Регистрация сервитута Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

Цель установления

В процессе землепользования должны соблюдаться не только интересы правообладателя, но и остального населения, а также государственных и муниципальных властей. Добиться защиты прав граждан можно без изъятия надела у собственника, для того вводится публичный сервитут.

Обратите внимание!

Ключевым нюансом публичного сервитута является отсутствие перечня конкретных лиц, которые получают возможность беспрепятственного доступа.

Для введения режима публичного ограничения должны соблюдаться следующие правила:

  • необходимо подтвердить цель — ремонт сетей общего пользования; беспрепятственный доступ к линии водоемов, забор воды из единственного источника водоснабжения и т.д.;
  • обязательно проводятся публичные слушания с участием местных жителей — результаты слушаний должны быть учтены при вынесении распорядительного акта;
  • условия указанного вида ограничения могут фиксироваться нормативным или распорядительным актом;
  • публичный сервитут подлежит обязательной регистрации.

Обратите внимание!

Собственник, чьи законные интересы нарушаются или ограничиваются публичным сервитутом, может его оспорить. Для этого он должен направить заявление в суд об отмене нормативного или распорядительного акта.

https://www.youtube.com/watch?v=

Его суть заключается в защите общественных и государственных интересов. По этой причине не допускается вводить ограничения в пользу конкретных граждан или юридических лиц — это можно сделать только по условиям частного сервитута. При нарушении указанного правила собственник добьется отмены акта в судебном порядке.

Обратите внимание!

Если публичный сервитут был зафиксирован в отношении двух владельцев соседних наделов для прохода к своим домам, это является нарушением норм ГК РФ. Условия такого ограниченного землепользования должны устанавливаться сторонами без участия властных органов — по соглашению или в судебном порядке.

Инициаторами могут быть любые заинтересованные лица — граждане или общественная группа, муниципальный или государственный орган. Установление указанного ограничения происходит следующими способами:

  • в силу прямого указания закона (например, если требуется доступ для возведения общественного значимых объектов);
  • нормативным актом государственных властных органов;
  • распорядительным актом местных властей.

Для соблюдения общественно значимых целей установления такого вида сервитута закон или иной властный акт должен быть обязательно опубликован. Для этого используются СМИ или иные официальные источники (например, официальный сайт местной администрации). Также размещается информация о проведении публичных слушаний по указанному вопросу.

  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.

Многообразие вариантов, которые требуют установления сервитута, сводятся к его целесообразности. Он не устанавливается без особых причин, которые понуждают физическое или юридическое лицо обращаться к собственнику участка за разрешением использования части его территории.

Что такое сервитут на землю

Цели такого сервитута – возмездное ограничение права пользования участком со стороны собственника, которое возникает в сторону претендента на отчуждённую в его пользу часть ЗУ.

Устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.

В данном случае всегда прослеживается причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворить, со стороны другого. В число таких причин могут входить:

  • потребность выхода на проезжую часть;
  • проход к водным ресурсам;
  • проход к собственному дому через участок соседей;
  • чужое имущество, расположенное на участке собственника;
  • установка бойлера или линейных объектов юридическими лицами;
  • проведение коммуникаций через участок соседей;
  • аналогичные причины.
Право бессрочного пользования

или срочного позволяет использовать участок одного лица для решения задач другого, что создаёт симбиоз преимуществ и расширение границ возможностей, если стороны смогут договориться.

Добровольное обременение осуществляется на условиях соразмерной оплаты, когда пользующаяся участком собственника сторона, возмещает ему убытки, нанесённые отчуждением, и предусматривает выплату компенсации за упущенную выгоду.

Помимо этого, на время установления обременения, лицо, получившее сервитут, несёт ответственное распоряжение участком, сохраняя земельную собственность в надлежащем виде. Использование обременённой части допускается только в соответствии с целями, официально узаконенными в результате договорённостей.

В свою очередь, владелец ЗУ разрешает беспрепятственно использовать оговорённую часть ЗУ на условиях, достигнутых договорённостями. В его ответственность входит соблюдение установленных границ, а так же – освобождение пространства поблизости от ограниченной территории.

При этом НЕДОПУСТИМО:

  1. выходить за рамки категории земель и их целевого назначения;
  2. наносить порчу верхнему плодородному слою почвы;
  3. загрязнять окружающую среду;
  4. влиять на участки, принадлежащие третьим лицам.

Обязательно требуется соблюдать санитарные и противопожарные меры безопасности.

Как установить сервитут на земельный участок

Государственная регистрация сервитута осуществляется как госрегистрация иных прав. Для того, чтобы подать заявление на госрегистрацию обременения на земельный надел, нужно обратиться с собранными по установленному перечню документами самостоятельно или (передав своё право) через представителя в Росреестр.

Сделать это можно следующим образом:

  1. Воспользовавшись сервисом, предоставляемым Почтой. При выборе этого варианта потребуются некоторые финансовые затраты: отправление должно быть с описью вложения, заявление — распечатано, заполнено по правилам, удостоверено, а все отсылаемые копии документов — также соответствующим образом заверены;
  2. Придя на приём к специалисту в МФЦ. Уже на этом этапе некоторые заявители готовы оплатить недешёвые услуги поверенного из-за опасения длительных очередей и нехорошего отношения со стороны сотрудников учреждения. Эта позиция не оправданна: внутренний регламент говорит о правиле приёма заявителя в течении 15 мин. после регистрации его в электронной очереди (получения талона). А оценить уровень профессионализма обслуживающего специалиста можно воспользовавшись специальным сервисом, информация о котором размещена на столе каждого сотрудника.
Предлагаем ознакомиться:  Какой срок исполнения решения суда? Порядок исполнительного производства

Инициировать процедуру госрегистрации может любая сторона достигнутого соглашения. Стоимость процедуры госрегистрации для физлиц составляет 1 500 руб., для юрлиц — 6 000 руб.

Предельное время осуществления госрегистрации обременения — 7 раб. дней. При обращении в МФЦ срок увеличится ещё на 2-3 дня.

Государственная регистрация сервитута осуществляется как госрегистрация иных прав.

В этот срок специалистом Росреестра может быть утверждено одно из нескольких вариантов результата:

  • успешная регистрация;
  • отказ в дальнейшем проведении госрегистрации;
  • прекращение регпроцедуры.

Вместе с заявлением регистратору понадобятся следующие документы:

  • паспорта сторон соглашения об обременении надела;
  • квитанция об оплате полного размера госпошлины (не обязательна);
  • само добровольное соглашение об обременении;
  • документ судебного органа — если владелец надела не желает участвовать в заключении соглашения;
  • бумага о согласии иных заинтересованных граждан (например, супруга/супруги землевладельца);
  • техническая документация на надел (может понадобится регистратору);
  • доверенность (если участвует поверенный); и т.д.

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Основное различие между публичным и частным обременением кроется в определении их на законодательном уровне. Согласно нормам гражданского законодательства сервитут выступает вещным правом, а нормы земельного права объясняют его как обременение права собственности.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами. Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением. Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

Перечень документов:

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Порядок

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

Наиболее распространены частные сервитуты, сторонами которых могут выступать граждане и организации. Инициаторами установления ограниченного права пользования в таких случаях выступают владельцы смежных наделов или строений на соседних участках, а также правообладатели линейных объектов (либо лица, уполномоченные на их обслуживание).

Предлагаем ознакомиться:  Государственная регистрация права собственности на квартиру в Росреестре, перечень документов, сроки регистрации

Обратите внимание!

Для оформления сервитута направляется требование в адрес собственника земли.

Они могут носить постоянный или временный характер. Например, если необходимо провести текущее обслуживание или ремонт подземного или наземного трубопровода, эксплуатирующая организация руководствуется проектной документацией при определении срока сервитута. Напротив, если возможность пройти к строению доступна только одним способом, он будет носить постоянный характер.

Выделим важные моменты, которые сопровождают отношения между сторонами:

  • одностороннее прекращение сервитута возможно только по соглашению сторон или при существенном нарушении его условий (для этого подается иск в суд);
  • при переходе права собственности на землю, ограничение продолжает действие даже для нового владельца;
  • если участок находился во временном владении, сервитут будет досрочно прекращен при расторжении/окончании арендного соглашения или отмене акта о передачи земли.

Обратите внимание!

К существенным нарушениям, которые дают основания для досрочного прекращения ограничения, относятся: систематическая просрочка по платежам в адрес правообладателя, регулярное нарушение границ зоны, выделенной для доступа через участок, использование земли для других целей и т.д.

Регистрация сервитута Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

Для заключения соглашения заинтересованное лицо направляет в адрес правообладателя письменное предложение. Если сразу предъявить иск в суд, последует отказ, поскольку сторонами не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. При определении условий частного сервитута стороны имеют полную свободу, однако должны соблюдать интересы иных лиц.

Если обоюдное согласие не достигнуто, в судебном процессе будут устанавливаться следующие условия:

  • наличие оснований для ограничения права собственности в пользу иных лиц;
  • условия ограниченно землепользования, в том числе границы территории для доступа третьих лиц;
  • срок, на который необходимо ввести ограничение;
  • денежное вознаграждение, которое будет выплачиваться правообладателю (его размер устанавливается с учетом правил разумности и справедливости).

Основания возникновения сервитута

Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:

  • свободное волеизъявление сторон;
  • условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.

Кроме этого требуется официальное гражданско-правовое действие, создающее юридическую основу для правомерного обременения.

Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:

  1. Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
  2. Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.

Ограничения на сервитут

На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.

Законодательным основанием является действие статей 22 ЗК РФ и 274 ГК РФ. А так же – 23 статьи Федерального закона о сервитуте. Регулирование использования участка с обременением регламентировано действием статей 275, 276 ГК РФ.

Теперь вы знаете на каком основании возникает сервитут. Дальше поговорим об условиях.

Требование об установлении ограниченного права пользования может быть заявлено только при наличии определенных оснований. ГК РФ содержит их приблизительный перечень:

  • необходимость прохода или проезда через соседний земельный надел, если иные способы доступа отсутствуют;
  • намечено строительство линейного объекта, не препятствующего разрешенному виду использования участка;
  • требуется выполнение реконструкции или ремонта указанных линейных объектов;
  • иные потребности, признанные обоснованными по соглашению сторон или судебным актом.

Необходимость строительства или ремонта линейного объекта определяется следующими критериями:

  • планом застройки территории, утвержденным с учетом общественных слушаний (например, при подведении газопровода к новому микрорайону);
  • техническими регламентами, устанавливающими периодичность ремонтных работ;
  • обстоятельствами непреодолимой силы (например, из-за стихийного бедствия может понадобиться проведение внепланового ремонта).

Обратите внимание!

Размер денежного вознаграждения, которое выплачивается собственнику при строительстве или ремонте линейных объектов, может устанавливаться региональными или местными актами. При несогласии с расчетом выплат правообладатель может обратиться в суд.

Если строительные или ремонтные работы не уложились в регламентированный срок, соглашение о частном сервитуте должно быть продлено. Также допускается продление в судебном порядке, а основанием будет выступать согласованное увеличение срока разрешения на строительство или реконструкцию линейного объекта.

Для составления добровольного соглашения целесообразно обратиться к профессиональному юристу. Это связано со специальными требованиями закона к введению ограничений прав на собственность, учесть которые может только опытный специалист. Если помощь в оформлении сервитута оказывает юрист нашей компании, он возьмет на себя подготовку всех документов и представит клиентов в регистрационных органах на основании нотариальной доверенности. Записаться на консультацию вы можете через форму на сайте или по указанному телефону.

Административный регламент

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.
Предлагаем ознакомиться:  Туроператор не выполняет свои обязательства: как быть?

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Далее мы расскажем вам про установление сервитута в судебном порядке.

Особенности судебных тяжб

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом. В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Вопрос о возмездном или безвозмездном сервитуте не имеет четкого ответа в законодательстве. Если возник спор по вопросам выплаты соразмерной компенсации, суд вправе назначить проведение оценки. Определение специально уполномоченной организацией примерной стоимости впоследствии оговаривается сторонами.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения. При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц. Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк». В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Как определить срок сервитута?

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта». Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта».

Президиум ВАС РФ провел аналитический обзор особенностей судебных дел по сервитуту и составил основные положения по самым частым и популярным проблемам на практике.

Он отметил, что обязанность по доказыванию того, что сервитут на определенном участке является единственной возможностью использовать свою недвижимость по назначению, лежит на заинтересованном лице, то есть на истце.

Большое значение здесь имеет именно объективная невозможность использования по назначению своего недвижимого имущества. Желание сэкономить не будет являться доводом в пользу заинтересованного лица.

Но если, устанавливая сервитут по альтернативной возможности, лицо вынуждено будет понести очень много затрат, например, в одном из дел при альтернативной возможности нужно было провести дорогу через ж/д линию, ликвидировать свалку и суд, понимая насколько это нереально на практике, пошел навстречу истцу.

Законодательство требует, чтобы истец, доказал, что это единственный шанс для него, и что других вариантов нет. Сервитут не должен доставлять лишних неудобств собственнику обслуживающего участка. Здесь суд балансирует исходя из интересов сторон.

Также в своем Постановлении суд разъяснил, что если будет стоять вопрос о значительной потери или разрушении природных ресурсов, например, вырубке деревьев в большом количестве то здесь, конечно, он стоит на позиции сохранения природных объектов.

Сервитут не должен мешать существующему санитарному режиму, либо приводить к еще более серьезным последствиям, иначе предпочтение опять отдается санитарному благополучию людей.

Право на установку обременения не имеет выдвигать лицо, которое хочет использовать свое недвижимое имущество, не закрепленное за ним в законном порядке.

Например, если обременение территории ему нужно для того, чтобы осуществить эксплуатацию самовольной постройки, на которую не было получено разрешения.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector