Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Глава 20. Производство в порядке надзора § 1. Сущность надзорного пересмотра

3. Рассмотрение доводов жалобы по существу

Право
на обращение в Высший Арбитражный Суд
РФ о пересмотре судебного акта в порядке
надзора имеют участвующие в деле и иные
лица, которым Кодекс предоставил такое
право. Круг лиц, наделенных по закону
этим правом, в ст. 292 АПК РФ не обозначен.
Указание об этом дается лишь в общей
форме. Конкретно надо обратиться прежде
всего к ст. 40 АПК РФ, которая дает
перечень таких лиц.

В
ст. 42 АПК РФ содержится прямое указание
на право лиц, не участвовавших в деле,
в отношении которых арбитражный суд
принял судебный акт, затрагивающий их
права и обязанности, оспорить этот акт
в порядке надзора, т.е. обратиться с
соответствующим мотивированным
заявлением в ВАС РФ. Наряду с российскими
лицами аналогичным правом обладают и
иностранные лица (ч. 1 ст. 254 АПК
РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

По
общему правилу, правом оспорить судебный
акт в порядке надзора обладают лица,
участвующие в деле. Таким правом наделены,
в частности, те, кто оспаривает решения
третейских судов и международных
коммерческих арбитражей (§ 1 гл. 30 АПК
РФ), а также участники третейского
разбирательства (ч. 2 ст. 230 АПК РФ).

Прокурор
вправе обратиться в Высший Арбитражный
Суд РФ с представлением о пересмотре в
порядке надзора судебного акта, но не
по всем делам, а лишь по тем из них, по
которым он наделен правом обращения в
арбитражный суд с иском или заявлением.
Закрытый перечень указанных дел
содержится в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.
Представление в ВАС РФ направляет
Генеральный прокурор РФ или заместитель
Генерального прокурора РФ (ч. 2 ст. 52
АПК РФ).

В
порядке надзора могут быть пересмотрены
судебные акты, принимаемые арбитражным
судом в форме решения, постановления
или определения (ч. 1 ст. 15 АПК РФ).
При этом пересмотру может подвергнуться
судебный акт как полностью, так и в той
или иной его части, что видно из анализа
п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 305 АПК РФ.

Предметом
надзорного пересмотра может стать любое
решение суда первой инстанции, а также
постановление апелляционной или
кассационной инстанции, поскольку этими
судебными актами дело разрешается по
существу. Исключение составляют
постановления и определения, принятые
Высшим Арбитражным Судом РФ в порядке
надзора, пересмотр которых в указанном
порядке АПК РФ не предусмотрен.

Глава 20. Производство в порядке надзора § 1. Сущность надзорного пересмотра

Ограничение
повторного надзорного пересмотра
судебных актов ВАС РФ объясняется
следующим. Любой судебный процесс не
может продолжаться неопределенно долго,
поэтому законодатель вправе устанавливать
те или иные временные рамки, за пределами
которых продолжение судебной процедуры
исключается. В сфере предпринимательских
и иных экономических отношений
принципиальное значение имеет их
правовая определенность, стабильность
хозяйственного оборота.

Что
касается обжалования определений
арбитражного суда, общие правила
установлены в ст. 188 АПК РФ. Они
применяются и при пересмотре этих
судебных актов в надзорном порядке,
если в гл. 36 АПК РФ не установлены
какие-либо особенности.

Следует
подчеркнуть, что надзорный пересмотр
определений может быть инициирован
теми же лицами, которые могут обращаться
с заявлением или представлением в Высший
Арбитражный Суд РФ и допускается при
соблюдении установленных законом
требований. Так, для их пересмотра
необходимо наличие оснований, содержащихся
в ст. 304 АПК РФ.

Вместе
с тем в ст. 308 АПК РФ содержится указание
на то, что не каждое определение может
быть предметом пересмотра в порядке
надзора. Необходимо наличие одного из
двух условий, при которых допускается
надзорный пересмотр определений.
Во-первых, в Кодексе должно быть прямое
указание на возможность обжалования
определения, отдельно от решения.

В
основу указанных условий положено
правило о том, что ограничения в
обжаловании и в пересмотре не должны
нарушать право на судебную защиту.

Закон
допускает пересмотр в порядке надзора
и иных определений, в частности, носящих
промежуточный характер, но устанавливает,
что он возможен в случае обжалования
одновременно с надзорным пересмотром
решений и постановлений арбитражных
судов.

По
закону могут быть пересмотрены только
вступившие в законную силу судебные
акты. Порядок и сроки вступления в
законную силу решения арбитражного
суда регулируется ст. 180 АПК РФ. Не
подлежат надзорному пересмотру судебные
акты, срок на обжалование которых в
кассационном порядке не истек, поскольку
не исчерпаны все процессуальные
возможности для проверки законности
этих актов (ч. 3 ст. 292 АПК РФ).

Судебное
заседание по рассмотрению заявления о
пересмотре судебного акта по вновь
открывшимся обстоятельствам должно
быть проведено не позднее 1 месяца со
дня поступления заявления в арбитражный
суд, принявший судебный акт.


с обязательным извещением всех лиц,
участвующих в деле, о времени и месте
разбирательства;


с ведением протокола судебного заседания;


с исследованием доказательств,
представленных заявителем, в подтверждение
фактов, которые он относит к вновь
открывшимся;


с установлением наличия или отсутствия
вновь открывшихся обстоятельств;


с судебными прениями и репликами;


с удалением суда в совещательную комнату
для вынесения определения;


с объявлением определения.

Заседание
по рассмотрению заявления по вновь
открывшимся обстоятельствам проводится
тем же составом суда, который принимал
судебный акт, являющийся предметом
пересмотра. Если судебный акт, вопрос
о пересмотре которого рассматривается
в заседании, принимался коллегиальным
составом суда, судебное заседание также
проводится коллегиально (п. 18
постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 12.03.2007 г. N 17).


время возникновения обстоятельств;


момент, когда они стали известны
заявителю, и причины, почему не были
известны во время судебного разбирательства;


имеют ли они существенное значение для
дела, т.е. могло ли знание о них в момент
принятия решения повлиять на содержание
решения.

Рассмотрев
в судебном заседании заявление о
пересмотре судебного акта по вновь
открывшимся обстоятельствам, арбитражный
суд принимает судебный акт, форма
которого зависит от того, удовлетворено
заявление или нет.

Если
заявление удовлетворяется и, соответственно,
судебный акт отменяется, арбитражный
суд первой инстанции принимает решение
(арбитражный суд апелляционной,
кассационной или надзорной инстанции
– постановление).

Если
в удовлетворении заявления арбитражный
суд отказывает, т.е. не признает указанные
заявителем обстоятельства вновь
открывшимися, выносится соответствующее
определение.

Общее
правило, выработанное доктриной
процессуального права, заключается в
том, что по результатам рассмотрения
заявления, ходатайства суд выносит
определение. АПК РФ решил отойти от
аксиомы, сделав исключение из общепринятого
обычая процесса: при удовлетворении
заявления о пересмотре судебного акта
(решения, определения, постановления),
что влечет его отмену, суд выносит либо
решение (при рассмотрении заявления
судом первой инстанции), либо постановление
(при рассмотрении судом апелляционной,
кассационной или надзорной инстанции),
независимо от того, что пересматривается
– решение, постановление или определение.

Объяснение
этому нововведению можно дать следующее:
если суд пришел к выводу о необходимости
удовлетворения заявления, следовательно,
вновь открывшиеся обстоятельства имеют
место, соответственно, ранее вынесенный
судебный акт необоснован или не
соответствует закону (ведь даже если
имеет место факт открытия каких-либо
обстоятельств, но они не могут повлиять
на содержание судебного акта, т.е.

Предлагаем ознакомиться:  Доля в квартире как распоряжается после смерти можно ли отказаться

не
имеют существенного значения, суд
отказывает в удовлетворении заявления).
Таким образом, решая вопрос о пересмотре
судебного акта по вновь открывшимся
обстоятельствам, суд осуществляет во
многом схожую с процессом принятия
решения (постановления) деятельность,
связанную с исследованием доказательств,
их оценкой, установлением обстоятельств,
применением закона.

При
удовлетворении заявления о пересмотре
судебного акта по вновь открывшимся
обстоятельствам суд принимает решение
(постановление) об отмене ранее принятого
им судебного акта. Из этого следует, что
рассмотрение дела по существу начинается
повторно, т.е. сначала. Повторное
рассмотрение дела производится той
инстанцией, которая приняла решение об
удовлетворении заявления, в порядке,
установленном АПК РФ для рассмотрения
соответственно исковых заявлений,
апелляционных, кассационных жалоб или
в порядке надзора.

АПК
РФ предоставляет возможность начать
судебное заседание по рассмотрению
дела по существу сразу же после
удовлетворения заявления о пересмотре
судебного акта по вновь открывшимся
обстоятельствам при условии, что все
лица, участвующие в деле, присутствуют
в заседании и не возражают относительно
рассмотрения дела по существу в том же
судебном заседании.

Логика законодателя
в данном случае понятна: дело к судебному
разбирательству практически готово
(если лица, участвующие в деле, не желают
представить дополнительные доказательства,
опровергающие вновь открывшиеся
обстоятельства), в том числе все участники
процесса о заседании извещены. Если же
кто-то из лиц, участвующих в деле,
возражает против проведения судебного
заседания сразу после объявления решения
об удовлетворении заявления о пересмотре
судебного акта по вновь открывшимся
обстоятельствам и о его отмене, суд
обязан назначить дату рассмотрения
дела и вынести соответствующее
определение, направив его лицам,
участвующим в деле.

Арбитражный процесс понятие и сущность надзорного производства

При пересмотре судебных постановлений в порядке надзора не дей­ствовали либо имели ограниченное действие некоторые традиционные принципы арбитражного процесса (состязательности, диспозитивности, др.). Например, инициатива возбуждения надзорного производства целиком зависела ранее от усмотрения высших должностных лиц ар­битражного суда и прокуратуры, что не характерно было для других стадий арбитражного процесса.

Внимание

Это привело к тому, что появилось мнение о нецелесообразности сохранения надзорного производства в арбитражном процессе. Так, И. О. Подвальный отмечает, что «…вряд ли представляется целесообразным продолжать удерживать судебную власть под бесконечным контролем государственных органов и должностных лиц в угоду объективной истине».

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в ст. 42 АПК РФ, а по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, по представлению прокурора. Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотрен­ных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, — что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Инфо

Лица, участвующие в деле, и иные лица (в том числе и прокурор) в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 292 АПК РФ). Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано непосредственно напрямую в ВАС РФ в письменном или электронном виде в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

  • Сущность пересмотра судебных актов в порядке надзора
  • Основания для пересмотра и возбуждения надзорного производства
  • Порядок и процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора. Полномочия арбитражного суда надзорной инстанции
  • Постановления арбитражного суда надзорной инстанции
  • Сущность пересмотра судебных актов в порядке надзора Надзорная инстанция является самой высшей инстанцией по пересмотру и проверке законности судебных актов арбитражных судов нижестоящих инстанций. Судебные акты, принятые арбитражным судом надзорной инстанции, являются окончательными и обжалованию не подлежат. С принятием АПК РФ 2002 г. данная инстанция претерпела значительные изменения, прежде всего это касается оснований изменения и отмены судебных актов путем их конкретизации.
    Если в соответствии с положениями АПК РФ 1995 г.

Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора суд может истребовать дело из арбитражного суда, о чем выносится определение. При наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, суд выносит определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора. Согласно ст. 304 АПК РФ основаниями для пересмотра судебного акта в порядке надзора являются:

  1. нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
  2. нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
  3. нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Порядок и процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора.

Предлагаем ознакомиться:  Как относится суд по алиментам если бросил жену с грудным ребенком

Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 настоящего Кодекса.В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.4.

Понятие и значение надзорного производства

Президиума Верховного Суда Российской Федерации.Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит. Этапы надзорного производства Статья 308.9.

2. Вторая стадия

На
этом этапе надзорного производства
заявление или представление рассматривается
единолично судьей Высшего Арбитражного
Суда РФ в соответствии с порядком,
установленным ст. 295 АПК РФ. При этом
полномочия судьи состоят только в
решении вопроса о принятии или непринятии
обращения к производству. Иные работники
аппарата ВАС РФ выполняют подготовительные,
обеспечительные функции по регистрации
документов и передаче их судье.

В
Кодексе установлен 5-дневный срок, в
течение которого заявление должно быть
рассмотрено. Этот срок исчисляется в
соответствии с правилами, содержащимися
в ст. 113 и 114 АПК РФ.

На
данной стадии судья проверяет соблюдение
требований, предусмотренных АПК РФ, и
решает вопрос о принятии обращения к
производству Высшего Арбитражного Суда
РФ.

Процессуально
принятие заявления или представления
к производству оформляется определением
в виде отдельного судебного акта, по
своему содержанию отвечающего требованиям
ч. 1 ст. 185 АПК РФ. В частности, если
к обращению, поданному с пропуском
установленных в ст. 292 АПК РФ сроков,
приложено соответствующее ходатайство,
то результат его рассмотрения отражается
в определении о принятии к производству
или о возвращении (ч. 4 ст. 292 АПК
РФ).

В
отличие от общего правила, содержащегося
в ст. 186 АПК РФ, копия определения о
принятии заявления или представления
к производству направляется только
лицу, подавшему его.

Судья,
принявший обращение к производству,
вправе решить вопрос об истребовании
дела из арбитражного суда. Ранее таким
правом обладали только должностные
лица, которые были правомочны внести
протест. При истребовании дела копия
определения в 5-дневный срок направляется
в арбитражный суд первой инстанции (см.
ч. 2 ст. 186 АПК РФ), который обязан в
такой же срок направить дело в Высший
Арбитражный Суд РФ.

Судья,
рассматривающий обращение о пересмотре
судебного акта в порядке надзора,
проверяет, соблюдены ли требования,
содержащиеся в ст. 292 и 294 АПК РФ. В
случае установления нарушений оно
возвращается заявителю с указанием
мотивов возврата. Заявление или
представление возвращается также по
ходатайству, если оно поступило от
заявителя до вынесения определения о
возбуждении надзорного производства.

Оставление
без движения заявления или представления
о пересмотре судебного акта в порядке
надзора Кодексом не предусмотрено.

Возвращение
заявления является процессуальным
действием, которое оформляется
определением. Копия определения вместе
со всеми документами, поступившими в
ВАС РФ, включая заявление или представление,
направляются заявителю.

Обжалование
определения о возвращении заявления
АПК РФ не предусмотрено. Однако повторное
обращение допускается, с соблюдением
всех установленных правил (включая
предусмотренные законом сроки), после
того как заявитель устранит недостатки,
на которые было указано в определении
о возврате.

После
возбуждения надзорного производства
заявление или представление переходит
во вторую стадию надзорного производства.
Оно направляется в судебный состав,
который коллегиально в заседании без
извещения участвующих в деле лиц
рассматривает обращение.


если дело не истребовалось (ввиду
отсутствия к тому оснований) – в пределах
1 месяца, включая время нахождения
обращения в Высшем Арбитражном Суде
РФ;


в случае истребования дела – месячный
срок, который исчисляется со дня
поступления его в Высший Арбитражный
Суд РФ.

Ранее
в законе срок рассмотрения соответствующего
заявления не был определен. Он регулировался
внутренними актами ВАС РФ.

Общий
принцип формирования состава судей,
установленный АПК РФ, соблюдается и в
процессе надзорного пересмотра. В целях
обеспечения справедливого разбирательства,
исключающего какое-либо постороннее
вмешательство, обращения распределяются
исходя из нагрузки и специализации
судей, как это предусмотрено ст. 18
АПК РФ, с учетом очередности. При этом
в тех же целях широко внедряются новейшие
научно-технические возможности.

Главная
задача, стоящая перед составом судей,
рассматривающих обращение, состоит в
том, чтобы путем изучения оспариваемых
судебных актов и сопоставления их
содержания с доводами, приведенными
заявителями, сделать вывод о наличии
или отсутствии оснований для надзорного
пересмотра. Если из представленных
документов коллегия судей не может
прийти к определенному заключению, она
выносит определение об истребовании
дела, если оно не было истребовано ранее,
на первой стадии. По результатам изучения
дела принимается соответствующее
решение.

Если
состав судей приходит к выводу о наличии
хотя бы одного из оснований, содержащихся
в ст. 304 АПК РФ, выносится определение
о передаче дела и поступивших документов
в Президиум Высшего Арбитражного Суда
РФ. В 5-дневный срок со дня вынесения
определения все материалы вместе с
делом передаются в Президиум Высшего
Арбитражного Суда РФ.

В
соответствии с принципами состязательности
и равноправия сторон лица, участвующие
в деле, наделены правом на представление
отзыва с возражениями против пересмотра
судебного акта в порядке надзора. При
этом к отзыву прилагаются документы,
подтверждающие возражения. Эти документы
направляются в Высший Арбитражный Суд
РФ и другим лицам, участвующим в деле.

АПК
РФ регламентирует и порядок направления
отзыва другим участникам процесса
(заказным письмом с уведомлением о
вручении). Лицо, направляющее отзыв
другим лицам, должно предусмотреть
время направления с таким расчетом,
чтобы адресат имел возможность
ознакомиться с отзывом до начала
заседания Президиума Высшего Арбитражного
Суда РФ.

Отзыв,
как и заявление, подписывается лицом,
обладающим на это правом, или представителем,
полномочия которого должны быть
документально подтверждены.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько с минимальной зарплаты платятся налоги

АПК
РФ содержит новое для российского
процессуального законодательства
положение, дающее право составу судей,
рассматривающему заявление или
представление, передать дело для проверки
в кассационном порядке при наличии к
тому необходимых условий.

Если
дело уже рассматривалось в кассационной
инстанции, направление его в эту инстанцию
исключается.

Независимо
от того, проверялось или не проверялось
дело в кассационном порядке, но если
состав судей находит основания,
содержащиеся в ст. 304 АПК РФ, он
направляет дело в Президиум ВАС РФ со
своими выводами о необходимости
надзорного пересмотра оспариваемых
судебных актов.

В
том случае, когда суд находит иные
основания для кассационного пересмотра,
он может направить дело в кассационную
инстанцию. Данное положение имеет целью
исправление ошибок суда первой и
апелляционной инстанций не в надзорном,
а в кассационном порядке. Речь идет об
ошибках, касающихся применения норм
материального права или норм процессуального
права.

Судьи
Высшего Арбитражного Суда РФ, признав
наличие оснований для направления дела
в кассационную инстанцию, могут принять
отдельное определение или указать об
этом в определении об отсутствии
оснований для надзорного пересмотра.

Копия
определения, принятого составом судей,
направляется всем участвовавшим в деле
лицам.

Состав
судей принимает отдельное мотивированное
определение об отказе в направлении
дела для надзорного пересмотра, если
нет оснований, указанных в ст. 304 АПК
РФ. Данное определение принимается вне
зависимости от того, рассматривалось
или не рассматривалось дело в кассационном
порядке, но при условии, что нет оснований
и для направления дела в кассационную
инстанцию.

Копия
определения об отсутствии оснований
для пересмотра дела в надзорном порядке
направляется незамедлительно в день
его принятия или на следующий день
только лицу, которое обращалось в Высший
Арбитражный Суд РФ с заявлением или
представлением. Представляется, что
данная информация не является закрытой
и для других лиц, участвовавших в деле,
и они могут ее получить по соответствующему
запросу. В настоящее время с судебным
актом можно ознакомиться на сайте ВАС
РФ.

Важное
положение содержится в ч. 9 ст. 299
АПК РФ. Речь идет о повторном обращении
в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением
или представлением. То же лицо может
обратиться в случае получения
соответствующего отказа, если приведет
иные основания, которые, по его мнению,
требуют вмешательства Высшего Арбитражного
Суда РФ. При ссылке на приводившиеся
ранее основания вторичное обращение
исключается.

Возможность
приостановления исполнения судебного
акта в стадии надзорного производства
была в АПК РФ 1995 г. и сохранена в АПК
РФ 2002 г. Однако в этот институт внесены
существенные изменения.

Основная
задача, которую призвано решать
приостановление исполнения, заключается
в том, чтобы обеспечить на стадии
исполнения защиту интересов тех
участвующих в деле лиц, против которых
принят судебный акт. Поэтому если
судебный акт будет исполнен, то при его
отмене (а именно этого добивается
заявитель) поворот исполнения может
оказаться невозможным.

Новым
в АПК РФ 2002 г. является правило о
встречном обеспечении. Оно стало еще
одним условием, при наличии которого
суд может принять решение о приостановлении,
если признает такую меру необходимой
для обеспечения баланса взаимных прав
и обязанностей сторон.

Судебная
практика выработала порядок, при котором
принимается решение о приостановлении.
Он включен в АПК РФ. Приостановление
возможно только при наличии ходатайства
лица, по заявлению или представлению
которого возбуждено надзорное
производство. По своей инициативе суд
этого сделать не может.

Если заявитель
мотивирует свою просьбу о приостановлении
невозможностью поворота исполнения,
он обязан данное обстоятельство
подтвердить вескими аргументами, в том
числе представить необходимые документы.
Важность надлежащего обоснования
ходатайства объясняется еще и тем, что
его удовлетворение является правом, а
не обязанностью суда. Поэтому суд должен
быть убежден в необходимости принятия
такой меры.

Важно

Лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, другие лица, участвующие в деле, также могут участвовать в заседании Президиума ВАС РФ, что тоже достаточно ново для российского арбитражного законодательства, поскольку до 2002 г. присутствие заявителей и иных лиц, участвующих в деле, при пересмотре судебного акта в порядке надзора не практиковалось. Докладчик по делу — судья ВАС РФ — излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта, а лица, участвующие в деле, в случае их присутствия, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи — докладчика.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

После выступления лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, других лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановление в закрытом совещании.

Надзорное производство в арбитражных судах означает пересмотр вступивших в законную силу решений, определений, постановлений ар­битражных судов в особом порядке, предусмотренном АПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора — это ис­ключительная стадия арбитражного процесса, необходимость в кото­рой возникает в тех случаях, когда судебная ошибка иным путем уже не может быть устранена.

Например, стороны исчерпали возможности апелляционного и кассационного производства или истекли сроки для подачи апелляционной, кассационной жалобы (протеста). Вместе с тем основная цель арбитражного процесса — достижение объективной истины по делу, разрешение спора, существующего между сторонами, возможно в надзорном производстве.

Ранее надзорное производство по своему характеру имело не толь­ко судебную (процессуальную), но и административную природу.

3. Прекращение производства по кассационной жалобе

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Прекращение
производства по кассационной жалобе
при отказе заявителя от жалобы препятствует
повторному обращению того же лица в суд
кассационной инстанции по тем же
основаниям, по которым была заявлена
первоначальная жалоба. Поэтому не может
быть принята повторная жалоба, которая
не содержит иных доводов о незаконности
обжалуемого акта по сравнению с доводами
первоначальной.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector