара. Гонорар
консультанта должен отражать его уровень
ответственности, а также характер и
значимость его работы и затраченное на
нее время

9.
Дисциплинарные взыскания.

Кодекс
поведения, разработанный каждой
организацией – Членом CFE, должен
предусматривать дисциплинарные санкции
для участников такой организации; вплоть
до исключения из организации

10.
Последипломное образование.

Профессиональные
налоговые организации должны побуждать
своих членов поддерживать и развивать
необходимые навыки и технические знания
после получения диплома, в том числе
посредством обеспечения условий для
продолжения такого профессионального
образования.

15.
Этапы развития налогового консультирования
и их характеристика.

1
этап:
развитие налоговой системы 1992-1999гг.;

2
этап:
1998 – 1999гг.: в 98г. – принята 1 часть НК РФ,
в 99г. – 2 часть;

3
этап:
с 2000г. – значительный рост налогового
консультирования (Постановление Минтруда
№57);

4
этап:
9.01.2002г. – Палата налоговых консультантов;

5
этап:
Настоящее время.

В
России вместе с
развитием налоговой системы
происходит формирование налогового
консультирования.

На
первом этапе
(1992-1998 гг.) формирования налоговой системы
произошло смещение налогового бремени
с одного области в другую: доходы,
прибыль, имущество, постоянные изменения
в законодательстве о налогах и сборах,
зачастую задним числом. Значимым
атрибутом налоговой системы РФ того
времени было множество налогов, которые
применяли на различных территориях
России.

В
30-е и 50-е и последующие годы до конца
80-х годов в налоговую систему несколько
раз были внесены поправки и уточнения,
которые, всё-таки, не изменяли качество
этой системы. Это приводит к появлению
потребности на консалтинговые услуги
информационного вида. Получает развитие
налоговое консультирование, которое
сначала было осуществлено
специалистами-экспертами.

Последующее
ужесточение налогового режима без
учитывания фактической платежеспособности
налогоплательщиков привело к последствиям,
обратным ожидаемым. Формирование
теневого сектора получило угрожающий
вид, началось сплошное уклонение от
уплаты налогов, уменьшение налоговой
базы. В то же время, уклонение от уплаты
налогов происходило как из-за незнания
законодательства, низкое развитие
моральных и финансовых способностей и
возможностей налогоплательщика
рассчитаться с бюджетами, так
и в итоге применения пробелов в законе.

Услуги
налогового консалтинга оказывают не
только налоговые консультанты, но и
организации, в основном аудиторские
компании. Широко используется
консультирование по законной минимизации
налоговых платежей.

Проблемы
налогового консалтинга, повлияли не
только на экономическую, социальную и
политическую сферы, но и научную. Вузы
страны с участием налоговых органов РФ
провели научно-практическую конференцию,
состоявшуюся 14 ноября 1996 г. на тему:
«Государство и налогоплательщик:
культура правоотношений», которая
выступила с вопросом о некоторых
направлениях налогового консультирования.

Во
втором этапе
(1998-1999 гг.) становления налоговой системы
вводится Налоговый кодекс Российской
Федерации, который основывается на
Федеральном
законе № 146-ФЗ «О введении в действие
части первой Налогового кодекса
Российской Федерации»
от 31.07.1998 г. Принятие Налогового кодекса
РФ дает возможность сгруппировать
существующие нормы и положения, которые
регулируют процесс налогообложения,
получает единую, упорядоченную,
согласованную и логически последовательную
систему, выводит такие недостатки
действующей налоговой системы, как
отсутствие общей нормативно-правовой
базы налогообложения, противоречивость
и многочисленность правовых документов
и нехватка правовых гарантий (надлежащей
правовой процедуры) для субъектов
налоговых отношений.


стабилизирование налоговой системы;


уменьшение видов налогов;


осуществляется работа по соединению
платежей, которые исчисляются от одной
базы;


упрощение порядка исчисления и порядка
уплаты налогов.

Но
даже с этими изменениями, налоговая
система остается довольно сложной.

Совершенствование
налогового законодательства, стабильное
увеличение количества нормативно-правовых
актов, которые регулируют налогообложение
(только в 1999-2000 годах приняты 3340 новых
нормативных документов, 643 дополняющих
и изменяющих, 41 подлежащих отмене). В
связи с активным участием граждан в
налоговые отношения появились спрос
на услуги консультанта по налогам и
сборам и признание налогового консалтинга
независимым видом деятельности.

С
одной стороны, стоит вопрос о необходимом
увеличение собираемости налогов и
сборов в государственные бюджеты всех
уровней, о развитии налоговой культуры
граждан, а с другой стороны, в Российской
Федерации нет какой-нибудь традиции в
области налогообложения. Скорее всего,
традиции есть, но они вряд ли полезны
для государства – чтобы заработать
больше, заплатить меньше налогов.

Следующим
шагом в формировании налогового
консультирования в Российской Федерации
был приказ МНС РФ от 25 августа 1999г. №
АП-3-15/278 “О создании Центральной
комиссии по налоговому консультированию
Министерства РФ по налогам и сборам»,
по которому была сформирована Центральная
комиссия по налоговому консультированию
(ЦКНК).

Комиссия была сформирована для
координированной работы налоговых
органов в сфере подготовки и аттестации
консультантов по налогам и сборам,
аккредитации налоговых консалтинговых
офисах и уполномочия учебных центров
и средств массовой информации, чтобы
обеспечить высокий уровень налогового
консалтинга. Главной целью ЦКНК является
формирование и развитие высокопрофессионального
налогового консалтинга.

Наряду
с формированием рыночных отношений, а
также сложностью использования
действующих положений налогового
законодательства, дополнительной
причиной появления налогового
консультирования в России как
самостоятельного вида предпринимательства
была государственная политика, которая
ориентирована на жесткое разграничение
полномочий налоговых органов и налоговых
консультантов, независимых от государства.

С
2000 года (3-й этап),
наблюдается значительный рост потребности
на услуги налогового консультирования.
В конце января 2000 года в Смоленске была
проведена научная конференция с участием
специалистов налоговых органов, а также
консультационных, информационных и
учебных центров. Основная цель данной
конференции – обмен опытом деятельности
налогоплательщиков и государственных
учреждений в консультационной и
информационной областях.

В
течение этого периода МНС РФ принимает
несколько приказов и писем, которые
конкретизируют механизм организации
и направления налогового консалтинга.
Например, письмо
МНС России от 16 мая 2000 года № AП-6-15/377 «Об
организации и проведении консультационной
работы”.
В этом письме описано, что наряду с
информационной и разъяснительной работы
налоговых органов МНС РФ осуществляет
организационную работу по обеспечению
профессиональной консультационной
помощи налогоплательщикам.

В то же время
были предложения по созданию
консультационных центров, которые не
могут составлять функции налоговых
органов, а осуществлять свою деятельность
отдельно за деньги. В этом письме дается
определение консультирования – это
деятельность независимых от налоговых
органов субъектов по даче рекомендаций,
составлению документов, представительству,
осуществляемая в интересах
налогоплательщиков.

Следующим
шагом в становлении налогового
консультирования было Постановление
Министерства труда и социального
развития России от 4 августа 2000 года №
57 «О внесении дополнения в Квалификационный
справочник должностей руководителей,
специалистов и других служащих». Это
постановление внесло дополнение в
Квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и других
служащих – «консультант по налогам и
сборам».

2B) Материальная ответственность.

Налоговый
консультант осуществляет свою
профессиональную деятельность на свой
страх и риск. Он отвечает за свою работу
и за работу, выполненную под его
руководством.

Если
налоговые консультации предоставляются
через фирму, такой фирмой должны
руководить квалифицированные налоговые
консультанты, и контроль за фирмой также
должен принадлежать таким консультантам.
Если налоговые консультации предоставляются
компанией, которая оказывает также и
другие профессиональные услуги, один
или несколько квалифицированных
налоговых консультантов должны нести
специализированную ответственность
именно за налоговые консультации.

Риск
ответственности налогового консультанта
за ущерб вследствие неосторожности или
на ином законном основании должен быть
защищен договором страхования
ответственности специалиста.

3. Внимание и добросовестность.

В
ходе профессиональной деятельности
налоговый консультант должен соблюдать
требования закона, а также обязательства,
налагаемые его профессией.

Этот
принцип требует независимости во всех
профессиональных операциях и, в частности,
объективности в оценке обстоятельств
дела. Аналогичным образом консультанту
нужно быть предельно внимательным с
вверенными ему денежными средствами и
активами, которые следует хранить
отдельно от собственных средств.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector