Права и обязанности налогоплательщиков в РФ

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

  • обычных;
  • малых;
  • упрощенцев.

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

Налогоплательщики и налоговые агенты

Налогоплательщиками являются все участники экономической деятельности, которые должны уплачивать налоги и другие обязательные платежи на основании НК РФ — как резиденты, так и нерезиденты. Это могут быть юридические, физические лица, и структуры без образования юридического лица — ИП.

Обязанности налоговых агентов выполняют лица, которые должны удерживать и перечислять в бюджет налоги из доходов, выплачиваемых ими другим лицам в рамках договорных отношений. При этом неважно, являются ли сами агенты плательщиками этих налогов.

Нормы действующего законодательства дают возможность организации являться одновременно налоговым агентом и налогоплательщиком. В этом случае она приобретает права и несет обязанности, относящиеся к обеим категориям.

В общем случае налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты пользуются одними теми же правами.

Налоговый агент, определение которого говорит о «посреднических» функциях с точки зрения уплаты налогов, несет соответствующие обязанности (ст. 24 НК РФ):

  1. Удерживать налоги из доходов, подлежащих уплате налогоплательщикам, и перечислять их в бюджет.
  2. Вести учет по указанным выше суммам, в т.ч. в разрезе налогоплательщиков.
  3. В случае невозможности произвести удержание, письменно сообщить об этом налоговикам в течение месяца.
  4. Хранить документы по удержанным и перечисленным суммам в течение четырех лет и предоставлять их по запросу налоговиков.

Неисполнение обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению налогов влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаты, а также пени (ст. 123 НК РФ).

Срок, с которого

действует налоговая ставка

Объект

налогообложения

Размер налоговой

ставки

Основание

С 1 января 2011 г.

Налоговой база,

определяемая по доходам от операций по

реализации или иного выбытия (в том числе

погашения) долей участия в уставном

капитале российских организаций, а также

акций российских организаций, с учетом

особенностей, установленных ст. 284.2 НК

РФ

0%

п. 4.1 ст. 284 НК

РФ

Срок, с которого

действует налоговая ставка

Виды доходов

Размер налоговой

ставки

Основание

С 1 января 2002 г.

доход в виде

процентов государственным и муниципальным

облигациям, эмитированным до 20января 1997

года включительно

0%

пп. 3 п. 4 ст. 284НК

РФ

доход в виде

процентов облигациям государственного

валютного облигационного займа1999 года,

эмитированным при осуществлении новации

облигаций внутреннего государственного

валютного займа серии III, эмитированных в

целях обеспечения условий, необходимых для

урегулирования внутреннего валютного

долга бывшего Союза ССР и внутреннего

внешнего валютного долга Российской

Федерации

0%

пп. 3 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы в виде

процентов по муниципальным ценным бумагам,

эмитированным на срок не менее трёх лет до 1

января 2007 года

9%

пп. 2 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы в виде

процентов по облигациям с ипотечным

покрытием, эмитированным до 1января 2007

года

9%

пп. 2 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы учредителей

доверительного управления ипотечным

покрытием, полученные на основании

приобретения ипотечных сертификатов

участия, выданных управляющим ипотечным

покрытием до 1 января 2007 года

9%

пп. 2 п. 4 ст. 284НК

РФ

доход в виде

процентов по государственным ценным

бумагам государств-участников Союзного

государства, государственным ценным

бумагам субъекта РФ и муниципальным ценным

бумагам (за исключением ценных бумаг,

указанных выше, и процентного дохода,

полученного российскими организациями по

государственным и муниципальным ценным

бумагам, размещаемым за пределами РФ, за

исключением процентного дохода,

полученного первичными владельцами

государственных ценных бумаг РФ, которые

были получены ими в обмен на

государственные краткосрочные

бескупонные облигации в порядке,

установленном Правительством РФ),

условиями выпуска и обращения которых

предусмотрено получение дохода в виде

процентов

15%

пп. 1 п. 4 ст. 284НК РФ

ВНИМАНИЕ! Вид дохода изменен с 01.01.2010 п. 8 ст.

1 Федерального закона N 41-ФЗ от 05.04.2010. См. вид

дохода, действовавший по 31.12.2009.

доходы в виде

процентов по облигациям с ипотечным

покрытием, эмитированным после 1 января 2007

года

15%

пп. 1 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы учредителей

доверительного управления ипотечным

покрытием, полученные на основании

приобретения ипотечных сертификатов

участия, выданных управляющим ипотечным

покрытием после 1 января 2007года

15%

пп. 1 п. 4 ст. 284НК

РФ

с 1 января 2006

г.

доход в виде

процентов по государственным и

муниципальным облигациям, эмитированным

до 20января 1997 года включительно

0%

пп. 3 п. 4 ст. 284НК

РФ

доход в виде

процентов по облигациям государственного

валютного облигационного займа1999 года,

эмитированным при осуществлении новации

облигаций внутреннего государственного

валютного займа серии III, эмитированных в

целях обеспечения условий, необходимых для

урегулирования внутреннего валютного

долга бывшего Союза ССР и внутреннего и

внешнего валютного долга Российской

Федерации

0%

пп. 3 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы в виде

процентов по муниципальным ценным бумагам,

эмитированным на срок не менее трех лет до 1

января 2007 года

9%

пп. 2 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы в виде

процентов по облигациям с ипотечным

покрытием, эмитированным до 1января 2007

года

9%

пп. 2 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы учредителей

доверительного управления ипотечным

покрытием, полученные на основании

приобретения ипотечных сертификатов

участия, выданных управляющим ипотечным

покрытием до 1 января 2007 года

9%

пп. 2 п. 4 ст. 284НК

РФ

доход в виде

процентов по государственным и

муниципальным ценным бумагам (кроме ценных

бумаг, указанных выше, и процентного

дохода, полученного российскими

организациями по государственным и

муниципальным ценным бумагам, размещаемым

за пределами РФ, за исключением

процентного дохода, полученного

первичными владельцами государственных

ценных бумаг РФ, которые были получены ими

в обмен на государственные краткосрочные

бескупонные облигации в порядке,

установленном Правительством РФ),

условиями выпуска и обращения которых

предусмотрено получение дохода в виде

процентов

15%

пп. 1 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы в виде

процентов по облигациям с ипотечным

покрытием, эмитированным после1 января 2007

года

15%

пп. 1 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы учредителей

доверительного управления ипотечным

покрытием, полученные на основании

приобретения ипотечных сертификатов

участия, выданных управляющим ипотечным

покрытием после 1 января 2007года

15%

пп. 1 п. 4 ст. 284НК

РФ

с 1 января 2005

г.

доход в виде

процентов по государственным и

муниципальным облигациям, эмитированным

до 20января 1997 года включительно

0%

пп. 3 п. 4 ст.

284НК РФ

доход в виде

процентов по облигациям государственного

валютного облигационного займа1999 года,

эмитированным при осуществлении новации

облигаций внутреннего государственного

валютного займа серии III, эмитированных в

целях обеспечения условий, необходимых для

урегулирования внутреннего валютного

долга бывшего Союза ССР и внутреннего и

внешнего валютного долга Российской

Федерации

0%

пп. 3 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы в виде

процентов по муниципальным ценным бумагам,

эмитированным на срок не менее трех лет до 1

января 2007 года

9%

пп. 2 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы в виде

процентов по облигациям с ипотечным

покрытием, эмитированным до 1января 2007

года

9%

пп. 2 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы учредителей

доверительного управления ипотечным

покрытием, полученные на основании

приобретения ипотечных сертификатов

участия, выданных управляющим ипотечным

покрытием до 1 января 2007 года

9%

пп. 2 п. 4 ст. 284НК

РФ

доход в виде

процентов по государственным и

муниципальным ценным бумагам (кроме ценных

бумаг, указанных выше), условиями выпуска и

обращения которых предусмотрено получение

дохода в виде процентов

15%

пп. 1 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы в виде

процентов по облигациям с ипотечным

покрытием, эмитированным после 1 января 2007

года

15%

пп. 1 п. 4 ст. 284НК

РФ

доходы учредителей

доверительного управления ипотечным

покрытием, полученные на основании

приобретения ипотечных сертификатов

участия, выданных управляющим ипотечным

покрытием после 1 января 2007года

15%

пп. 1 п. 4 ст. 284НК

РФ

с 1 января 2002

г.

доход в виде

процентов государственным и муниципальным

облигациям, эмитированным до 20января 1997

года включительно

0%

пп. 2 п. 4 ст. 284НК

РФ

доход в виде

процентов по облигациям государственного

валютного облигационного займа1999 года,

эмитированным при осуществлении новации

облигаций внутреннего государственного

валютного займа серии III, эмитированных в

целях обеспечения условий, необходимых для

урегулирования внутреннего валютного

долга бывшего Союза ССР и внутреннего и

внешнего валютного долга Российской

Федерации

0%

пп. 2 п. 4 ст. 284НК

РФ

доход в виде

процентов по государственным и

муниципальным ценным бумагам (кроме ценных

бумаг, указанных выше), условиями выпуска и

обращения которых предусмотрено получение

дохода в виде процентов

15%

пп. 1 п. 4 ст. 284НК

РФ

Срок, с которого

действует налоговая ставка

Доходы, полученные

в виде дивидендов

Размер налоговой

ставки

Основание

с 1 января 2010

г.

от российских и

иностранных организаций российскими

организациями при условии, что на день

принятия решения о выплате дивидендов

получающая дивиденды организация в

течение не менее 365 календарных дней

непрерывно владеет на праве собственности

не менее чем 50% вкладом (долей) в уставном

(складочном) капитале (фонде) выплачивающей

дивиденды организации или депозитарными

расписками, дающими право на получение

дивидендов, в сумме, соответствующей не

менее 50% общей суммы выплачиваемых

организацией дивидендов

0%

пп. 1 п. 3 ст. 284НК РФ

Внимание! с 01.01.2011 изменен вид дохода и

распространяется на результаты, начиная с

итогов 2010 г.

от российских и

иностранных организаций российскими

организациями, не указанными выше

9%

пп. 2 п. 3 ст. 284НК

РФ

от российских

организаций иностранными

организациями

15%

пп. 3 п. 3 ст. 284НК РФ

Внимание! с 01.01.2011 изменен перечень

документов, подтверждающих право на ставку

15%(абз. 3 и абз. 4 пп. 3 п. 3 ст. 284НК РФ) Изменения

распространяются на результаты, начиная с

итогов 2010 г.

с 1 января 2008

г.

от российских и

иностранных организаций российскими

организациями при условии, что на день

принятия решения о выплате дивидендов

получающая дивиденды организация в

течение не менее 365 календарных дней

непрерывно владеет на праве собственности

не менее чем 50% вкладом (долей) в уставном

(складочном) капитале (фонде) выплачивающей

дивиденды организации или депозитарными

расписками, дающими право на получение

дивидендов, в сумме, соответствующей не

менее 50% общей суммы выплачиваемых

организацией дивидендов, и при условии, что

стоимость приобретения и (или) получения в

соответствии с законодательством РФ в

собственность вклада (доли) в уставном

(складочном) капитале (фонде) выплачивающей

дивиденды организации или депозитарных

расписок, дающих право на получение

дивидендов, превышает 500 млн. рублей

0%

пп. 1 п. 3 ст. 284НК

РФ

от российских и

иностранных организаций российскими

организациями, не указанными выше

9%

пп. 2 п. 3 ст. 284НК

РФ

от российских

организаций иностранными

организациями

15%

пп. 3 п. 3 ст. 284НК

РФ

с 1 января 2005

г.

от российских

организаций российскими организациями и

физическими лицами налоговыми резидентами Российской

Федерации

9%

пп. 1 п. 3 ст. 284НК

РФ

от российских

организаций иностранными

организациями

15%

пп. 2 п. 3 ст. 284НК

РФ

российскими

организациями от иностранных

организаций

15%

пп. 2 п. 3 ст. 284НК

РФ

с 1 января 2002

г.

от российских

организаций российскими организациями и

физическими лицами налоговыми  резидентами

Российской Федерации

6% пп. 1 п. 3 ст. 284НК

РФ

от российских

организаций иностранными

организациями

15%

пп. 2 п. 3 ст. 284НК

РФ

российскими

организациями от иностранных

организаций

15%

пп. 2 п. 3 ст. 284НК

РФ

Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика

Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

  1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
  2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
  3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
  4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
  5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
  6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
  7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
  8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
  9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.

Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).

При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:

  • по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
  • неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.

Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.

Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.

Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.

К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:

  • против налоговой системы;
  • при несоблюдении прав и свобод отдельного налогоплательщика или всех категорий плательщиков налогов и сборов;
  • против совершения плана по исполнению доходной части государственного бюджета;
  • при нарушении порядка ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • нарушения в виде неправильного или несвоевременного предоставления отчетности в контролирующие органы;
  • невыполнение обязанности по уплате налогов или выполнении его с нарушениями.

Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.

При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.

Налогоплательщики и налоговые агенты

Статья 21 НК РФ содержит следующие основные права налогоплательщиков в Российской Федерации:

  1. Получать бесплатную информацию (в т.ч. письменные разъяснения) по законодательству о налогах и сборах и особенностях его применения.
  2. Пользоваться налоговыми льготами при наличии законных оснований.
  3. Получать различные формы рассрочки по уплате налогов, предусмотренные НК РФ.
  4. Проводить сверки расчетов совместно с налоговиками, а в случае обнаружения переплаты — провести возврат или зачет в установленный срок.
  5. При проведении выездных налоговых проверок – присутствовать, получать копии материалов проверки и участвовать в их рассмотрении.
  6. Лично представлять свои интересы, либо пользоваться услугами представителя (в частности — давать пояснения, связанные с расчетом и уплатой налогов, в т.ч. в рамках налоговых проверок).
  7. Требовать соблюдения законодательства и не выполнять незаконные распоряжения должностных лиц.
  8. Обжаловать указанные незаконные распоряжения или иные действия, если они имели место.
  9. Требовать сохранения налоговой тайны.
  10.  В случае получения убытков от незаконных действий налоговых и иных контролирующих органов — возместить их в полном объеме.

Права налогоплательщиков обеспечиваются тем, что должностным лицам контролирующих органов закон определяет соответствующие обязанности.

Кроме прав налогоплательщик имеет и обязанности (ст. 23 НК РФ). В качестве основных можно выделить три обязанности налогоплательщика:

  1. Встать на учет в налоговых органах.
  2. Уплачивать законно установленные налоги и другие обязательные платежи.
  3. Вести налоговый учет, хранить соответствующие документы в течение 4 лет и своевременно предоставлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность.

Кроме того, налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговые органы информацию:

  1. О случаях участия в российских и иностранных организациях с долей более 10% (кроме ООО и хозяйственных обществ) — в месячный срок.
  2. О созданных обособленных подразделениях — в месячный срок, о закрытии «обособок» — в трехдневный срок.
  3. О ликвидации, реорганизации, банкротстве — в трехдневный срок.
  4. Иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (по запросу) — в пятидневный срок.
  5. Физические лица, владеющие объектами, облагаемыми транспортным налогом, налогом на землю или на имущество, и не получившие уведомления на уплату налога от ИФНС, обязаны сообщить налоговикам сведения об этих объектах до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом.

Права и обязанности налогоплательщиков НК РФ и другие нормативные акты увязывают с регламентацией деятельности налоговиков и иных уполномоченных органов. Таким образом, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов дополняют друг друга, образуя налоговую систему.

Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:

  1. Необходимость расчета и уплаты налогов и сборов по установленным законодательством ставкам.
  2. Своевременное и полное отражение доходной и расходной частей в процессе деятельности.
  3. Юридическим лицам предписывается обязательное ведение наравне с бухгалтерским учетом налогового.
  4. Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.

  5. Сдавать в налоговый орган декларации по уплачиваемым налогам и сборам, страховым взносам, представлять бухгалтерскую отчетность.
  6. Применение в определенных законодательством случаях бланков строгой отчетности и ККТ.
  7. Предоставлять в ИФНС необходимые для определения сумм налоговых платежей документы и сведения.

Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:

  • открытие расчетных счетов в банковских учреждениях;
  • создание структурных подразделений на территории РФ;
  • намерение закрыть обособленное подразделение;
  • наделение обособленного подразделения более широкими полномочиями в области финансовой деятельности;
  • участие в капитале иностранных и российских предприятий;
  • начало процедуры банкротства;
  • смена места жительства или деятельности.

На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).

Важно! Срок хранения налоговых отчетов установлен в пределах 4 лет, но по закону «О бухгалтерском учете» все виды первичной и отчетной документации должны храниться на предприятии не менее 5 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.

Предлагаем ознакомиться:  Могут ли коллекторы приехать домой
Оцените статью
Юридическая помощь
Adblock detector