Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Земельное право. Тема 5. Право собственности и иные права на землю по законодательству Российской Федерации || Право публичной собственности на землю понятие и основные особенности

Государственное управление в области использования и охраны земель

1. Понятие и общая
характеристика государственного
управления в области использования и
охраны земель

2. Виды государственного
управления в области использования и
охраны земель и органы, осуществляющие
эти виды управления

– государственный
земельный кадастр

– мониторинг
земель

– землеустройство

– государственный
земельный контроль

  • предоставление
    и изъятие земель.

1) цель государственного
управления в области использования и
охраны земель

2) требования,
предъявляемые к государственному
управлению в области использования и
охраны земель

3) юридические
основания данной проблемы

Земельное право. Тема 5. Право собственности и иные права на землю по законодательству Российской Федерации || Право публичной собственности на землю понятие и основные особенности

1) местом управления
среди других правовых институтов
земельного права По своему характеру
гос. управление играет служебную роль
по отношению к праву собственности и
праву землепользования. Потому что
государство, предоставляя земельные
участки, изымая их» осуществляя гос.
земельный контроль, реализует тем самым
свои правомочия собственника =>
управление – это средство реализации
государством своих правомочий.

2) задачами земельного
законодательства

Требования,
предъявляемые к государственному
управлению

1) целью управления

2) характером
объекта управленческих отношений (т.е.
характером земли как эколого-экономической
категории). Управление призвано обеспечить
разумное сочетание экономических и
экологических факторов (интересов).

Юридические
основания данной проблемы

  1. право государственной
    собственности на землю. В советский
    период земля находилась исключительно
    в гос. собственности.

  2. право политического
    верховенства: государство действует
    как политический суверен, реализуя
    властные полномочия на территории всей
    страны.

В советское время
эти основания находились на одном
уровне, выполнялись государством
одинаково. В настоящее время государство
остаётся крупным собственником, т.е.
значение первого основания несколько
снизилось, значение второго -осталось
прежним.

Гос. управление
осуществляется в отношении земли в её
триединстве; земли как главного природного
ресурса; земли, выступающей основой
жизни и деятельности народов, проживающих
на данной территории => управление
должно быть гибким, оперативным,
соответствовать потребностям современного
времени (условиям рынка и рыночной
экономики).

Гос. управление
характеризуется динамизмом. Динамизм
проявляется в том, что гос. управление
не является раз и навсегда созданной,
застывшей, аморфной категорией, оно
претерпевает различные изменения в
зависимости от тех преобразований,
которые происходят в обществе, экономике
и земельных отношениях. Происходящие
преобразования влекут изменения в
системе управления, меняются задачи и
функции органов.

Указ Президента
РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре исполнительных
органов государственной власти»:

  • Государственный
    комитет по земельной политике был
    упразднён, а его функции частично
    переданы Министерству имущественных
    отношений, а другая, большая часть
    функций передана Федеральной
    государственной службе земельного
    кадастра

  • Государственный
    комитет по охране окружающей природной
    среды был упразднён, а его функции
    переданы Министерству природных
    ресурсов.

Государственное
управление в области использования и
охраны земель – это исполнительно-распорядительная
государственная деятельность гос.
органов, направленная на реализацию
принадлежащих государству правомочий
собственника и носителя политической
власти на всей территории, направленная
на рациональное использование и охрану
земель.

Гос. управление
тесно связано с принципами земельного
законодательства (органы осуществляют
их реализацию через принимаемые ими
решения).

Гос. управление в
области использования и охраны земель
связано с управлением иными сферами
экономики страны. Например: с гос.
управлением сельским хозяйством,
агропромышленным комплексом (там земля
используется как главное средство
производства). Такое управление сельским
хозяйством осуществляет Министерство
сельского хозяйства. Гос. управление в
области использования и охраны земель
связано с управлением другими природными
ресурсами (недро-, водо-, лесопользованием).

1) единством самого
земельного фонда РФ (ст.7 ЗК РФ)

2) единством
принципов земельного законодательства
как ориентиром в правовом регулировании
земельных отношений

3) единством задач
земельного законодательства

4) единством свойств
земли

Дифференциация
обусловлена делением единого гос-венного
земельного фонда РФ на составные части
(категории). Каждая категория имеет свою
специфику управленческой деятельности.

Нужно сравнить
определения ЗК РСФСР 1991 года (ст.56) и ЗК
РФ 2001 года (ст.77).

В ст.56 ЗК РСФСР
землями сельскохозяйственного назначения
признаются земли, предоставленные для
нужд сельского хозяйства или предназначенные
для этих целей.

В данном определении
выделяются 2 положения:

  1. землями с/х
    назначения признавались земли, которые
    уже предоставлены для этих целей и
    находятся в с/х обороте

  2. землями с/х
    назначения признавались земли, которые
    предназначались для этих целей.

Такой
вывод соответствует ст.80 нового ЗК РФ:
в составе земель с/х назначения создаётся
фонд перераспределения земель для с/х
производства.

Предлагаем ознакомиться:  Заяаление участковому на соседей последствия

Статья 80. Фонд
перераспределения земель

1.
В целях перераспределения земель для
сельскохозяйственного производства,
создания и расширения
крестьянских (фермерских) хозяйств,
личных подсобных хозяйств, ведения
садоводства,
животноводства, огородничества,
сенокошения, выпаса скота в составе
земель сельскохозяйственного
назначения создается фонд перераспределения
земель.

Согласно
ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного
назначения признаются земли за
чертой поселений,
предоставленные для нужд сельского
хозяйства, а также предназначенные
для этих целей.

Законодатель
провёл чёткое отграничение земель с/х
назначения от земель других категорий.

Земельные
участки в черте поселения (даже
используемые для получения с/х продукции)
не будут относиться к землям с/х назначения
– это земли поселений.

Земли
с/х назначения являются одной из важных
категорий земельного фонда России.

1) земли
данной категории поставлены на первое
место во всех земельных кодексах (т.к.
законодатель понимает особую ценность,
значимость этих земель).

Шарпаев
В.И. Продовольственная безопасность в
России: проблемы, состояние // Проблемы
совершенствования
экологического, аграрного и земельного
законодательства. Екатеринбург, 1998

  1. земли с/х назначения
    в своей значительной части используются
    в качестве основного средства производства
    в с/х.

  2. ограниченность
    земель с/х назначения

За
последние 15 лет около 4 млн. гектаров
земель были выведены из с/х оборота и
использованы
для других (не с/х) целей.

4) по
оценке экспертов Всемирного банка весь
земельный фонд России оценивается в
5 трлн. $, земли с/х назначения – 1 трлн. $.
Эти данные занижены.

По
данным 1997 года земельный фонд России
составляет 1 млрд. 709,8 млн. га, из
них 607,5 млн. га – земли с/х назначения.

В США получают
урожай в количестве 35-40 центнеров с
гектара, в России – 15-17 центнеров с
гектара.

С/х
землепользование имеет определённый
приоритет перед другими видами, который
выражается в следующем:

  1. земли с/х назначения
    предоставляются только для с/х целей

  2. хозяйственная
    эксплуатация этих земель должна не
    только не ухудшить их состояние,
    но
    и способствовать восстановлению этих
    земель и повышению плодородия.

Приоритет права
с/х землепользования обусловливает
особенности правового режима этих
земель:

  1. необходимо
    обеспечить охрану в целом всех земель
    с/х назначения, но должна вестись
    усиленная
    охрана пахотных земель (пашни)

  2. нужно обеспечить
    повышение плодородия земель

  3. необходимо не
    допускать выведения земель с/х назначения
    из с/х оборота.

ч.4
ст.79 ЗК РФ: Особо ценные продуктивные
сельскохозяйственные угодья, в том
числе сельскохозяйственные
угодья опытно-производственных
подразделений научно-исследовательских
организаций и учебно-опытных подразделений
образовательных учреждений высшего
профессионального образования,
сельскохозяйственные угодья, кадастровая
стоимость которых
существенно превышает средне районный
уровень, могут быть в соответствии с
законодательством субъектов РФ включены
в перечень земель, использование которых
для других целей не допускается.

В
то же время в исключительных случаях
допускается изъятие (выкуп) с/х угодий
с кадастровой
оценкой, превышающей среднерайонный
уровень, для не с/х целей. Только при
отсутствии иных вариантов размещения
объектов.

Понятие земель
с/х назначения дано в ст.77 ЗК РФ.

Землями
сельскохозяйственного назначения
признаются земли за чертой поселений,
предоставленные
для нужд сельского хозяйства, а также
предназначенные для этих целей (ч.1
ст.77 ЗК РФ).

Выделяется 3 вида
(группы) земель:

  1. сельскохозяйственные
    угодья – пашни, сенокосы, пастбища,
    залежи, земли,
    занятые
    многолетними насаждениями (садами,
    виноградниками и другими)

  2. земли, предназначенные
    для нужд сельского хозяйства. Их много.

Это
земли, занятые внутрихозяйственными
дорогами, коммуникациями,
древесно-кустарниковой
растительностью, предназначенной для
обеспечения защиты земель от воздействия
негативных (вредных) природных,
антропогенных и техногенных явлений,
замкнутыми
водоемами, а также зданиями, строениями,
сооружениями, используемыми для
производства, хранения и первичной
переработки сельскохозяйственной
продукции (ч.2 ст.77 ЗК РФ). Это земли за
пределами поселений.

35. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

– всем гражданам
и юридическим лицам в собственность
или аренду

– отдельным
юридическим лицам

– отдельным
гражданам

Предоставление
земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной
собственности, в собственность граждан
и юридических лиц осуществляется за
плату. Предоставление земельных участков
в собственность граждан и юридических
лиц может осуществляться бесплатно в
случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие
трех и более детей, имеют право приобрести
бесплатно, в том числе для индивидуального
жилищного строительства, без торгов и
предварительного согласования мест
размещения объектов находящиеся в
государственной или муниципальной
собственности земельные участки в
случаях и в порядке, которые установлены
законами субъектов Российской Федерации.

Предлагаем ознакомиться:  Какие документы нужно менять при смене прописки в другом регионе

Не допускается
отказ в предоставлении в собственность
граждан и юридических лиц земельных
участков, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, за
исключением случаев:

  • изъятия земельных
    участков из оборота;

  • установленного
    федеральным законом запрета на
    приватизацию земельных участков;

  • резервирования
    земель для государственных или
    муниципальных нужд.

Не допускается
отказ в предоставлении в собственность
граждан и юридических лиц земельных
участков, ограниченных в обороте и
находящихся в государственной или
муниципальной собственности, если
федеральным законом разрешено
предоставлять их в собственность граждан
и юридических лиц.

Иностранным
гражданам, лицам без гражданства и
иностранным юридическим лицам в
соответствии с настоящей статьей
земельные участки предоставляются в
собственность только за плату, размер
которой устанавливается Кодексом.

Предоставление
земельных участков для строительства
из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности,
осуществляется с проведением работ по
их формированию:

  1. без предварительного
    согласования мест размещения объектов;

  2. с предварительным
    согласованием мест размещения объектов.

определение
разрешенного использования земельного
участка;

определение
технических условий подключения объектов
к сетям инженерно-технического обеспечения
и платы за подключение объектов к сетям
инженерно-технического обеспечения
(далее – плата за подключение);

принятие решения
о проведении торгов (конкурсов, аукционов)
или предоставлении земельных участков
без проведения торгов (конкурсов,
аукционов);

публикация
сообщения о проведении торгов (конкурсов,
аукционов) или приеме заявлений о
предоставлении земельных участков без
проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение
торгов (конкурсов, аукционов) по продаже
земельного участка или продаже права
на заключение договора аренды земельного
участка или предоставление земельного
участка в аренду без проведения торгов
(конкурсов, аукционов) на основании
заявления гражданина или юридического
лица, заинтересованных в предоставлении
земельного участка.

  1. подписание
    протокола о результатах торгов
    (конкурсов, аукционов) или подписание
    договора аренды земельного участка в
    результате предоставления земельного
    участка без проведения торгов (конкурсов,
    аукционов).

1) выполнением
международных обязательств Российской
Федерации;

2) размещением
следующих объектов государственного
или муниципального значения при
отсутствии других вариантов возможного
размещения этих объектов:

  • объекты федеральных
    энергетических систем и объекты
    энергетических систем регионального
    значения;

  • объекты использования
    атомной энергии;

  • объекты обороны
    и безопасности;

  • объекты федерального
    транспорта, путей сообщения, информатики
    и связи, а также объекты транспорта,
    путей сообщения, информатики и связи
    регионального значения;

  • объекты,
    обеспечивающие космическую деятельность;

  • объекты,
    обеспечивающие статус и защиту
    Государственной границы Российской
    Федерации;

  • линейные объекты
    федерального и регионального значения,
    обеспечивающие деятельность субъектов
    естественных монополий;

  • объекты электро-,
    газо-, тепло- и водоснабжения муниципального
    значения;

  • автомобильные
    дороги федерального, регионального
    или межмуниципального, местного
    значения;

3) иными обстоятельствами
в установленных федеральными законами
случаях, а применительно к изъятию, в
том числе путем выкупа, земельных
участков из земель, находящихся в
собственности субъектов Российской
Федерации или муниципальной собственности,
в случаях, установленных законами
субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок
изъятия, в том числе путем выкупа,
земельных участков для государственных
или муниципальных нужд устанавливаются
статьей 55 настоящего Кодекса.

36. Конфискация земельного участка. Основания и порядок реквизиции земельного участка.

Конфискация –
имущество может быть безвозмездно
изъято у собственника по решению суда
в виде санкции за совершение преступления
или иного правонарушения.

Реквизиция –
изъятие у собственника имущества по
решению государственных органов в
случаях стихийных бедствий, аварий,
эпидемий, эпизоотий и при иных
обстоятельствах, носящих чрезвычайный
характер, в порядке и на условиях,
установленных законом, с выплатой
стоимости имущества.

1. В случаях стихийных
бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий
и при иных обстоятельствах, носящих
чрезвычайный характер, имущество в
интересах общества по решению
государственных органов может быть
изъято у собственника в порядке и на
условиях, установленных законом, с
выплатой ему стоимости имущества
(реквизиция).

2. Оценка, по которой
собственнику возмещается стоимость
реквизированного имущества, может быть
оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество
которого реквизировано, вправе при
прекращении действия обстоятельств, в
связи с которыми произведена реквизиция,
требовать по суду возврата ему
сохранившегося имущества.

В случае невозможности
возврата реквизированного земельного
участка его собственнику возмещается
рыночная стоимость этого земельного
участка, устанавливаемая в соответствии
со статьей 66 настоящего Кодекса, или по
его желанию предоставляется равноценный
земельный участок.

В случае наступления
обстоятельств, указанных в пункте 1
настоящей статьи, при отсутствии
необходимости реквизиции земельного
участка он может быть временно, на период
действия этих обстоятельств, занят для
использования в целях, указанных в
пункте 1 настоящей статьи, с возмещением
собственнику земельного участка убытков,
причиненных в связи с временным
ограничением его прав.

Предлагаем ознакомиться:  Договор заключен на неопределенный срок образец

Оценка, в соответствии
с которой собственнику земельного
участка компенсируются стоимость
реквизированного земельного участка,
убытки, причиненные в связи с его
реквизицией или временным ограничением
его прав, может быть оспорена собственником
земельного участка в судебном порядке.

Особенная часть Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

  1. Понятие и состав
    (структура) земель с/х назначения. Роль
    и значение земель с/х назначения в
    решении проблемы продовольственной
    независимости России.

  2. Субъектный состав
    и формы пользования землями с/х назначения

  3. Права и обязанности
    субъектов на землях с/х назначения

  4. Управление
    в области использования и охраны земель
    с/х назначения. Правовой
    режим земель сельскохозяйственного
    назначения

По ЗК 1991 г. земли
этого фонда включались в состав земель
запаса, новый ЗК РФ 2001 г. отнёс земли
этого фонда к землям с/х назначения.

Фонд
перераспределения земель формируется
за счет земельных участков из земель
с/х
назначения, поступающих в этот фонд:

  1. при добровольном
    отказе от земельного участка;

  2. если нет наследников
    ни по закону, ни по завещанию, либо ни
    один из наследников не принял наследство,
    либо все наследники лишены завещателем
    наследства, либо наследник отказался
    от наследства в пользу государства или
    отказался от наследства без указания,
    в пользу кого он отказывается от
    наследства;

  3. при
    принудительном изъятии земельного
    участка в случаях, предусмотренных ЗК
    РФ и федеральными
    законами (при прекращении прав на
    земельный участок).

Основания указаны
в ст.284 – 287 ГК РФ.

Согласно
п. 11 ст.З ФЗ «О введении в действие
земельного кодекса РФ» от 25 октября
2001 года: со дня введения в действие ЗК
РФ (30 октября 2001 г.) в фонд перераспределения
земель включаются все земли, находившиеся
на день введения в действие ЗК РФ в
образованных в соответствии с Указом
Президента РФ от 27 декабря 1991
года № 323 “О неотложных мерах по
осуществлению земельной реформы в
РСФСР” фондах
перераспределения земель.

Земли с/х назначения
подлежат особой охране.

Земли с/х использования
могут включаться в состав иных категорий
земель:

  • земли поселений
    (п.6 ч.1 ст.85 ЗК РФ)

  • земли лесного
    фонда (п.5 ст. 101 ЗК РФ).

В этом случае
особой охране земли не подлежат.

Земельная
реформа началась с подготовки правовой
базы, правового фундамента. На
этом этапе были приняты такие законы,
как

  • Закон «О социальном
    развитии села»

  • закон РСФСР от 23
    ноября 1990 г. “О земельной реформе”
    (в настоящее время утратил силу)

  • закон РСФСР «О
    крестьянском (фермерском) хозяйстве»
    от 22 ноября 1990 г. (в настоящее время
    утратил силу)

  • ЗК РСФСР от 25апреля
    1991 г. (в настоящее время утратил силу)

  • Конституция РФ
    1993 г.

  • Указ Президента
    РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 “О неотложных
    мерах по осуществлению земельной
    реформы в РСФСР”

  • Указ Президента
    РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 “О регулировании
    земельных отношений и развитии аграрной
    реформы в России”

  • Указ Президента
    РФ «О реализации конституционных прав
    граждан на землю». 1997 г.

  • Постановление
    правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О
    порядке реорганизации колхозов и
    совхозов»

В настоящее время
действуют:

  • ФЗ «О государственном
    земельном кадастре» от 02 января 2000 г.
    ^ ЗК РФ 2001г.

  • ФЗ
    «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. №
    78-ФЗ

  • ФЗ
    «О разграничении государственной
    собственности на землю» от 17 июля 2001
    г. № 101-ФЗ

  • ФЗ
    «Об обороте земель сельскохозяйственного
    назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ

  • ФЗ «О крестьянском
    (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003
    года № 74-ФЗ

  • ФЗ «О личном
    подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года
    № 112-ФЗ

Особенная часть Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

1. Понятие и общая
характеристика права собственности на
землю

2. Формы собственности
на землю

3. Субъекты права
собственности на землю (основания
возникновения и прекращения права
собственности на землю)

4. Содержание права
собственности на землю

5. Сделки по поводу
земли. Земельный рынок.

Литература:

  • «Общая
    теория советского земельного права»,
    1983. Глава 10

  • Крассов О.И. «Право
    частной собственности на землю:
    купля-продажа, аренда, приватизация,
    судебная защита», 1995

  • Крассов О.И. «Право
    частной собственности на землю», 2000

Законодательство:

  • Конституция РФ
    (ст.9, 35, 36 и др.)

  • ЗКРФ(ст.15-19)

  • Закон Свердловской
    области от 29 декабря 1995 г. «О регулировании
    земельных отношений на территории
    Свердловской области» (глава 5)

  • ФЗ «О разграничении
    государственной собственности на
    землю» от 17 июля 2001 г.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector