Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Основания для разграничения права собственности

Разграничение государственной собственности на землю в РФ. Основания разграничения государственной собственности на землю

В соответствии с законодательством РФ, государственная собственность на землю может разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Каким образом осуществляется данная процедура? Какие законы регулируют правоотношения, которые ей соответствуют?

Такой процесс, как разграничение государственной собственности на землю, является традиционно одним из самых сложных не только с точки зрения формирования и применения норм правового регулирования, но и в плане влияния на социально-экономические процессы. Особенно остро те вопросы, которые характеризуют соответствующее разграничение, встают в случаях, когда речь идет о необходимости определения конкретных полномочий органов власти в части управления землями, а также определения компетенций иных субъектов права, например муниципалитетов, которые по закону должны осуществлять деятельность по управлению территориями независимо от государственной власти.

Что же это за процесс — разграничение государственной собственности на землю? Он представляет собой установленный законодательством РФ порядок передачи различных земель в собственность:

  • федеральных органов власти;
  • субъектов РФ;
  • местной власти.

Факт распределения территорий фиксируется в момент издания некоторым уполномоченным органом решения о предоставлении того или иного земельного участка в собственность какого-либо субъекта. На основании соответствующего решения могут оформляться различные правоустанавливающие документы, например свидетельство о праве собственности.

Как правило, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в том случае, если сведения о территории отражены в кадастре.

Каким образом можно ознакомиться с данной информацией? Для этого используется такой ресурс? как публичная кадастровая карта.

Изучим ее особенности подробнее.

Рассматриваемый ресурс расположен на сайте Росреестра.

Он был создан во многом по причине необходимости предоставления гражданам и организациям возможности получать актуальные сведения как раз-таки по землям, которые были разграничены в установленном законом порядке, или же по территориям, которые в рамках тех или иных правоотношений должны были распределяться.

Основания для разграничения права собственности

Примечательно, что публичная кадастровая карта Росреестра не предоставляет сведений о собственниках тех или иных участков.

Но она позволяет удостовериться в том, что участок зарегистрирован в государственном реестре в определенных границах, а также в том, что на нем разрешены те или иные виды деятельности.

Пользование рассматриваемой картой позволяет, прежде всего, экономить время, которое до появления соответствующего ресурса гражданам и организациями часто приходилось тратить на взаимодействие непосредственно с территориальным представительством Росреестра по вопросам определения границ и статуса различных участков.

Стоит отметить, что возможно осуществление правоотношений между органами власти и иными субъектами и в том случае, если права собственности не отражены в соответствующих реестрах. Возможно также распоряжение участками, которые не разграничены в установленном порядке. Изучим данный аспект подробнее.

Итак, если разграничение государственной собственности на землю не осуществлено, то распоряжение соответствующими участками все же возможно. В общем случае оно осуществляется муниципальными органами власти.

Кроме того, в случае если земельные участки располагаются в населенных пунктах, которые имеют статус административного центра либо столицы субъекта РФ, то распоряжение ими осуществляется муниципалитетами, если иное прямо не предписывается законодательством на уровне регионов. В свою очередь, в субъектах РФ могут приниматься законы, в соответствии с которыми неразграниченная государственная собственность на землю будет находиться в распоряжении исполнительных структур власти в регионах.

Как отмечают юристы, не всегда передача полномочий, связанных с распоряжением участками в данном случае, может сопровождаться передачей функций владельца тех или иных территорий.

Таким образом, земельные участки, имеющие статус неразграниченной собственности, могут быть объектом правоотношений.

Кроме того, даже в тех случаях, когда право собственности на соответствующие территории не зарегистрировано, то распоряжение ими тем не менее может быть осуществлено. Например, в контексте правоотношений купли-продажи или же аренды.

Также следует иметь в виду, что полномочия по управлению земельными участками, не имеющими статус разграниченных, могут выражаться в передаче тому или иному субъекту какой-либо управленческой функции, не всегда сопровождающейся приобретением данным субъектом права собственности на соответствующую территорию.

То, каким образом разграничиваются государственные земли, регулируют определенные нормы права. Изучим их особенности.

В 2002 году российские власти приняли федеральный закон, в соответствии с которым были определены критерии классификации земельных участков на те, что относятся к собственности федеральных, региональных, а также муниципальных субъектов.

Кроме того, было принято постановление правительства, в соответствии с которым утверждались правила подготовки, а также согласования перечней территорий, на которые у федеральных, региональных или муниципальных структур могло появляться предусмотренное законом право собственности.

Основания для разграничения права собственности

Как отмечают юристы, данные правовые акты практически не функционировали, поскольку предусмотренные ими процедуры разграничения собственности на землю характеризовались сложностью, а также длительностью.

Данные документы впоследствии нужно было отправлять в правительство РФ, а затем дожидаться их проверки и последующего вынесения распоряжения со стороны властей.

Регистрация собственности осуществлялась на основании такого источника права, как государственный акт на землю, издаваемый правительством РФ.

При этом для каждого участка, включенного в перечень, создавалось дело, в котором присутствовали различные документы, удостоверяющие обоснованность внесения соответствующей территории в список. На практике данная процедура могла занимать порядка 7-9 месяцев.

Отмеченные недостатки законодательства, в соответствии с которым разграничивались федеральная государственная собственность на землю, региональная, а также муниципальная, была призвана устранить реформа, в рамках каковой был принят новый закон.

Речь идет о нормативном акте, посредством которого законодатель внес определенные изменения в Земельный кодекс РФ, а также в законы, регулирующие государственную регистрацию недвижимости.

Предлагаем ознакомиться:  Как поменять права при получении российского гражданства

Соответствующий источник права вступил в силу в 2006 году и отменил тот, что был принят в 2002-м.

В соответствии с новым законом земли, находящиеся в государственной собственности, стало возможно разграничивать в упрощенном порядке.

Если говорить о поправках в действовавшие источники права, то можно отметить, что была прежде всего уточнена норма, отраженная в законе о регистрации прав на недвижимость, в соответствии с которым осуществлялось внесение сведений о разграничиваемом участке в государственные реестры.

Таким образом, основные источники права, регулирующие процесс, о котором идет речь, — Земельный кодекс РФ, а также основной нормативный акт, регулирующий государственную регистрацию прав на недвижимость и имеющий статус федерального закона.

Рассмотрим теперь ключевые положения данных источников права подробнее. Так, можно изучить то, какие документы используются в правоотношениях, в рамках которых разграничиваются те или иные виды государственной собственности на землю.

Главный документ, на основании которого осуществляется распределение территорий между теми или иными субъектами, заявление, составляющееся исполнительным органом власти на том или ином уровне, муниципалитетом либо сторонним лицом, которое имеет на то полномочия, например в силу поручения. Данный источник должен отражать основание для возникновения права у федерального, регионального или муниципального органа власти на владение тем или иным земельным участком. Это фиксируется в документах, которыми нужно дополнять отмеченное заявление. Их перечень фигурирует в отдельном постановлении правительства.

Так, в случае если основание для оформления права собственности наличие на участке объекта недвижимости, который на законных основаниях принадлежит тому или иному субъекту, то в компетентный орган власти необходимо направить правоустанавливающие документы на здание. Также могут понадобиться результаты государственной кадастровой оценки земель, отраженные в специальном плане, который подтверждает факт расположения объекта недвижимости на определенной территории.

В свою очередь, если основанием выступает передача земельных участков тем или иным органам власти, то понадобятся правоустанавливающие документы на территорию, а также кадастровый план участка.

В общем случае законы РФ не подразумевают дополнения указанных источников какими-либо иными. Данные перечни — при условии комплектности документов – можно рассматривать как исчерпывающие.

Основания для разграничения права собственности

Законы РФ, регулирующие распределение земельных участков на принадлежащие федеральным, региональным или муниципальным органам власти, определяют условия отнесения территорий к владениям того или иного субъекта. Рассмотрим данный нюанс подробнее.

В соответствии с положениями Земельного кодекса России, условиями отнесения тех или иных участков к собственности федеральных, региональных или муниципальных субъектов могут быть:

  • расположение на соответствующих территориях зданий, которые принадлежат тем или иным структурам на праве собственности;
  • предоставление участков конкретным органам власти, государственным или муниципальным предприятиям, НКО.

Кроме того, законодательством могут быть определены иные условия осуществления правоотношений, о которых идет речь.

Следующий важнейший аспект реализации положений источников права, регулирующих то, как должна распределяться федеральная государственная собственность на землю, региональная или же муниципальная, — критерии отнесения территорий, собственно, к тем, что должны принадлежать к госструктурам, а также передающимся муниципалитетам.

Основания прекращения права собственности на землю

При этом действует система классификации земель с разными характеристиками и принадлежностью к тем или иным субъектам.

Разграничение государственной собственности на землю в РФ

Собственно, закрепление земель за территориями федерального владения, муниципальными образованиями и за другими государственными структурами производится по принципам разделения, которые прописаны в соответствующих законодательных актах.

Вместе с этим разграничение государственной собственности не может не опираться на конституционные нормы, которые являются определяющими для осуществления подобных правовых процедур.

особенность земельных участков такого типа заключается в статусе закрепленности в федеральном фонде РФ. Можно сказать, это базовый статус территорий России, которые юридически зарегистрированы в составе ее имущества.

Далее происходит разделение на категории земель, не относящихся к частной собственности.

Важно подчеркнуть, что участки, которые входят в фонд владения частных собственников или организаций, не могут относиться к землям, имеющим статус государственного имущества.

Вместе с федеральной основной владения землей также выделяют другие формы собственности, для которых может производиться разграничение, но для начала стоит рассмотреть сам принцип данного действия.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Базовой разновидностью государственных земель является фонд федерального владения.

Государственная правовая регистрация так определяет участки, которые были признаны собственностью РФ законами. Вместе с этим также существуют земли субъектов России и муниципальных образований.

Обычно выделяют именно федеральные участки и владения, находящиеся под управлением муниципальных образований.

Объединяющим фактором определения обеих категорий является то, что, по сути, обе разновидности земель принадлежат государству. Другое дело, что прямое обращение с этими фондами осуществляется разными структурами.

Очевидно, что разграничение государственной собственности на землю в РФ происходит на разных основаниях, которые как раз и определяют права непосредственного владения участками муниципального органа или иного субъекта.

При этом не всегда таким признаком разделения выступает именно право в некотором роде первоначальной принадлежности.

Законом предусмотрена подготовка правительственных актов, которые могут также выступить основанием для разделения федеральных земель.

Как и в случае с федеральными землями, участки, входящие в собственность отдельных субъектов, не имеют отношения к частному владению.

Например, это могут быть территории, на которых есть объекты, относящиеся к недвижимости, принадлежащей субъектам страны.

Само по себе такое разграничение государственной собственности в РФ находится под контролем органов власти.

К особым региональным землям, в частности, относятся участки природоохранных зон, территории с водными ресурсами и т. д.

Более того, даже если на участке находится приватизированный объект, это не является помехой для распределения. Но в таких случаях должно выполняться два условия. Во-первых, сам участок не должен быть приватизирован.

Во-вторых, до приватизации имущества, располагаемого на участке, оно должно было находиться в собственности субъекта.

Как уже говорилось, для разграничения земель должны быть основания, но изначально возникает право на владение территорией – как минимум она должна быть в собственности РФ.

Данное право возникает из двух аспектов. В первую очередь оно обуславливается государственной регистрацией собственности в соответствии с законодательством РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Образец соглашения сторон в связи с заменой стороны в обязательстве

Это относится и к федеральному, и к муниципальному фондам.

Вторым аспектом выступает судебное решение или правительственный акт – обычно такая регуляция права владения распространяется на процедуры введения новых земель в состав РФ.

Разграничение государственной собственности на землю в РФ. Основания разграничения государственной собственности на землю

Последующее разграничение государственной и муниципальной собственности с формированием участков и наделением новых статусов производится на тех или иных основаниях, которые следует рассмотреть в отдельном порядке.

Базовое право, позволяющее вносить земельные участки в реестры, из которых в дальнейшем производится распределение, возникает на основе их регистрации в разных фондах.

К примеру, одним из самых крупных является фонд лесного хозяйства, а также огромный пласт участков сельскохозяйственного назначения.

На практике это также бывают земли населенных пунктов, территории, наделенные особым статусом или значением, и т. д. При этом не всегда основание связывается со статусом земли.

Хотя в большинстве случаев оценивается множество факторов. Если разграничение государственной собственности находится в рамках полномочий субъекта, то чаще всего учитываются нюансы практического применения.

В более широком ключе федеральные земли распределяются с учетом стратегических интересов государства или конкретного региона. Особенно это относится к территориям с развитой инфраструктурой, промышленными объектами или энергетическими комплексами.

Существуют и отдельные основания разграничения государственной собственности на землю запаса. В подобных случаях право на владение обуславливается наличием объектов недвижимого имущества на участке, которое находится в федеральном фонде государства.

В данном случае основанием выступают те же правовые факторы, что и при регистрации федеральной собственности. Но есть и некоторые дополнения.

Например, в отдельных субъектах РФ и крупных городах федерального уровня основанием такого рода может стать и цель сохранения единой хозяйственной единицы.

Иными словами, разграничение государственной собственности РФ может производиться с учетом конкретных региональных характеристик местности и специфики ведения хозяйственной деятельности. Учет этого фактора также нередко подкрепляется экономическими соображениями.

Муниципальные образования получают при распределении земель права собственности на основании регистрации или в результате приватизации.

Таким образом, в ведение муниципальных органов могут также переходить и территории с сельскохозяйственными угодьями, и участки с промышленными объектами, а также земли, включенные в реестры с водными ресурсами, рекреационными зонами и т. д.

Стоит подчеркнуть, что разграничение государственной собственности на отдельные участки с последующей их передачей муниципальным образованиям тоже предусматривает учет логистической целесообразности. То есть в интересах оптимального ведения хозяйства могут объединяться те или иные участки или наоборот, разделяться по соседним субъектам.

В разное время основным определяющим принадлежность земель критерием выступал принцип владения объектами, находящимися на конкретном участке.

Однако неоднозначность подходов к определению этого принципа в каждом конкретном случае дала основания для его упразднения.

Так, если разграничение государственной собственности находится на уровне муниципалитета, то, к примеру, сельскохозяйственный участок может перейти в собственность ближайшему поселку или населенному пункту, предприятие которого непосредственно эксплуатирует данную землю.

Вопросами разделения земель занимаются структуры исполнительной власти, регулирующие имущественные отношения.

Документом, который является уже практическим основанием для перераспределения, выступит перечень земель, закрепленных за теми или иными муниципальными образованиями или субъектами РФ.

В конечном итоге подготавливается реестр с указанием участков, которые затронуло разграничение государственной собственности. Субъект, в котором произошли подобные изменения, соответствующим образом корректирует данные о местном земельном фонде в государственном кадастре.

Допускается возможность возникновения споров между субъектами и муниципальными образованиями РФ при разграничении федеральных земель.

Разрешаются они в процессе выполнения согласительных процедур, но бывают и случаи недостижения мирного договора.

В таких ситуациях разграничение государственной собственности подтверждается в судебном порядке.

Практика разграничения государственных земель показывает, что при всех юридических аспектах выполнения таких актов исполнительные органы разных уровней руководствуются двумя основными принципами. В первую очередь это правовая база, на которой основывается сама принадлежность земельных ресурсов к федеральному фонду, что юридически подкрепляется регистрацией права собственности.

И второй принцип, по которому производится разграничение государственной и муниципальной собственности на землю, основывается на экономической, организационной и культурной целесообразности.

В зависимости от характеристик конкретной территории определяется и преимущественное право ее владения тем или иным субъектом. Безусловно, не всегда принимаются однозначные решения.

Например, экономические факторы, обуславливающие то или иное решение, могут противоречить географическим или культурным аспектам целесообразности.

Заключение

На сегодняшний день процесс разграничения государственных земель определяется как первоначальный способ установления собственности.

Причем в качестве собственника может выступать и непосредственно федеральный фонд, и субъекты РФ, и муниципальные органы самоуправления.

И во всех трех случаях земли не будут находиться в частном владении.

Также разграничение государственной собственности можно рассматривать как инструмент юридической дифференциации имущества.

Об этом свидетельствует и установление формы владения, и вид земельного участка, и способ его эксплуатации.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Разграничение государственной собственности на территории субъекта РФ, включая разграничение собственности на земельные, водные и другие природные ресурсы, на федеральную собственность и собственность субъекта РФ, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта РФ проводится, как правило, отдельными соглашениями.  [1]

Послеразграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от установленного права собственности на земельные участки.  [2]

Предлагаем ознакомиться:  Образец письма на требование судебных приставов

Оразграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности.  [3]

Федеральный закон Оразграничении государственной собственности на землю от 4 июля 2001 г. ( 17 июля 2001 г.

) № 101 – ФЗ1 по объему небольшой, состоящий всего из восьми статей, был принят в целях решения одного из сложнейших вопросов – разграничения государственной собственности, отнесенного Конституцией РФ к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов и вызывающего острые дискуссии в теории конституционного и иных отраслей права и многочисленные проблемы на практике.

Поэтому законодательное определение момента и оснований отнесения земельных участков к тому или иному виду государственной собственности на землю ( федеральной, муниципальной, субъектов РФ), а также порядка разграничения и установления круга проводящих его субъектов имеет первостепенное значение. В качестве оснований в данном Законе названы статус земель и их значение, например земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, принадлежность недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, целевое предназначение земель и др.

Для Москвы и Санкт-Петербурга основания возникновения у них права государственной собственности на землю удваиваются, поскольку они являются субъектами РФ и сложным конгломератом муниципальных образований, для которых необходимо сохранение единства городского хозяйства. Важные положения содержатся в заключительной ст. 8 Закона.  [4]

Федеральный закон Оразграничении государственной собственности на землю от 19 июля 2001 г.

1 также в качестве собственников земли называет Российскую Федерацию, ее субъектов и муниципальные образования и перечисляет основания включения земельных участков в федеральную собственность, муниципальную и собственность субъектов РФ.  [5]

Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.

Оразграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и поэтому приватизация имущества отделения, к которому ответчик относил и жилищный фонд, находящийся в его ведении, осуществляется лишь по решению Правительства Российской Федерации.  [6]

Совета Министров РСФСР от 27 декабря 1991 г.

Оразграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и поэтому приватизация имущества отделения, к которому ответчик относил и жилищный фонд, находящийся в его ведении, осуществляется лишь по решению Правительства Российской Федерации.  [7]

№ 3020 – 1 Оразграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность ( Ведомости РФ.  [8]

В совместном ведении находятся: установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ, разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами.

Вне пределов ведения федеральных органов власти и их полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Кроме того, Конституцией РФ предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам, а органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Эти положения Конституции РФ создают основу для индивидуально-договорных отношений федерального центра и регионов.  [9]

С помощью межевания объектов землеустройства предусматривается решить ряд задач, связанных с формирование земельных участков приразграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; совершенствованием системы государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, с индивидуализацией земельных участков и иных объектов недвижимости; формированием информационной базы землеустроительной документации и другие.  [10]

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность приразграничении государственной собственности на землю не передаются.  [11]

На первый взгляд, может показаться, что это положение не согласуется со ст.

72 Конституции Российской Федерации, согласно которойразграничение государственной собственности ( в том числе на недра), вопросы владения, пользования и распоряжения недрами и законодательство о недрах относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.  [12]

Верховным Советом РСФСР были приняты постановления О порядке введения в действие Закона РСФСР Об охране окружающей природной среды, О введении в действие Земельного кодекса РСФСР и Оразграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.  [13]

Как уже отмечалось, ст.

72 Конституции к предметам совместного ведения относит вопросы: владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничения государственной собственности; природопользования; охраны окружающей среды и экологической безопасности и др.

Субъектами права государственной собственности на земельные участки являются: Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. В соответствии с Федеральным законом О разграничении государственной собственности на землю от 17 июля 2001 г.

Статья 72 ( часть 1) Конституции Российской Федерации относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами ( пункт в), разграничение государственной собственности ( пункт г), природопользование ( пункт д), лесное законодательство ( пункт к) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.  [15]

Страницы:      1    2    3

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector