Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Рассмотрение конституционным судом дел о конституционности законов по запросам судов

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ

Форма обращения – ходатайство

а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ

Эти органы вправе обратиться, а также Президент РФ при применении согласительных процедур (ст.85 Конституции РФ)

1)оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ;

2)спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;

3)спор не был или не может быть разрешен иным способом;

4)заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами государственной власти;

5)заявитель ранее обращался к указанным органам власти с письменным заявлением о нарушении ими компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;

6)в течение месяца со дня получения письменного заявления не были устранены указанные в нем нарушения;

7)в случае обращения соответствующего органа государственной власти к Президенту РФ с просьбой об использовании согласительных процедур Президент в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.

Пределы проверки

принципа разделения властей;

разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, ;

разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ, установленного Конституцией РФ , Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий

Если появляется необходимость рассмотреть акт, являющийся

Предлагаем ознакомиться:  Расходы по уголовному делу не подлежат взысканию по нормам ГПК

предметом спора о компетенции, с точки зрения его соответствия Конституции РФ по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие,

это возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности нормативных актов.

Пределы проверки

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ

ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

Рассмотрение конституционным судом дел о конституционности законов по запросам судов

Форма обращения – коллективная или индивидуальная жалоба

граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле,

объединения граждан,Уполномоченный по правам человека в РФ

1)закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2)закон применен в конкретном деле, рассмотрение

которого завершено в суде

Суд может приостановить исполнениерешения или производство по делу

Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применениюв рассматриваемом им конкретном деле

В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются

Другие законы

Закон РСФСР о судоустройстве – 1981 (почти не действует)

ФЗ о судебном департаменте при Верховном Суде РФ – 1998

Рассмотрение конституционным судом дел о конституционности законов по запросам судов

ФЗ об органах судейского сообщества – 2002

ФЗ о присяжных заседателях – 2004

Потенциальная сила судебной власти

Статья 46.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 53.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их

должностных лиц.

Компетенция Конституционного Суда РФпо непосредственной защите прав граждан

ФКЗ о Конституционном Суде РФ (ст.97)

Предлагаем ознакомиться:  Досудебная претензия по ущербу залива ук срок ответа

2)закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Компетенция судов общей юрисдикции по защите прав граждан

–по заявлениям граждан, организаций, прокурора об

оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не

отнесено федеральным законом к компетенции иных

судов;

Рассмотрение конституционным судом дел о конституционности законов по запросам судов

–по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия)органов государственной власти, органов

местного самоуправления, должностных лиц,

государственных и муниципальных служащих;

–по заявлениям о защите избирательных правили права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации;

– иные дела, возникающие из публичныхправоотношенийи отнесенные федеральным законом к

ведению суда.

Верховный Суд Российской Федерации

об оспаривании ненормативных правовыхактовПрезидента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

Рассмотрение конституционным судом дел о конституционности законов по запросам судов

об оспаривании нормативных правовых актов

Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих

права, свободы и законные интересы

граждан и организаций.

Компетенция арбитражных судов по защите прав граждан

об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сферепредпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

об оспаривании ненормативных правовых актоворганов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Институциональные факторы зависимости судей

Решающая роль председателей судовИзбрание Председателя и заместителей

Председателя Верховного, Высшего арбитражного, а теперь и Конституционного судов(на 6 лет)

Назначение председателей федеральных судов (6 лет)

Зависимость ККС от председателей судов

Расширение оснований для прекращения полномочий судей: совершение поступка, умаляющего авторитет

Предлагаем ознакомиться:  Плательщик по договору третье лицо

судебной власти (ранее: за совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи)

Формирование Конституционного Суда РФ

Состав – 19 судей.

членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы,

законодательными (представительными) органами субъектов РФ,

высшими судебными органами,

федеральными юридическими ведомствами,

всероссийскими юридическими сообществами,

юридическими научными и учебными заведениями.

Рассмотрение конституционным судом дел о конституционности законов по запросам судов

Представление Президентом РФ в Совет Федерации.

Назначение на должность конституционного судьи Советом Федерации (простым большинством голосов при тайном голосовании).

Прекращение полномочий конституционного судьи

Полномочия судьине ограничены сроком

Предельный возраст – 70 лет

Председатель КС РФ предельным возрастом не ограничен

1)нарушение порядка его назначения на должность судьи, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о КС РФ;

Рассмотрение конституционным судом дел о конституционности законов по запросам судов

2)достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

3)личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6)совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7)продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8)неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9)признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10)признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11)объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12)смерти судьи.

Прекращение полномочий конституционного судьи осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Прекращение полномочий по п.1 производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда.

Прекращение полномочий конституционного судьи по пп. 6, 7 или 8 производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ, принятому большинством не менее двух третей от общего числа судей

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector