Особенности трудовых договоров доя работников транспортов

Возрастные ограничения на управление разными видами транспорта

Категория
прав
 Транспортные средства 
 Возраст, с которого 
выдаются права
 A 
Мотоциклы, мотороллеры и другие 
мототранспортные средства
16 лет 
 B 
Автомобили, разрешенная максимальная 
масса которых не превышает 3500 кг.
Число сидячих мест, помимо сиденья
водителя, должно быть не более восьми
18 лет {amp}lt;*{amp}gt;
 C 
Автомобили, разрешенная максимальная 
масса которых превышает 3500 кг, за
исключением относящихся к категории D
18 лет {amp}lt;*{amp}gt;
 D 
Автомобили, предназначенные для 
перевозки пассажиров и имеющие, помимо
сиденья водителя, более восьми сидячих
мест
20 лет 
 E 
Составы транспортных средств 
Лица, имеющие право 
на управление
транспортными
средствами
категорий B, C или
D, - при наличии
стажа управления
транспортным
средством
соответствующей
категории не менее
12 месяцев
Трамваи и троллейбусы 
20 лет 

впервые назначаемых на работу, ранее не работавших водителями, имеющих перерывы в практике, прошедших переподготовку и пр. Стажировка организуется работодателем. Успешное прохождение водителем-стажером контрольных проверок является основанием для принятия решения о возможности его допуска к самостоятельной работе.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Документ о наличии специального права обязателен не только для водителей автотранспорта. Допуск к управлению другими видами транспорта также должен подтверждаться предусмотренными законом документами (табл. 2).

Таблица 2

Запрещена работа по совместительству по аналогичной должности, т.е. непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или движением транспортных средств (ст. 329 ТК РФ). И к работодателю, и к работнику предъявляются жесткие требования в части соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха (ст. 329 ТК РФ).

увольнение по указанному основанию будет правомерным только после вступления в законную силу решения суда о лишении водителя прав. До этого момента расторжение трудовых отношений по рассматриваемому основанию будет преждевременным, а значит, незаконным. На период разбирательства в силу положений ст.

76 ТК РФ работодатель может отстранить сотрудника до ликвидации обстоятельств, повлекших такую необходимость. В период отстранения заработная плата не начисляется. В силу ст. 76 ТК РФ до отстранения работодатель обязан предложить сотруднику (с его письменного согласия) перевод на другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации сотрудника, так и нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую тот может выполнять с учетом состояния здоровья.

Перевод осуществляется только в том случае, если сотрудник даст письменное согласие. При этом работодатель обязан предоставить все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Возможность предлагать вакансии в других местностях должна быть предусмотрена коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Должностная инструкция

Приведенное выше не исчерпывает всех возможных обязанностей водителя. Правильным будет для каждой организации вынести свои требования к нему в должностную инструкцию.

Обратите внимание, что с 14 июня 2016 года действуют Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287). Т.е. при разработке должностной инструкции необходимо учесть и этот документ.

Если организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий стаж не менее пяти лет. При этом, как минимум, один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории.

Как определить характер работы водителя-дальнобойщика, исходя из предлагаемых статьей 57 ТК РФ вариантов: он подвижной, разъездной или в пути?

Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к.

Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре, можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и утвержденное работодателем. В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены он обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у работника, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр.

Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе. О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.

Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей. В контракте необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр., с надбавками, доплатами). Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц, исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц.

Предлагаем ознакомиться:  Договор о бухгалтерском обслуживании образец

Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее минимального размера оплаты труда. Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.

) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.

В структуру оплаты труда включаются и дополнительные выплаты в виде доплат и надбавок, например:

  1. доплата за сверхурочную работу;
  2. доплата за работу в ночное время;
  3. надбавка за классность;
  4. доплата за разделение рабочего дня на части.

Особенности трудовых договоров доя работников транспортов

В договоре может быть оговорена доплата за совмещение профессий. Например, если заключен контракт с водителем-экспедитором, или сотрудник готов сам ремонтировать закрепленный за ним автомобиль. На основании ч.1 ст. 168.1 ТК РФ дальнобойщикам работодатель возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками, при условии, что эти расходы обоснованы в соответствующем ЛНА и документально подтверждены:

  • расходы на проезд;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Квалификационные документы для работы на различных видах транспорта

 Должности 
 Документы о 
квалификации
Норма закона, устанавливающая требование
о наличии документа о квалификации
 Водный транспорт 
Командный 
состав судна и
судовая команда
Дипломы и 
квалификационные
свидетельства
Статья 27 Кодекса внутреннего водного 
транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(далее - КВВТ РФ); Положение о
дипломировании членов экипажей судов
внутреннего плавания, утв.
Постановлением Правительства РФ от
31.05.2005 N 349
Члены экипажа 
морского судна
Дипломы и 
квалификационные
свидетельства
Статья 54 Кодекса торгового мореплавания
Российской Федерации от 30.04.1999
N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ); Положение о
дипломировании членов экипажей морских
судов, утв. Постановлением Правительства
РФ от 04.08.1999 N 900
Экипаж судна, 
используемого
для рыболовства
Дипломы и 
квалификационные
свидетельства
Положение о дипломировании персонала 
судов рыбопромыслового флота РФ, утв.
Постановлением Правительства РФ от
28.07.2000 N 576
Бортпроводники,
техник-
судоводитель и
старший техник-
судоводитель
Дипломы и 
квалификационные
свидетельства
Федеральные государственные 
образовательные стандарты, утв.
Приказами Минобрнауки России от
24.06.2010 N 700, от 22.06.2010 N 680
Экипажи 
спортивных
парусных судов
Удостоверения, 
дипломы
Положение о дипломировании членов 
экипажей спортивных парусных судов, утв.
Приказом Минтранса России от 22.10.2009
N 185
 Железнодорожный транспорт 
Машинисты 
локомотивов и
моторвагонного
подвижного
состава
Свидетельства 
Положение о порядке проведения 
испытаний, выдачи свидетельств на право
управления локомотивом, моторвагонным
подвижным составом на российских
железных дорогах, утв. Приказом МПС
России от 11.11.1997 N 23Ц
Помощник 
машиниста
локомотива
Свидетельства 
Положение о порядке проведения 
испытаний, выдачи свидетельств помощника
машиниста локомотива, моторвагонного и
специального самоходного подвижного
состава на железных дорогах Российской
Федерации, утв. Приказом МПС России от
28.10.1999 N 39Ц
 Воздушный транспорт 
Члены экипажа 
воздушных судов
Сертификаты 
(свидетельства)
Статья 53 Воздушного кодекса Российской 
Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ;
Федеральные авиационные правила
"Требования к членам экипажа воздушных
судов, специалистам по техническому
обслуживанию воздушных судов и
сотрудникам по обеспечению полетов
(полетным диспетчерам) гражданской
авиации", утв. Приказом Минтранса России
от 12.09.2008 N 147

Карта для тахографа — это важно

Составив и согласовав с работником трудовой договор, подписав приказ о приеме, личную карточку, НЛА, мы вроде бы закончили оформление документов на сотрудничество с дальнобойщиком. Если у кандидата есть карта водителя и она подходит для тахографа, установленного в транспортном средстве, то он может приступать к выполнению своих обязанностей.

В случае если его карта не подходит к вашим тахографам или ее вообще нет, начать работать новый сотрудник сможет в лучшем случае через месяц, т.к. на ее изготовление в специализированной организации уходит некоторое время. Управление транспортным средством без карты грозит административной ответственностью:

  1. по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ:
    • штраф на водителя составляет от одной тысячи до трех тысяч рублей;
    • на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, т.к. нельзя отследить ненарушение водителем установленного режима труда и отдыха, штраф — от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Поскольку в административном праве действует презумпция виновности, то никто не будет на дороге разбираться, по какой причине происходит нарушение. Подтверждение этому можно найти в Постановлении Ярославского Областного суда от 28 сентября 2015 г. N 4А-410/2015. Поэтому без карты для тахографа работника отпускать в рейс нельзя.

Особенности состояния здоровья работников транспорта

Как известно, водительские права может получить далеко не каждый. Существуют психические заболевания, при которых противопоказана работа, связанная с движением любого транспорта, например эпилепсия (ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Постановление Правительства РФ от 28.04.

1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Интересно, что пограничная умственная отсталость и задержка умственного развития накладывают ограничения на управление лишь некоторыми транспортными средствами, а наркомания, токсикомания и алкоголизм в состоянии стойкой ремиссии не препятствуют допуску к вождению.

Предлагаем ознакомиться:  Возмещение при покупке недвижимости физического лица

Помимо ограничений по состоянию здоровья для получения права на управление транспортным средством законодателем установлены и условия допуска к непосредственному исполнению водительских обязанностей:

  1. Обязательный предварительный медицинский осмотр перед приемом на работу (ст. 213 ТК РФ).
  2. Периодические медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ). Для выполнения работ, непосредственно связанных с движением автотранспорта (в том числе электротранспорта, автомобилей, мотороллеров и пр.), периодичность медицинского осмотра — один раз в 3 года, а для водителей, достигших возраста 55 лет (для женщин — 50 лет), — один раз в 2 года (Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»). Водители в возрасте до 21 года проходят такой медосмотр ежегодно (ст. 213 ТК РФ). В отношении работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС России от 29.03.1999 N 6Ц, предусмотрена периодичность в зависимости от профессии и возраста — от ежегодных до осмотров раз в 3 года.
  3. Предрейсовые медицинские обследования работников общественного транспорта (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Пунктом 2.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, являющегося Приложением N 2 к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утв. Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, установлены случаи недопущения водителей к управлению автомобилем:
  • при выявлении признаков временной нетрудоспособности;
  • при положительной пробе на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;
  • при обнаружении признаков воздействия наркотических веществ;
  • при выявлении признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.

При допуске к рейсу на путевых листах ставятся штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего осмотр.

Требование о прохождении медицинских осмотров действует не только в отношении водителей автотранспорта. Для работников воздушного транспорта подобный регламент содержат Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утв.

Приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50. Условия медосмотров для работников железнодорожного транспорта изложены в п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Перечне профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утв.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020, а также Приказе Минтранса России от 28.03.2007 N 36, Приказе Минтранса России от 16.07.2010 N 154. Для работников водного транспорта медосмотры установлены в ст. 55 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ, ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ.

Ограничения и запреты при осуществлении трудовой деятельности

Помимо общих требований к дисциплине труда, установленных ТК РФ, на работников транспорта распространяются специальные уставы о дисциплине (ст. 192 ТК РФ), например:

  • Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395;
  • Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708;
  • Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.2000 N 715.

Некоторые уставы предписывают обязательное ношение формы и знаков различия. Если данное условие нарушается, к работнику может быть применено дисциплинарное взыскание.

Следует отметить, что в данных уставах и положениях перечень дисциплинарных взысканий может быть несколько шире, чем в ст. 192 ТК РФ. Однако, если такие виды наказаний, как предупреждение о неполном служебном соответствии или изъятие диплома, вопросов не вызывают, вынесение строгого выговора может повлечь за собой спор.

Особенности трудовых договоров доя работников транспортов

Кстати, последний не предусмотрен и современным трудовым законодательством. Например, решениями Верховного Суда РФ некоторые «дополнительные» виды дисциплинарных взысканий были признаны незаконными, а следовательно, не подлежащими применению (см. Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2003 N КАС03-23).

Для работников автомобильного транспорта отдельный устав не разработан. И дисциплина труда в этой сфере регулируется только нормами ТК РФ и локальных актов работодателей.

Особенности режима рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочего времени в соответствии со ст. 91 ТК РФ не может превышать 40 часов в неделю. Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Важное условие: эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.

Существует множество актов, регулирующих особенности рабочего времени в транспортной сфере. И они действительно содержат отличные от ТК РФ нормы, но не противоречат ограничениям, установленным трудовым законодательством.

Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, если предусматривается пребывание водителя в автомобиле более 12 часов, в рейс должны быть направлены два работника, а автомобиль должен быть оборудован спальным местом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Предлагаем ознакомиться:  Договор найма работника - бланк, образец заполнения для ИП и физического лица, налоги

В соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139, продолжительность полетного времени на всех типах воздушных судов ограничена: она не может превышать 80 часов за один календарный месяц, 240 — в квартал, 800 — за календарный год.

Пунктом 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7, предусмотрено, что при обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому из них включается в рабочее время половина времени в пути следования.

На практике. Н. обратился в суд с иском к МУП автомобильного транспорта (МУПАТ) о признании незаконным приказа о возмещении им материального ущерба, причиненного предприятию. В обоснование иска указал, что работает водителем автоколонны N *** МУПАТ. Приказ о взыскании с него материального ущерба Н. полагал незаконным, т.к.

своей вины в причинении материального ущерба не усматривал. Суд установил, что материальный ущерб был нанесен работодателю в результате издержек на ремонт двигателя, пришедшего в негодность из-за допущенного истцом перегрева. Нарушений в проведении проверки, установлении суммы ущерба, вынесении приказа суд не установил.

Вина работника в причинении ущерба была установлена работодателем объективно и полно. Суд пришел к выводу, что ответчиком при решении вопроса о взыскании материального ущерба с Н. были полностью соблюдены соответствующие требования трудового законодательства. В удовлетворении иска работнику суд отказал (решение Новоуренгойского городского суда).

Влияние общественности

Автобус — наиболее популярный вид транспорта. Неудивительно, что именно он стал объектом активного контроля со стороны общественных органов. В пассажирских автобусах часто можно увидеть объявления с номерами телефонов, по которым можно сообщить о нарушении Правил дорожного движения или порядка обслуживания пассажиров.

Впрочем, такая возможность предусмотрена и на железнодорожном, и на воздушном транспорте. Есть несколько способов: обратиться к непосредственному начальнику нарушителя, позвонить по телефону доверия или оставить сообщение на интернет-портале. Конечно, само по себе такое обращение не всегда влечет немедленное наказание.

Однако оно дает основание для проведения соответствующей проверки. И, если провинность будет подтверждена, водителя ждет дисциплинарное взыскание, а в случае неоднократных нарушений — и увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Так, во Владивостоке наказали водителя маршрутного автобуса, нарушившего Правила дорожного движения.

Не менее действенным оказывается обращение через Интернет. Например, на официальном сайте Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области есть страница, на которой граждане могут оставлять жалобы. На основании этих сообщений проводятся проверки. За нарушение Правил дорожного движения, некорректное обращение с пассажирами, курение во время движения водители общественного транспорта наказываются.

Особенности состояния здоровья работников транспорта

Таблица 2

Надо сказать, что трудовые споры с участием работников транспорта не отличаются от разбирательств в других профессиональных областях. Однако для каждой сферы характерен свой «рейтинг популярности». Если работники торговли чаще всего судятся из-за взыскания сумм недостачи, сотрудники производственных предприятий — по поводу невыплаченной зарплаты и восстановления на работе, то водители в большинстве случаев оспаривают удержание из зарплаты сумм материального ущерба.

Включение в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85, только водителя-инкассатора и работ, связанных с перевозкой (транспортировкой) денежных средств и иных ценностей, не дает работодателям оснований для заключения договора о полной материальной ответственности со всеми водителями, не осуществляющими перевозку ценностей (а, например, только пассажиров).

Особенности трудовых договоров доя работников транспортов

Однако, несмотря на это, работодатели в нарушение требований ст. 242 ТК РФ продолжают заключать договоры о полной матответственности с водителями и автобусов, и служебных автомобилей. При отсутствии договоров работодатели апеллируют к ст. 241 ТК РФ, взыскивая с работника сумму материального ущерба в размере его среднего заработка.

На практике. Четыре водителя, работавшие посменно на одном и том же автомобиле, обратились в суд с иском к ООО «А***» о признании незаконным приказа об удержании денежных сумм из заработной платы, взыскании незаконно удержанных денежных средств. В обоснование иска указали, что считают спорный приказ незаконным, т.к.

руководством предприятия не установлено лицо, виновное в заклинивании двигателя. По мнению суда, в силу должностных обязанностей истцы обязаны бережно относиться к имуществу предприятия и принимать все необходимые меры по обеспечению его сохранности. Из представленных суду документов видно, что у автомобиля, на котором в спорный период работали все четверо водителей, заклинил двигатель — из-за попадания в смазку песка.

Подводим итоги

Анализируя положения статей ТК РФ и иных нормативных актов, можно сделать следующие выводы:

  • Рассмотренные особенности труда касаются работников, непосредственно управляющих транспортными средствами, но не офисных сотрудников и технического персонала.
  • К работникам транспорта предъявляются повышенные требования, однако ни одна законодательная норма не предоставляет ни повышенных гарантий, ни льгот, которые как-то компенсировали бы такие требования.
  • Оснований для наложения взысканий на работников в транспортной сфере гораздо больше, чем в иных отраслях. Кроме того, и вариантов наказаний больше.
  • Трудовые споры с водителями в основном касаются удержания материального ущерба, восстановления на работе и взыскания недополученных работниками сумм.

Н.Пластинина

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Саратов

Оцените статью
Юридическая помощь
Adblock detector