Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Случаи наступления административной ответственности

Разъяснение понятий

Деяние представляет собой акт осознанного волевого поведения. Оно выражается как бездействие или действие. Антиобщественный характер поступка предполагает посягательство на интересы общества, гражданина, государства. В обобщенном виде перечень их дан в ст. 1.2 КоАП. Виновность выступает как определенная конструкция, содержащая неосторожность и умысел (аналогично уголовной).

Формы вины определены в ст. 2.2 КоАП РФ. Противоправность представляет собой ситуацию, когда объект посягательства не только имеет определенную ценность для общества, государства, личности, но и охраняется законом. Важным элементом выступает такое понятие, как наказуемость. При ней административное взыскание выступает в качестве меры ответственности за совершенное правонарушение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Для привлечения к административной ответственности конкретного субъекта необходимо наличие трех взаимосвязанных оснований: юридического, практического и процессуального. В случае отсутствия хотя бы одного основания из перечня невозможна даже постановка вопроса о привлечении субъектов к админ. ответственности.

Юридические основания административной ответственности подразумевают наличие соответствующей правовой нормы, которая предусматривает привлечение к ответственности за конкретное правонарушение. Фактическое основание для привлечения к административной ответственности предполагает наличие конкретного противоправного деяния со всеми признаками административного правонарушения, совершенного субъектом.

Определение 1

Противоправные, виновные действия или бездействия юридического или же физического лица, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена админ. ответственность, называются административным правонарушением.

Административные правонарушения обладают совокупностью обязательных признаков:

  • административное правонарушение является деянием, то есть объективно выраженным действием или бездействием;
  • деяние должны посягать на родовой объект посягательства, указанный в ст.1 КоАП;
  • административными правонарушениями могут быть признаны только виновные деяния. Если же вина в действиях или бездействиях субъекта отсутствует, то такое деяние не может быть классифицировано, как админ. нарушение;
Замечание 1

Юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за административное правонарушение если будет установлен факт того, что у него были все возможности для того, чтобы соблюсти правила и нормы, нарушение которых приводит к админ. ответственности, но данное лицо не приняло необходимые меры для их соблюдения.

  • деяние должно быть противоправным, и за него предусматривается ответственность согласно КоАП РФ.
Определение 2

Законодательно установленный комплекс признаков, определяющих противоправное деяние, как административное правонарушение, называется составом административного правонарушения.

В состав административных правонарушений должны входить 4 обязательных характеризующих его компонента: объект и объективная сторона админ. правонарушения, а также его субъект и субъективная сторона.

Предлагаем ознакомиться:  Понятие и виды сроков в гражданском праве — Студопедия

В качестве объектов в административных правонарушениях выступают отношения, посягательство на которые осуществлялось соответствующим деянием. Административным правом предусмотрено выделение и разделение объектов админ. правонарушений на родовые, видовые и непосредственные, являющимися частями целого.

Кодекс об административных правонарушениях перечисляет 10 общих рядовых объектов. Главами особенной части кодекса сформулированы видовые объекты. Соответствующие главы составлены на основе двух основных критериев: одни составы правонарушений сгруппированы на в соответствии с содержанием общественных отношений, подвергшихся посягательствам, другие в соответствии с областью, отраслью или сферой управления государством.

Под объективной стороной административных правонарушений подразумевается комплекс признаков и характеристик содержательной стороны деяний, среди которых: направленность действий, последствия и их причинная связь, а также время, орудия, средства и обстановка, в которой совершено правонарушение.

В качестве субъекта при административных правонарушениях выступают физические и юридические лица, совершившие данное противоправное деяние.

Замечание 2

Непосредственно нарушитель не выступает элементом в составе административного правонарушения, такими элементами являются характеристики его административной правосубъектности, например возраст и должность.

Стоит различать понятия «субъект админ. правонарушения» и «субъект админ. ответственности». В качестве субъекта действий (бездействия) всегда выступает конкретное физ. лицо, а в качестве субъекта админ. ответственности могут выступать юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения выражает вину субъекта правонарушения и, в отдельных случаях, мотивы и цели деяний. Вина бывает умышленная и неосторожная.

Умышленным считается правонарушение, совершенное лицом, осознававщим противоправность своих действий или бездействия, предвидевшим все вредные последствия такого деяния и при этом желающим и /или допускающим наступления последних, или же относящимся к последствия с безразличием. Неосторожным считается правонарушение, совершенное лицом, предвидевшим возможность наступления вредоносных последствий деяния, и при этом без достаточных на то оснований, рассчитывавшем предотвратить их наступление, либо же не предвидевшем таких последствий, хотя имело возможность и обязано было их предотвратить.{amp}gt;

Определение

Административное нарушение представляет собой проступок, неосторожное или умышленное виновное действие или бездействие, посягающее на гражданский либо государственный порядок, интересы и свободы людей, собственность, а также принятый в стране режим управления. За такое поведение нормативными актами предусматриваются наказания.

Выступая в качестве основания для административной ответственности, нарушение рассматривается как противоправное, виновное деяние, посягающее на юридически обоснованные и обеспеченные соответствующими санкциями правила поведения должностных и гражданских лиц в сфере госуправления. Разъясняя данные определения, необходимо отметить один из немаловажных фактов. Административная ответственность за нарушение законодательства наступает при условии, что оно не влечет уголовного наказания.

Предлагаем ознакомиться:  Развод через суд если есть дети: какие документы нужны, образец заявления (2019 год)

Основания для освобождения от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности административного нарушения. Решение принимает  орган власти (должностное лицо, суд) по подведомственности административных дел. Но это право, а не обязанность органа, рассматривающего дело.

В таких случаях выносится устное замечание, но это не вид административного наказания. И обратите внимание, малозначительность можно распространить на любое правонарушение. В том числе установленное законодательством субъектов РФ.

На основании принципов гуманизма законодательством предусмотрено освобождение лица от административной ответственности. К таким случаям относятся, к примеру:

  • причинение вреда лицом, которое действовало исходя из крайней необходимости не является основанием для открытия производства по делу об админ. нарушении;
  • освобождаются от ответственности лица, совершившие противоправное деяние, находясь в невменяемом состоянии;
  • правонарушитель возрастом 16 – 18 лет может быть освобожден от ответственности за проступок решением комиссии по делам несовершеннолетних. В таком случае могут применятся иные, закрепленные законодательно, меры воздействия.{amp}gt;

В процессе определения меры наказания за административное правонарушение принимаются во внимание срок давности, обстоятельства, способные смягчить или усугубить ответственность, а также, в отдельных случаях, причинные связи между противоправным деянием и последствиями.

Административное правонарушение в объективной части представляет собой антиобщественное вредоносное деяние, направленное на дезорганизацию системы общественных отношений. Главным его отличием от преступного деяния является то, что оно не классифицируется государством, как общественно опасное деяние.

Пример 1

Если отсутствуют признаки преступления, обозначенные в ст. ч. 2–4 ст. 158, ч. 2–4 ст. 159, ч. 2–4 ст. 159.1, ч. 2–4 ст. 159.2, ч. 2–4 ст. 159.3, ч. 2 и 3 ст. 159.4, ч. 2–4 ст. 159.5, ч. 2–4 ст. 159.6 и ч. 2 и 3 ст. 160 УК РФ в случаях, если рассматривается хищение чужого имущества (кража, мошенничество, присвоение или растрата), предполагается административный штраф до 5-ти кратного размера от стоимости похищенной собственности и не меньше 1 тыс. рублей или наказание в виде административного ареста на срок 15 суток.

Юридическая база

Нормы, классифицирующие административные нарушения РФ, присутствуют в Воздушном кодексе, Кодексе торгового мореплавания, КЗоТ, КоАП и прочих. Другие отраслевые нормативные акты также используют соответствующие определения. Необходимо отметить, что в понятии, разъясненном выше, административное нарушение и проступок отождествляются. Второй не являет собой разновидность первого, а выступает в качестве синонима.

Основные признаки

Как выше было сказано, административное нарушение – это бездействие или действие. В последнем случае поведение представляет собой активное неисполнение (уклонение) юридического предписания, выраженного обязанностью либо требованием, нормой, стандартом, правилом. Например, это может быть нарушение тишины ночью, ПДД и так далее.

Предлагаем ознакомиться:  Ответственность за невозвращение кредита

Под бездействием следует понимать пассивное поведение. Оно выражается в неосуществлении лицом определенных действий, которые оно могло и должно было совершить в соответствии с обязательствами, возложенными на него. К примеру, это может быть несдача декларации, неисполнение обязанностей родителями в отношении их детей.

Социальная опасность

Именно этот признак обусловливает наступление ответственности за нарушение. При отсутствии данного критерия не усматривается и состав преступления. Любое административное нарушение, которое посягает на общественный порядок, наносит ему тот или иной ущерб. При этом негативные последствия могут проявляться как в виде реального вреда (например мелкое хищение), так и в качестве формирования соответствующих условий для его наступления (неисполнение санитарно-гигиенических правил). Уровень общественной опасности определяет размер ответственности.

Прочие признаки

Кроме указанных выше критериев следует отметить противоправность. Она состоит в том, что имеет место совершение действия, которое запрещается нормой, или несовершение обязательства, которое предписано нормой. К признакам, характеризующим административное нарушение, следует также отнести виновность деяния.

Она может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. Вина правонарушителя выступает в качестве важнейшего и необходимого признака административного преступления. Кроме того, бездействие либо действие, противоречащее нормам, наказуемо. Свои признаки административное нарушение приобретает исключительно в том случае, если за его совершение предусматривается ответственность.

Состав преступления

Чтобы признать нарушение административного характера, нет необходимости проводить исследования стадий подготовки и покушения. В ряде случаев нормативно устанавливается наличие проступка на более раннем этапе, чем завершенное деяние. Квалификация преступления осуществляется в соответствии с его составом.

Определение комплекса признаков, которые позволяют квалифицировать преступление, необходимо для выполнения следующих задач:

  • Фундаментальной. Эта функция означает, что при наличии состава существует основание для наступления административной ответственности.
  • Разграничительной. Состав преступления отграничивает одно нарушение от другого, а также от действий, не относящихся к преступлениям, и ответственность за которые возникает в соответствии с нормами иных юридических отраслей.
  • Гарантийной. Посредством точного описания состава и объективных признаков неправомерного деяния государство гарантирует обеспечение защиты граждан от необоснованного привлечения к ответственности.

Классификация взысканий

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Виды наказаний определены в ст. 3.2 КоАП. В соответствии с положениями этой статьи административные нарушения могут повлечь:

  • Предупреждение. Оно представляет собой письменное порицание, выносимое официально управляемым органом. Форма, в которой выражается предупреждение, установлена нормативными актами.
  • Штраф. За административное нарушение может налагаться денежное взыскание. Его размер установлен в нормативном акте, характеризующем то или иное преступление.
  • Изъятие орудия осуществления или предмета нарушения. Вещь, изъятая принудительным образом, реализуется. Вырученные от ее продажи средства возвращаются владельцу за минусом расходов, связанных с реализацией. Данное положение действовало в предыдущей редакции КоАП. В связи с отменой ст. 3.6 предписание не применяется сегодня.
  • Конфискация. Данное наказание аналогично описанному выше, но без выплаты компенсации.
  • Лишение гражданина того или иного права, которое было ему предоставлено (управление автомобилем, например).
  • Арест. Данная мера административного принуждения предполагает изоляцию нарушителя от общества на период до 15 суток. За преступное поведение в условиях режима ЧП или в зоне проведения контртеррористических мероприятий – до 30 суток.
  • Выдворение за пределы государства. Данное наказание применяется к иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства.
  • Дисквалификация. Данное наказание предполагает запрет физическому лицу занимать в исполнительной структуре управления юрлица руководящую должность, являться членом совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять коммерческую деятельность, касающуюся администрирования.
  • Запрет на посещение официальных спортивных мероприятий во время их проведения. Данное положение введено ФЗ № 192, вступившим в силу с конца января 2014 года.
  • Административное временное прекращение деятельности.
Оцените статью
Юридическая помощь
Adblock detector