Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Проверяет ли налоговая справки на предоставление вычета

Налоговое законодательство о проверках

Целью проверок НДФЛ является контроль за соблюдением налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.

Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются на основании ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога (п. 2 ст. 226 НК РФ). Из названных норм следует, что контролирующие органы будут проверять:

  • порядок определения налоговой базы;
  • правильность применения налоговой ставки;
  • правильность предоставления налоговых вычетов;
  • своевременность и полноту перечисления налога в бюджет.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Напомним, что в силу п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки.

Порядок проведения и особенности камеральных проверок установлены ст. 88 НК РФ, выездных – ст. 89 НК РФ.

Напомним основные моменты, связанные с проведением названных налоговых проверок. Камеральные проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа, выездные – на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может быть проведена по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Основные отличительные черты камеральной проверки:

  • проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • осуществляется на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Могут ли налоговые органы затребовать дополнительные документы при проведении камеральной проверки? Согласно п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 или представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено Налоговым кодексом.

В каких случаях налоговые органы вправе требовать дополнительную информацию? Соответствующие нормы содержатся в п. 3 ст. 88 НК РФ: если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученных им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Вопрос: Адвокатский кабинет представил в инспекцию налоговую декларацию по НДФЛ (ф. 3-НДФЛ). Вправе ли налоговый орган при сдаче указанной отчетности требовать приложения банковских выписок с расчетного счета?

На основании пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ необходимые пояснения и документы представляются налогоплательщиками только в определенных случаях. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено (п. 7 ст. 88). Согласно п. п. 6, 8 и 9 ст.

Проверяет ли налоговая справки на предоставление вычета

Представление вместе с налоговыми декларациями по НДФЛ банковских выписок с расчетного счета адвоката, учредившего адвокатский кабинет, ст. 88, гл. 23 и 24 НК РФ не предусмотрено. Однако на основании пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обязаны по запросу налогового органа представлять Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Такие разъяснения приведены в Письме УФНС по г. Москве от 16.03.2009 N 20-15/2/022841@.

Вправе ли налоговый орган принудительно изъять документы, которые в рамках проведения камеральной проверки были истребованы, но не представлены налогоплательщиком (налоговым агентом)? В ст. 94 НК РФ установлено, что выемка производится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 1 ст. 94).

Следовательно, налоговый орган не вправе принудительно изъять у налогоплательщика документы в рамках камеральной налоговой проверки.

К сожалению, судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Так, есть решения, в которых судьи настаивают на том, что при камеральной проверке изъятие документов невозможно (Постановления ФАС МО от 27.03.2006 N КА-А40/2256-06, ФАС ЗСО от 01.07.2009 N Ф04-3822/2009(9598-А70-41)). Однако есть постановления, в которых указано, что принудительно изымать документы при “камералке” можно (Постановления ФАС СЗО от 09.02.2005 N А05-2050/04-18, ФАС УО от 01.11.2005 N Ф09-4928/05-С2, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2007 N А56-3449/2007).

Что касается выездных проверок, налоговый орган имеет право проверить только период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не установлено этой статьей. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена такая декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Каким правовым актом устанавливается соотношение классных чинов

Отметим, что в ст. 89 речь идет о выездной налоговой проверке налогоплательщика. В отношении НДФЛ работодатели не являются налогоплательщиками, а выступают в качестве налоговых агентов. В этой связи приведем норму п. 17 ст. 89 НК РФ: правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов и налоговых агентов.

Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. При этом основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  • истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.

В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Проверка формирования налоговой базы по НДФЛ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

  • коллективный договор, штатное расписание, трудовые договоры с работниками, гражданско-правовые договоры на выполнение работ и оказание услуг, заключенные с физическими лицами;
  • положение о премировании, приказы о назначении и выплате премий, материальной помощи, других выплат;
  • документы по учету труда, рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда (табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, расчетно-платежные ведомости, записка-расчет об исчислении среднего заработка {amp}lt;2{amp}gt;);
  • оборотно-сальдовые ведомости по счетам 70, 71, 73, 50, 94, а также аналитика по данным счетам. Если организация выплачивала сотрудникам доходы в натуральном виде, проверяются применяемые цены (счета 10, 41, 43, 45);
  • регистры налогового учета. Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговый агент должен разработать форму такого регистра самостоятельно. При этом она должна содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления в бюджетную систему РФ налога, реквизиты соответствующего платежного документа.

Истребование документов контролирующими органами

Истребование документов при проведении налоговой проверки регулируется ст. 93 НК РФ. Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Процедура истребования документов выглядит следующим образом:

  • требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  • документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного указанным пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы;
  • в течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Предлагаем ознакомиться:  Учебный отпуск на преддипломную практику

Обратите внимание! В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков).

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Отдельно остановимся на нормах ст. 93.1 НК РФ, которой определяется порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Согласно п. 1 данной статьи должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

К сведению. Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ позволяет истребовать только документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. К такому выводу пришел Президиум ВАС в Постановлении от 18.10.2011 N 5355/11.

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Истребование информации осуществляется в следующем порядке:

  • налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация);
  • в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации);
  • лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Вопрос: Предусмотрен ли ст. 93.1 НК РФ перечень лиц, которые понимаются под “иными лицами”? Вправе ли налоговый орган на основании ст. 93.1 НК РФ истребовать у работника организации, осуществляющего деятельность по трудовому или гражданско-правовому договору, документы (информацию), касающиеся деятельности этой организации?

В Письме от 18.07.2012 N 03-02-08/58 Минфином представлены следующие разъяснения по данному вопросу: в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) должностное лицо налогового органа в случаях, указанных в п. п. 1 и 2 вышеназванной статьи Кодекса, вправе истребовать документы (информацию) у контрагента, у участников сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), или располагающих информацией о конкретной сделке. При этом ст. 93.1 Кодекса не предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под “иными лицами”.

Налоговый орган вправе истребовать у физического лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, или информацией о конкретной сделке, такие документы (информацию).

Если же физическое лицо не располагает указанными документами, то об этом сообщается налоговому органу (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Следует отметить, что отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). Напомним, что неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение сведений налоговым инспекторам повлечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

К сведению. Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.

4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Согласно п. 2 названной статьи непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влекут взыскание штрафа в размере 10 000 руб.

Предлагаем ознакомиться:  Минимальный процент застройки земельного участка

Проверяет ли налоговая справки на предоставление вычета

Налоговая база по НДФЛ в отношении доходов, к которым применяется налоговая ставка 13%, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 – 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23 “Налог на доходы физических лиц” (п. 3 ст. 210 НК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Для получения стандартных вычетов налогоплательщик представляет работодателю – налоговому агенту заявление, к которому прилагаются копии документов, подтверждающих право на соответствующий вычет. Напомним, что согласно ст. 218 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих налоговых вычетов:

  1. в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода. Он распространяется на лиц, участвовавших в ликвидации последствий радиоактивных аварий, испытаниях ядерного оружия, на инвалидов Великой Отечественной войны, а также на военнослужащих, ставших инвалидами (перечень таких лиц приведен в пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ). При проверке правильности предоставления данного вычета налоговики вправе затребовать следующие документы:
  • копию удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС {amp}lt;3{amp}gt;;
  • копию удостоверения участника ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча {amp}lt;4{amp}gt;;
  • копии удостоверений Героя СССР, Героя РФ (Указ Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 “О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации” (далее – Указ N 1099), Постановление Президиума ВС СССР от 11.06.1980 N 2260-X “О порядке вручения государственных наград СССР” (далее – Постановление N 2260-X));
  • копию удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, образец бланка которого утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122 “Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны” (далее – Постановление N 1122);
  • копию удостоверения ветерана боевых действий, образец бланка которого утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 “Об удостоверении ветерана боевых действий”;
  • справку ВТЭК, в которой в качестве причины инвалидности указано ранение (контузия, увечье), полученное при исполнении воинской службы, или заболевание, связанное с пребыванием на фронте. Форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н “О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления” (далее – Приказ N 1031н);
  1. в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода. Он распространяется на Героев СССР и Героев России, участников Великой Отечественной войны, “блокадников”, бывших узников концлагерей, инвалидов с детства, инвалидов I и II групп, а также на родителей и супругов военнослужащих, погибших при защите страны (пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ). При проверке правильности предоставления этого вычета сотрудники налогового органа вправе потребовать следующие документы:
  • копию удостоверения “Жителю блокадного Ленинграда”. Это удостоверение выдается к знаку “Жителю блокадного Ленинграда”, который учрежден Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 23.01.1989 N 5;
  • копию удостоверения узника концлагеря (Постановление Минтруда России от 07.07.1999 N 21 “Об утверждении Порядка выдачи удостоверений о праве на льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны”);
  • справку ВТЭК, подтверждающую инвалидность. Форма данной справки утверждена Приказом N 1031н;
  • копию удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, образец бланка которого утвержден Постановлением N 1122;
  • копии удостоверений Героя СССР, Героя России (Указ N 1099, Постановление N 2260-X);
  1. в размере 1400 руб. (на первого и на второго ребенка) или 3000 руб. (на третьего и каждого последующего ребенка, а также на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) за каждый месяц налогового периода. Он распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). При проверке правильности предоставления данного вычета к заявлению должны быть приложены:
  • копии свидетельства о рождении ребенка;
  • копии паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или копию свидетельства о регистрации брака;
  • справки с места жительства родителя соответствующей жилищно-эксплуатационной организации (Единого информационно-расчетного центра), либо справки товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, либо городской, поселковой или сельской администрации. Кроме того, факт совместного проживания детей с родителями может быть установлен в судебном порядке;
  • копии договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;
  • копии удостоверения приемного родителя.
Оцените статью
Юридическая помощь
Adblock detector