Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Потребительский экстремизм: как противостоять? — гражданское дело о защите прав продавца

Где активен «потребитель-экстремист»

Подобные метаморфозы стали следствием глобального изменения мирового, в том числе и российского, рынка товаров и услуг, которое принес интернет, ведь он — это знание в широком смысле. Именно с массовым распространением доступных знаний о правах потребителя последний стал не только подкован, но нередко — и искушен.

Образованного недобросовестного покупателя товара или услуг можно разделить на два условных вида: на жаждущего личной наживы вольного стрелка и на действующего в интересах конкретного бизнеса оплачиваемого агента. И именно интернет не только сделал возможным массовое распространение такой деятельности, но и позволил уравнять возможный урон от действий тех и других.

«Экстремисты-одиночки»

Потребитель-сутяжник, пассионарий-одиночка просчитывает стратегию нападения на конкретного продавца или исполнителя иногда уже на стадии приобретения товара или услуги. Так, некоторые службы такси заявляют об «умышленном мошенничестве» клиентов, требующих полной компенсации убытков, связанных с несостоявшейся туристической поездкой якобы по вине таксистов, несвоевременно доставивших потребителей в аэропорт, при этом сам заказ машины осуществляется настолько поздно, что успеть до вылета самолета просто невозможно.

Примеры потребительского экстремизма

Такая тактика недобросовестного поведения используется и профессиональной креатурой бизнес-конкурентов. Только если в случае с потребителем-одиночкой он все же может где-то оступиться, отказаться от борьбы, не справиться с начатой им же самим «анти-PR-кампанией», то нанятые агентства, настроенные компьютерные боты действуют неумолимо и не нуждаются в компенсациях.

Их цель — наиболее массовое распространение заведомо ложной, клеветнической информации о товаре, услуге, бренде конкурента нанявшего их патрона. Последствия таких кампаний бывают очень серьезными, а главное — купировать и особенно возместить убытки часто нет никакой возможности. Недополученная прибыль (упущенная выгода) хоть и видна в цифровом выражении, но доказать ее в российских судах все еще невозможно (логичного объяснения этому нет), а взыскивать — не с кого, если только не проводить дорогостоящее подробное частное расследование, но и таких специалистов в России почти нет.

Предлагаем ознакомиться:  Какой закон защищает права потребителей электроэнергии

Чтобы описать процесс экстремизма со стороны покупателей, следует обратиться к конкретным ситуациям. Первая, указанная выше – одна из самых ярких, однако, для лучшего понимания ниже будет представлено несколько показывающих суть потребительского экстремизма жизненных примеров.

Пример 1

Очень часто в ресторанном мире встречается практика экстремистского поведения клиентов. Допустим, официант приносит посетителю суп или любое другое блюдо. Однако, вскоре оказывается в блюде найден чей-то волос, и доказать персоналу, что это виноват не он, достаточно сложно.

Как правило, такие ситуации заканчиваются бесплатным блюдом для посетителей ресторана. Каждый год около 50 тысяч рублей выручки в среднем теряет один ресторан из-за потребительского экстремизма.

Пример 2

Еще один известный способ экстремистского поведения людей – возврат товаров. Например, в розничной сети магазина Х приобретается товар с возможностью возврата в случае технических поломок. Часто бывает так, что люди покупают недорогие товары, пользуются ими около 7 дней, а затем происходит возврат. Естественно, клиент получает деньги обратно, зато товаром или услугой попользоваться он успел вдоволь.

Судебный молоточек, потребительская корзина

Некоторые магазины научились бороться с подобными проблемами, используя функцию починки возвращаемого предмета или замены на новый товар. Поэтому такой способ экстремисты стали использовать все реже.

Пример 3

Следующий пример будет напрямую связан со строительством. Гражданин Х заключает договор на проведение ремонта в своей квартире. В последний день клиент выгнал строителей за то, что они просрочили время проведения ремонта и выполнили работу низкого качества.

Далее потребитель составляет заявление с иском и передает его в суд, где просит возместить ущерб. В итоге дело выигрывает покупатель и получает в несколько раз больше компенсацию, чем потратил при найме строителей для ремонта квартиры.

Подобные ситуации встречаются и в медицине (стоматология), и автосервисах, когда клиент намеренно недоволен качеством обслуживания.

Примеры потребительского экстремизма

Пример 3

Чтобы не показаться однобоким в рассматриваемом вопросе, нужно коснуться вполне благородных причин такого потребительского поведения. Действительно, разве человек виноват в том, что страховщики по полисам ОСАГО годами занижают страховые выплаты, в том, что застройщики сдают квартиры с годовыми же просрочками, в том, что магазины часто продают серую электронику и просроченные продукты?

На мой взгляд, открытый, честный диалог с самой широкой аудиторией — это сегодня единственный правильный метод работы с массовым потребителем. Заказной агрессии, разумеется, нужно давать профессиональный отпор, но отмахиваться от обычного человека нельзя. Сегодня клиент знает, чего он хочет, и готов бороться за свои права, но в этой честной борьбе заинтересованы и продавец или исполнитель, ведь именно так они могут улучшить качество обслуживания.

Понятие

Однако в настоящее время закон никак не описывает меры защиты от потребительского экстремизма, поэтому понятие имеет неформальный характер. Впервые такой случай был зафиксирован в США, когда пожилая дама обожглась чашечкой кофе от McDonald’s. Тогда она выиграла дело, доказав, что на стакане не было предупреждений о высокой температуре. Теперь надпись «Осторожно, горячо!» можно увидеть на каждом стаканчике в любом ресторане быстрого питания.

Предлагаем ознакомиться:  Доверенность уполномочивает кого или кому

Правовая сущность

Юридическая практика связывает потребэкстремизм с двумя статьями. Взаимосвязанные правовые нормы:

  • 10 ГК РФ: пределы осуществления прав потребителей;
  • 159 УК РФ: мошенничество при помощи обмана.

Таким образом, процесс отрицательного поведения может быть доказан благодаря приведённым двум статьям. Поэтому законодательство Российской Федерации не вносит отдельного закона о потребительском экстремизме.

Согласно правовым нормам из приведенных статей, экстремистское поведение покупателей это:

  • действие покупателя с целью нанесения морального или физического вреда продавцу;
  • использование высшего статуса с целью получения выгоды;
  • мошенническое поведение потребителей;
  • действия покупателей против воли продавцов, используя обман или особое отношение к продающему лицу.

Однако ничего не было сказано о защите продавцов, поэтому покупатели начали злоупотреблять нововведенным законом. Хотя многие эксперты юриспруденции до сих пор считают закон о защите прав потребителей – лучшим инструментом регулирования потребительских споров.

Если вникать в понятие экстремистского поведения, то множество составляющих связано с корпоративным шантажом. Если в первом случае речь идет о производителях, то здесь страдают полноценные организации.

Как защититься

Выяснив все теоретические особенности понятия, следует рассмотреть несколько способов защиты от экстремистов. Разберем сначала наиболее простые механизмы защиты, затем сложные.

Это определенный вид собраний, где работодатели или уполномоченные лица собирают недовольных работников с целью воспитательной работы. Такая практика достаточно распространенная и часто используется в современных компаниях. Это помогает напрямую решить проблемы сотрудников и предотвратить появление экстремистов.

Деловой полезный диалог или спокойный расслабленный поможет начальству и сотрудникам найти общий язык, что непременно положительно сказывается на общей деятельности фирмы. Можно также провести приятную презентацию или использовать метод деловых игр.

Главным инструментом метода является общение. Правильно настроить каждого сотрудника на позитивное мышление достаточно сложно, однако это стоит того.

Предлагаем ознакомиться:  Права потребителей при возврате животного

Потребительский экстремизм: как противостоять? - гражданское дело о защите прав продавца

Существует несколько небольших организаций, которые занимаются разрешением споров между продавцом и потребителем. Как правило, это небольшие юридические конторы, решающие спорные вопросы потребителей. Они составляют целое анкетное предложение, где недовольный экстремист должен ответить на все вопросы, а затем побеседовать с психологом.

Такие же шаги нужно провести с обидчиком, для того чтобы найти общее решение. Чаще всего обращение к специалистам происходит при спорах долевой деятельности, где каждый дольщик пытается добиться только своего решения.

Часто многие споры между сторонами связаны с плохо составленными договорами. Советуем перепроверить все нюансы каждого документа, чтобы в пункте разрешения споров было четко указано, как и где решаются проблемы. Этот механизм охотно используется в здравоохранении.

https://www.youtube.com/watch?v=EhmrEu7WWSo

Один из наиболее трудных механизмов защиты от экстремистов. Дело в том, что любой зафиксированный факт (это может быть фото, видео или аудиозапись) способен защитить сотрудника при судебном разбирательстве. Подобные методы очень популярны в сфере образования, где инструментом фиксации является классный журнал, и его строго нельзя изменять.

Оцените статью
Юридическая помощь
Adblock detector