Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Налог на земельный участок по наследству

Плательщики налога

^К началу страницы

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Какие налоги нужно платить до и после вступления в наследство

Как уже сказано, вступление в права наследования земельных участков, независимо от оснований наследования, осуществляется в общем порядке и не требует какого-либо дополнительного разрешения на то (п. 1 ст. 1181 ГК). Однако некоторые особенности данного процесса, а именно, особый порядок раздела, применяется в случае, если в наследственные права на землю вступают несколько наследников.

Внимание

По общему правилу, указанные правопреемники обладают унаследованным объектом недвижимости на правах общей долевой собственности. Раздел земли и выделение из нее долей, согласно п. 1

ст. 1182

ГК, допускается лишь в случаях, когда размер участка позволяет учесть его минимальные размеры, установленные нормативными актами субъектов РФ и местного самоуправления, в зависимости от целевого назначения.

В иных случаях, когда размер унаследованной земли не позволяет совершить учет минимального размера участка конкретного назначения, его раздел недопустим. Тогда вступление в права наследования осуществляется по особым правилам:

  • Согласно п. 2 ст. 1182 ГК, при невозможности раздела земельного участка между всеми наследниками с учетом земельных нормативов, право на него получает наследник, обладающий преимущественным правом, исходя из правил, установленных ст. 1168 ГК. Так, вступить в права наследования на участок при условии его неделимости, может лицо, которое на момент смерти наследодателя обладало долей в праве собственности на него, пользовалось им наравне с наследодателем и т.д.
  • Правопреемник, вступивший в права наследования и получивший в наследство весь объект недвижимости, обязан уплатить другим преемникам компенсацию за несоразмерность полученного наследства и их долей (ст. 1170 ГК). Размер компенсации определяется в договорном порядке, а при отсутствии договоренности – по решению суда. Допускается компенсирование, как в денежном выражении, так и за счет другого наследственного имущества.
  • В случае если указанных наследников, обладающих преимущественным правом на участок нет, или их несколько, или такой наследник отказался от своего преимущественного права, в права наследования земельного участка вступают все призываемые правопреемники на условиях общей долевой собственности (абз. 2 п. 2 ст. 1182 ГК).

Пример

В наследственную массу умершего К входит земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью 0,222 Га. Умерший К завещания не оставил, поэтому к наследованию призываются наследники по закону первой очереди, а именно, супруга К, его отец и дочь. Местные земельные нормативы не позволяют выделить доли каждого из наследников и образовать из них отдельные земельные участки, поэтому его фактический раздел невозможен.

Всем призванным наследникам было известно, что вместе с умершим, постоянной обработкой и использованием земельного участка занималась супруга К. Исходя из этого, и согласно п. 2 ст. 1168 ГК, она обладала преимущественным правом на получение в наследство указанного участка. На основании этого и п. 2 ст. 1182 ГК, земельный участок был выделен супруге К, в счет ее наследственной доли. Отец К и его дочь в свою очередь, получили от супруги К компенсацию, эквивалентную 2/3 стоимости участка.

По истечении шести месяцев с момента смерти наследодателя, при условии отсутствия нормативных препятствий, нотариус по месту открытия наследства выдает правопреемнику свидетельство о праве на наследство на земельный участок. Однако, поскольку указанные объекты являются недвижимым имуществом, согласно ст.

К сведению

Государственную регистрацию прав на земельные участки, согласно ст. 9 ФЗ № 122 осуществляет Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), ее отделения в населенных пунктах, а также Многофункциональные центры (МФЦ).

Порядок проведения госрегистрации прав на наследуемый земельный участок установлен положениями ФЗ № 122 от 21.07.97, а также специальными Методическими рекомендациями. Согласно указанным нормативным актам, для проведения государственной регистрации:

  • Наследнику, вступившему в право наследования земли необходимо подать в один из вышеуказанных органов заявление о проведении госрегистрации. Вместе с указанным заявлением, правопреемнику необходимо представить в Росреестр перечень документов, среди которых:
  1. Свидетельство о праве на наследство.
  2. Документ, удостоверяющий личность.
  3. Правоустанавливающие документы на землю.
  4. Кадастровый паспорт, межевой план и другие документы на землю.

За проведение государственной регистрации прав на земучасток взимается госпошлина, размер которой составляет 350 рублей за целый участок и 100 рублей за долю в праве собственности на него (ст. 333.33 НК). Оплата госпошлины осуществляется до подачи документов.

Приняв документы, госрегистратор выдает заявителю расписку. Согласно ст. 13 ФЗ № 122, в рамках проведения регистрации, работники Росреестра проверяют поданные документы на предмет законности, вносят сведения в ЕГРП, наносят удостоверительные надписи на документы и только после этого, вместе с указанными документами выдают свидетельство о праве собственности на земельный участок. Согласно п. 3 ст. 13 ФЗ № 122, регистрация проводится в течение 10 рабочих дней после подачи документов.

О том, что налог на наследство не платится
уже почти 20 лет, до сих пор знают не многие. Это не удивительно, так как с
наследственными делами нам приходится сталкиваться достаточно редко, хотя
хотелось бы вовсе исключить столь неприятную процедуру. Наследство без налогов
не означает, что получателям имущества не придется нести иные расходы. Прежде
всего, это касается пошлины у нотариуса, которая фактически является альтернативным
налоговым сбором.

Также ряд налогов придется платить уже
после вступления в наследство:

  • на
    имущество физических лиц — взимается за каждый год владения недвижимостью;
  • на
    доходы физических лиц (НДФЛ) – при реализации унаследованных активов, если
    гражданин получил прибыль;
  • на
    землю – если в состав наследственной базы входил участок;
  • на
    транспорт – соответственно, взимается за каждый год владения автотранспортом,
    доставшимся от покойного наследодателя.

Обратите внимание! По условиям завещания недвижимость, транспорт и вещи умершего может получить даже юридическое лицо. Предприятия также не платят налог на наследство. После получения свидетельства организациям придется рассчитывать и оплачивать земельный и транспортный налог, сбор на имущество юридических лиц, налог на прибыль.

Единые правила налогообложения в России установлены НК РФ. Регионы и местные власти могут лишь менять ставки, порядок расчета и сроки уплаты по отдельным видам соборов. Однако принимать собственные налоги, не поименованные в НК РФ, они не вправе. Поэтому введение каких-либо прямых или косвенных налогов на наследство на местном или региональном уровне исключено.

Снятие обязанности по плате налога на
наследство государство связало с введением госпошлины. По сути, нотариальная
пошлина за выдачу свидетельства имеет те же принципы, что и налогообложение –
взимается в процентном отношении от стоимости имущества, предусматривает льготы
по полному и частичному освобождению от платежей.

Госпошлина

Платить пошлину за оформления свидетельства у нотариуса нужно в соответствие со ст. 333.24 НК РФ, ст. 23 Основ законодательства о нотариате. Ставки госпошлины зависят от степени родства наследников с покойным, стоимости имущества:

  • для
    близкой родни — 0.3% от цены активов, но не более 100 тыс. руб.;
  • для
    дальних родственников, посторонних лиц и организаций – 0.6%, но не более 1 млн.
    руб.

Обратите внимание! Платить пошлину
придется только лицам, которые фактически получат свидетельство в нотариальной
конторе. Например, если дальний родственник подавал заявление на наследство,
однако не получил его по принципам очередности, госпошлина с него не взимается.

К близкой родне закон относит
пережившего супруга, родных или усыновленных детей, родителей, полнородных
сестер и братьев покойного. Не имеет значения, как оформляется наследство в
пользу указанных лиц. При наследовании по завещанию и по закону ставки пошлины
будут одинаковы. Переживший супруг подпадает под близких родственников, если на
момент смерти брак не был расторгнут.

Естественно, если пара жила без регистрации семейных отношений, платить госпошлину придется по большому тарифу, т.е. по 0.6% от стоимости имущества. Для детей, рожденных вне зарегистрированного брака, никаких проблем с подтверждением родства не возникает. Если же на момент смерти отсутствовали документы, подтверждающие биологическую связь с покойным родителем, их можно получить их архивов местных администраций, через ЗАГС, в судебном порядке.

Налог на земельный участок по наследству

В перечень нотариальных действий,
которые могут повлечь дополнительные расходы, входят услуги правового и
технического характера (УПХ). Уверен, с этим сбором приходилось сталкиваться
каждому из вас и при любом вопросе обращения к нотариусу. В УПХ входит:

  • правовой
    анализ документов, их проектов, информации – по сути, нотариус должен дать
    юридическую оценку, разъяснить соответствие или противоречие закону;
  • консультации
    по вопросам законодательства, реализации нотариальных полномочий и
    обязанностей;
  • подготовка
    документов по просьбе граждан и юридических лиц;
  • изготовление
    копий любых документов, в том числе для последующего нотариального заверения;
  • хранение
    документов, денежных средств;
  • иные
    услуги (фактически, их перечень ограничивается только фантазией и прейскурантом
    нотариуса).

Объект налогообложения

^К началу страницы

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база

Что касается первой доли. Насколько я понимаю, в 2013 году она уже находилась в Вашей собственности. Таким образом, к моменту продажи (в 2017-м) Вы уже владели ей более трех лет. В свою очередь, по закону недвижимость, которая была получена до 2016 года и находилась в собственности более трех лет, не подлежит налогообложению на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) в случае ее продажи.

Кстати, если дом с участком будет продаваться как единый объект одному покупателю, то срок нахождения этой недвижимости в собственности считается по дате первоначального права собственности на первую из долей (такие разъяснения дают чиновники Министерства финансов). Срок получения следующих долей значение не имеет. Поэтому в ситуации продажи обеих долей как единого целого продажа будет освобождена от НДФЛ.

Если же объект будет продаваться отдельными долями, то для целей налогообложения срок владения каждой из долей считается отдельно.

С первой долей мы разобрались. Перейдем ко второй. Гражданский кодекс признает наследство за наследником со дня открытия наследства (дня смерти гражданина-наследодателя) независимо от времени его фактического принятия и момента государственной регистрации прав собственности. Срок нахождения в собственности имущества для целей налогообложения определяется по данному порядку.

Предлагаем ознакомиться:  Открытие и принятие наследства: время и место открытия, фактическое принятие наследства, способы восстановления срока принятия наследства, образец заявления

Налог на земельный участок по наследству

И как итог вышесказанному — вне зависимости от того, как Вами будет продана недвижимость (частями или единым целым), доход от реализации не будет облагаться НДФЛ.

Текст подготовила Мария Гуреева

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Подарили часть дома. Какие налоги я буду платить при продаже?

5 причин сдавать дом, пока вы ищете покупателя

Как законно продать дом, который построил сам?

^К началу страницы

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

image

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте
Росреестра в сети Интернет.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности – в равных долях.

Начиная с налогового периода 2019 года в

будут предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость земельного участка, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учётом нижеприведённых особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Как сэкономить на госпошлине за получение наследства

В отличие от пошлин за оказание
государственных и муниципальных услуг, платеж за выдачу свидетельства на
наследство принимает сам нотариус. Оплатить нотариальные действия через банк
или иным способом нельзя. Чтобы рассчитать размер пошлины, при завершении
наследственного дела определяется:

  • количество
    получателей имущества покойного по завещанию и по закону, т.е. лиц, подавших
    заявление и имеющих право на наследство;
  • размер
    долей, причитающихся каждому наследнику (при наследовании по закону они будут
    равными, тогда как по завещанию допускаются иные варианты распределения долей);
  • стоимость
    имущественных активов, размер денежных средств, переходящих по наследству.

Чтоб определить, кому выдать свидетельство на наследство, нотариус проверяет поданные заявления. По условиям завещания имущество получат только те лица, которых указал собственник до момента своей смерти. Если завещания нет, а наследование осуществляется по закону, применяется принцип очередности. Чем ближе степень родства, тем выше приоритет очередности.

Для расчета госпошлины за выдачу
свидетельства нотариусу нужно знать стоимость имущества. Она определяется
следующими способами:

  • для
    объектов недвижимости – по показателям кадастровой, инвентаризационной или
    рыночной стоимости объекта;
  • для
    остатков на счетах и вкладах – по номинальной стоимости денег;
  • для
    иных видов имущества, в том числе движимых вещей и предметов, автотранспорта,
    объектов интеллектуальной стоимости, доли в бизнесе, иные аналогичных активов –
    по отчетам независимого оценщика.

Заказать рыночную оценку должны сами наследники, иначе они не смогут получить свидетельство. Если на наследство претендует только один гражданин, он сам выбирает специалиста для проведения оценки, оформления отчета. При наличии нескольких наследников можно выбрать оценщика по взаимной договоренности. Если возникнет спор, любой из претендентов на наследственное имущество может оспорить результаты оценочной деятельности.

Пошлину платит каждый из наследников,
пропорционально своей доле. На практике это выглядит следующим образом. Если
квартира перешла по наследству только одному лицу из первой очереди, он
заплатит за нее 0.3% от ее цены, но не более 100 тыс. руб. Например, при
стоимости объекта 2 млн. руб. нужно заплатить 60 тыс. руб.

Деньги вносятся непосредственно
нотариусу, когда будет оформляться свидетельство. По факту оплаты вносится
запись в реестр нотариальных действий, а сумма платежа будет указана в
свидетельстве. Кстати, по реестру всегда можно проверить законность совершенных
действий и выданных документов. Нотариус в любом городе имеет доступ к единому
реестру, сможет убедиться в том, что свидетельство действительно выдавалось.

В предыдущем параграфе я умышленно не
рассказал о некоторых нюансах определения цены имущества. Если знать свои
права, в ряде случаев можно совершенно законно снизить сумму пошлины. Речь идет
о недвижимости, передаваемой по наследству. Закон позволяет наследникам самим
выбирать, по какой стоимости будет рассчитываться госпошлина:

  • по
    кадастровой стоимости —  эти данные
    содержатся в ЕГРН, их можно получить по справке или выписке в Росреестре, МФЦ
    (обычно такие данные нотариус запрашивает самостоятельно через электронные
    ресурсы);
  • по
    инвентаризационной стоимости – эти сведения можно получить в органах БТИ по
    месту расположения объекта;
  • по
    рыночной стоимости – она определяется на основании отчета независимого
    оценщика, состоящего в СРО.

В чем смысл выбора? Дело в том, что
указанные показатели стоимости могут существенно отличаться. На практике,
инвентаризационная стоимость намного ниже кадастровой или рыночной цены
объекта, так как рассчитывается по нормативным показателям износа. В больших
городах разница может достигать сотен тысяч рублей, что, соответственно, снижает
размер госпошлины.

Совет
юриста.
Нотариус не обязан предлагать выбор между разными показателями стоимости. Если
вы сами не представите документы, в 99% случаев будет запрошена справка о
кадастровой цене объекта для расчета пошлины. Совпадение? Не думаю… Деньги от
пошлины нотариус оставляет себе. Соответственно, он косвенно заинтересован в расчете
по максимально высокой стоимости недвижимости.

Нотариус не вправе отказать, если
наследник представит отчет о рыночной цене или справку об инвентаризационной
стоимости. Если же вы столкнулись с отказом, можно подать жалобу в региональную
или федеральную нотариальную палату. Такие моменты легко проверяются, поэтому
нотариуса обяжут следовать закону.

На движимые вещи вообще не обязательно
получать свидетельство, так как права на них не регистрируются. Если между
наследниками отсутствует спор о порядке распределения вещей, их можно разделить
между собой. Без обращения к нотариусу за свидетельством не придется платить и
пошлину.

В отношении автомобилей, долей в бизнесе
или предприятий сэкономить сложнее. В этом случае применяются только данные
рыночной оценки. Однако если доля в бизнесе заключается в наличии объектов
недвижимости, для них тоже можно использовать вариант с инвентаризационной
стоимостью.

В статье 338.38 НК РФ указан ряд
категорий граждан, которые могут полностью или частично избежать уплаты
госпошлины в наследственном деле. К ним относятся:

  • инвалиды
    I или II
    группы
    – будут платить только 50% от рассчитанной пошлины;
  • лица,
    получающие по наследству дом и участок, квартиры, комнаты, либо доли на
    указанные объекты, если на момент смерти проживали вместе с наследодателем,
    остались проживать там же – могут вообще не платить пошлину;
  • лица,
    получающие наследство от граждан, погибших (умерших) при исполнении
    государственных или общественных обязанностей – полностью освобождены от
    пошлин;
  • несовершеннолетние
    дети – не должны платить госпошлину при любом виде наследования, любом
    имуществе;
  • граждане,
    страдающие психическими заболеваниями, над которыми установлена опека – не платят
    пошлину при любых видах наследования, с любого имущества;
  • наследники
    работников, погибших в результате несчастного случая на производстве – освобождают
    от госпошлины в части наследования страховых выплат.

На практике, чаще всего льготы по
госпошлине предоставляют детям, инвалидам. Также статья 338.38 НК РФ освобождает
от уплаты налога (пошлины) на наследство вклады в банке на любую сумму, текущую
невыплаченную зарплату и пенсию, а также задолженность по ним, вознаграждения
за авторские права.

Передача всего наследства в пользу ребенка может обернуться серьезными проблемами. Сэкономив на госпошлине, можно потерять возможность продажи или дарения имущества. Пока ребенку не исполнится 18 лет, дарить его недвижимости или иные унаследованные вещи вообще запрещено, а для продажи нужно получить согласие органа опеки.

^К началу страницы

  1. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
  2. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии со статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии со статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

    Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

  3. Особенности применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы:

    а) для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и подлежащая применению по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, за исключением нижеперечисленных случаев;

    б) изменение кадастровой стоимости вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения (уточнения площади, назначения, разрешенного использования, категории и т.п.) учитывается со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

    в) в случае оспаривания кадастровой стоимости и установления начиная с 01.01.2019 рыночной стоимости объекта налогообложения по решению комиссии при управлении Росреестра или по решению суда, сведения о вновь установленной кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта налогообложения), внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости;

    г) в случае изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда из-за недостоверности сведений, использованных при ее определении, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

  4. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
    Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
    Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
  5. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется с месяца (с 1 января 2019 года – со дня) открытия наследства.
  6. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
  7. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  8. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  9. Налоговые уведомления об уплате налога направляются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 52 НК РФ).
    Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Предлагаем ознакомиться:  Доверенность на представление интересов физического лица

Ставки налога

^К началу страницы

процента исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • (до налогового периода 2020 года) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • (с налогового периода 2020 года) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного стоительства, используемых в предпринимательсткой деятельности);
  • (до налогового периода 2020 года) приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • (с налогового периода 2020 года) не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

процента исходя из кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В случае правообладания земельным участком в течение
неполного налогового периода, применяется коэффициент, который определяется как
отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в
собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Перейти

Подробную информацию об установленных налоговых ставках можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Льготы по налогу

^К началу страницы

Освобождаются от налогообложения физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

С информацией о налоговых льготах (по всем видам имущественных налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

При расчете земельного налога налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

  • категории лиц, перечисленные в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ):
    • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
    • инвалиды I и II групп инвалидности;
    • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
    • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
    • физические лиц, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;
    • физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
    • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
    • физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (с 01.01.2019 года);
    • физические лица, имеющие трёх и более несовершеннолетних детей.
    Предлагаем ознакомиться:  Где можно взять реквизиты на уплату госпошлины за наследство
  • Уменьшение налоговой базы (далее – налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика (независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка в пределах территории Российской Федерации).

    Право на налоговый вычет реализуется посредством представления налогоплательщиком в любой налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (далее – Уведомление).

    При непредставлении Уведомления налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    В случае, если при применении налогового вычета налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

    Для лиц, указанных в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, не требуется дополнительно представлять заявление о предоставлении налоговой льготы в виде вычета, предусмотренное пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если у налогового органа имеются документированные сведения, позволяющие подтвердить право налогоплательщика на налоговую льготу в виде вычета. Например, ранее налогоплательщикам предоставлены и применялись налоговым органом налоговые льготы по земельному налогу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Закона № 436-ФЗ), по налогу на имущество физических лиц (в т.ч. на основании подпунктов 1 – 3, 4, 6, 8, 10, 12 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации) и (или) налоговые льготы при налогообложении имущества в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    Органы местного самоуправления, соответствующие органы власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу, не предусмотренные федеральным законодательством.

    С информацией о налоговых льготах (по всем видам имущественных налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

    Убедившись, что налогоплательщик относиться к категориям физических лиц, имеющим право на налоговую льготу, но льгота не учтена в полученном налоговом уведомлении или возникла впервые, целесообразно подать в любой налоговый орган заявление о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@).

    Формат и порядок заполнения заявления можно посмотреть

    Если заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.

    Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом:

    • через «Личный кабинет налогоплательщика» (для пользователей Личного кабинета налогоплательщика);
    • почтовым сообщением в налоговую инспекцию;
    • путем личного обращения в любую налоговую инспекцию;
    • через уполномоченный МФЦ, с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги.

    Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения.

    В случае, если налоговым органом запрошены сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения, то срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом налогоплательщик уведомляется о продлении срока рассмотрения заявления.

    По результатам рассмотрения заявления налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе в предоставлении налоговой льготы с указанием оснований отказа.

    В случае, если налогоплательщик – физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

    Право на наследование земельного участка

    Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ, земельным участком признается недвижимая вещь, представляющая собой часть поверхности земли и имеющая характеристики, позволяющие определить ее, как индивидуально определенную вещь. Несмотря на то что земля является объектом особого регулирования со стороны государства, право собственности на ее участки, как и право пожизненного владения ими, согласно ст. 1181 ГК, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

    Информация

    Право на наследование указанных объектов может возникать у наследников по двум основаниям – при указании на переход права

    в завещании

    (

    ст. 1118

    ГК) или

    по закону

    – при отсутствии указания на участок в завещании, его недействительности или отсутствии самого завещания (

    ст. 1141

    ГК).

    Рассмотрим особенности наследования земельных участков более подробно:

    • Право на наследование земельного участка может возникнуть у правопреемников, лишь в тех случаях, когда право на него возникло у наследодателя, и было оформлено им до его смерти, в установленном законом порядке. При этом переход земли в порядке наследования предполагает автоматический переход прав на располагающийся на ней почвенный слой, растения и водные объекты (п. 2 ст. 1181 ГК).
    • Завещание является единственным инструментом, при помощи которого, дееспособный наследодатель может распорядиться своим имуществом на случай смерти. Исходя из этого, если он имеет намерение передать право собственности или пожизненного владения землей после смерти конкретному лицу, то он может указать на это в завещании. Круг лиц, в пользу которых можно завещать землю, законом неограничен, что гарантируется свободой завещания (ст. 1119 ГК).
    • В случае отсутствия завещания, признания его недействительным или распространения его только на часть имущества умершего, земля может быть унаследована в порядке очередности наследниками по закону, из числа родственников, супругов, иждивенцев и свойственников, которые, в зависимости от степени родства поделены на 8 очередей наследования. Каждая из очередей наследует только при отсутствии преемников предыдущей очереди (ст. 1141 ГК).
    • В случае если завещанием не установлен размер долей, которые получают преемники или несколько таких преемников наследуют земельный участок по закону, то по общему правилу их доли в праве собственности на него будут равны (п. 1 ст. 1122, п. 2 ст. 1141 ГК). Однако, положения ст. 1182 ГК, устанавливают особый порядок раздела полученного недвижимого имущества между такими наследниками.

    Принятие в наследство земельного участка

    Принятие в наследство земельного участка предполагает совершение наследником осознанного поведенческого акта, направленного на замещение наследодателя во всех правах и обязанностях по отношению к нему. Принимая в наследство землю, правопреемник автоматически дает согласие на принятие всего остального причитающегося ему наследства (п. 2 ст. 1152 ГК).

    Согласно ст. 1153 ГК, законодатель различает 2 способа принятия земельного участка в наследство – формальный и фактический. Указанные способы кардинально отличаются друг от друга, однако каждый из них предполагает бесспорное выражение воли наследника, направленной на получение земли в собственность.

    При выборе способа принятия наследства, потенциальному правопреемнику необходимо учитывать, что:

    • Согласно п. 1 ст. 1153 ГК, формальный способ принятия в наследство земельного участка предполагает подачу нотариусу по месту открытия наследства (ст. 1115 ГК), в срок, установленный ст. 1154 ГК, заявлений о его принятии или о выдаче свидетельства о праве на наследство. Указанные заявления обладают равной процессуальной силой и могут быть поданы нотариусу как лично, так и по почте или через представителя.
    • Согласно п. 2 ст. 1153 ГК, под фактическим способом принятия земельного участка законодатель понимает совершение правопреемником действий, направленных на физическое овладение им и отношение к нему, как к своему собственному имуществу. В качестве таких действий может выступать физическое использование участка, его сохранение и охрана от внешних посягательств или оплата расходов, связанных с его содержанием.
    • Фактическое принятие наследства признается таковым до тех пор, пока в судебном порядке заинтересованными в том лицами не будет доказано иное. Права наследника, принявшего землю в качестве наследства фактическим способом, также удостоверяются свидетельством о праве на наследство, которое выдается им нотариусом по их заявлению в общем порядке.
    • Для получения свидетельства о праве на наследование, наследник должен представить нотариусу доказательства фактического принятия земучастка в свою собственность. Приведенные доказательства оцениваются нотариусом в той мере, в какой они могут свидетельствовать о фактическом принятии его в собственность.

    Документы на наследство земельного участка

    Как уже сказано, для вступления в права наследования, в рамках прохождения процедуры принятия наследственного имущества, потенциальный наследник, в том или ином случае, должен подать нотариусу одно из указанных выше заявлений. На основании одного из них, нотариус обязан удостоверить наследственные права преемника.

    Важно

    Согласно положениям Методических

    рекомендаций

    по оформлению наследственных прав, в рамках ведения конкретных наследственных дел, нотариус вправе требовать от потенциального наследника представления перечня всех документов, необходимых для удостоверения наследственных прав на земельный участок.

    https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

    Исходя из п. 1 ст. 1153 ГК, первостепенным документом для принятия земли в наследство, является заявление правопреемника. Кроме него, нотариус потребует предоставить:

    1. Документы, удостоверяющий личность наследника (паспорт, водительские права).
    2. Свидетельство о смерти наследодателя.
    3. Документы, подтверждающие наличие родства с наследодателем (свидетельства о рождении, браке, смене фамилии и т.д.).
    4. Завещание, при его наличии, с отметкой нотариуса, который его составлял, что на момент открытия наследства оно не изменялось и не отменялось.
    5. Справка с последнего места жительства (Формы № 9), с указанием всех проживающих по этому адресу или выписка из Домовой книги.
    6. Кадастровый план земельного участка, удостоверенный органом, ведущим земельный кадастр.
    7. Правоустанавливающие документы на землю (договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве собственности на землю, свидетельство о госрегистрации, праве пожизненного владения и т.д.).
    8. Выписка из кадастрового паспорта (Формы В1), с указанием кадастровой стоимости земли.
    9. Межевой план, фиксирующий границы участка.
    10. Документы, подтверждающие преимущественное право на земельный участок.
    11. Соглашение о разделе земельного участка или определении его долей и т.п.

    Обратим внимание, что с 12.10.15г, ввиду вступления в силу ст. 3 ФЗ № 259 от 13.07.15г. и согласно ст. 47.1 Основ законодательства о нотариате, нотариусы больше не вправе требовать от наследников представления выписок из ЕГРП на земельные участки, так как такие сведения могут быть получены ими самостоятельно в электронной форме.

    Оцените статью
    Юридическая помощь
    Adblock detector