Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Усилена ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных грузов

Что грозит за нарушение правил транспортировки грузов

Сфера грузоперевозок регламентируется различными нормативными документами. В частности, основополагающие нормы, определяющие порядок составления договора на перевозку и ответственность сторон, содержатся в ст. 785, 794 и 796 ГК РФ. В тексте ст. 797 ГК РФ установлен порядок предъявления претензий и исковых заявлений.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена рядом статей КоАП. Применение тех или иных норм зависит от характера совершенного правонарушения и статуса виновника. В частности, в статье 12.21 КоАП РФ указывается, что лицо, нарушившее правила транспортировки грузов, а также буксировки, наказывается предупреждением либо штрафом в сумме 500 рублей.

Отдельно следует отметить нарушение правил транспортировки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, представляющих собой потенциальную угрозу для жизни и здоровья других участников движения, целостности имущества других лиц, а также для окружающей среды. Ответственность за такие действия определяется в ст.12.21.1 КоАП – и ее характер зависит от статуса виновного лица:

  • водители наказываются штрафом в размере от 1000 до 10 000 рублей или лишение права управления транспортным средством;
  • на должностные лица, несущие ответственность за грузоперевозку, налагаются штрафы в сумме от 5000 до 50 000 рублей;
  • на юридические лица налагаются штрафы в размере от 150 000 до 500 000 рублей.
Услуга Что получаете Цена

Консультация автоюриста
За 30 минут своего времени вы получите подробную бесплатную консультацию, правовой анализ вашей ситуации, оценку рисков и перспективности вашего дела, разработанный алгоритм действий. Бесплатно
Нарушение правил перевозки груза Вы будете юридически защищены от любых непредвиденных обстоятельств, ведь мы хорошо знаем подводные камни рассмотрения административных дел от 6 300 рублей

Транспортная компания потеряла груз: что делать
Окажем профессиональную помощь участникам конфликта и поможем найти оптимальный путь выхода из сложившейся ситуации. от 10 000 рублей

Кража груза при перевозке
Вы получите юридически грамотно составленную и оформленную претензию, которая может выступать доказательством факта кражи либо непричастности к ней представителей компании-перевозчика. от 5 000 рублей

Решение конфликтных ситуаций по перевозке грузов
Мы проанализируем и составим договор, сформируем доказательную базу, составим претензию и иск, будем представлять Ваши интересы в суде. от 11 000 рублей

Перевозка опасных грузов

Мы учтем нюансы законодательной базы и поможем выполнить доставку без хлопот, штрафов и уголовной ответственности. от 11 000 рублей

Факторы риска

Перевозка грузов является одной из наиболее развитых и успешно развивающихся отраслей российского малого предпринимательства. Это объясняется тем, что она используется в качестве связующего звена между производителем и поставщиком сырья с одой стороны или покупателем с другой.

При этом, данное направление регулярно подвергается множеству рисков, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Одним из основных факторов можно назвать человеческий. На первый взгляд возникновение штатной ситуации, предусмотренной трудовым законодательством может привести к срыву условий сделки, а значит возникновению ответственности исполнителя перед грузоотправителем. В качестве примера можно привести вариант внезапного заболевания водителя и отсутствие его замены. В этом случае, перевозчик попадает под вышеупомянутый риск неисполнения своих обязательств.
  2. Не меньший риск затрагивает техническое состояние транспортных средств перевозчика. Не стоит объяснять, что свойство «ломаться» присуще даже новым механизмам, поэтому гарантии от этого быть просто не может.
  3. Не менее значимым можно выделить фактор, подразумевающий слабую законодательную базу:
    • если взять в пример аналогичную ситуацию, происходящую в Европе, здесь взаимоотношения сторон регулируются согласно требованиям Конвенции о договоре транспортировки груза автомобильным транспортом. Документ, помимо общих требований, ограничивает размер максимального лимита ответственности перевозчика перед заказчиком в случае ущерба, принесённого в виде частичной или полной утраты товара. Его величина не должна превышать 8,93 евро за 1 кг;
    • Российское законодательство определяет стоимость груза размером, указанным в счёт фактуре или договоре. При этом материальная ответственность транспортной компании прописана тексте ст. 796 ГК РФ. Хотя, в данной ситуации именно она и является наиболее уязвимой с точки зрения происходящего. Причём в ряде факторов отрасль подвергается риску, не зависящему от перевозчика.
  4. Ещё одни условием, влияющим на несовершенство отношения российских перевозчиков к страхованию груза это недоверие к страховщику:
    • несмотря на широкий перечень компаний, занимающихся данной деятельностью и предоставляющих аналогичные услуги, при возникновении страхового случая, каждая из них стремится отказать в выплате или в худшем случае, снизить её размер. В большинстве случаев они добиваются своего, так как со стороны закона имеют большую защиту, чем перевозчик или грузоотправитель;
    • таким образом, небольшие транспортные компании игнорируют страхование груза, принимая всю ответственность на себя;
    • позволить приобретение полиса могут лишь крупные логисты, компенсирующие его стоимость за счёт объёма перевозок.

Усилена ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных грузов

С другой точки зрения риск можно охарактеризовать по иному:

  1. Объективный – попадание под стихийное действие (землетрясение, ураган, наводнение, извержение вулкана, экологическая катастрофа), сюда относится и политический, а так же военный риск.
  2. Субъективный – предусматривающий участие человеческого фактора. В свою очередь он разделяется на 2 категории:
    • целенаправленный (мошенничество, грабёж, разбой, хулиганство, кража и иные действия за которые предусмотрена уголовная ответственность);
    • непредумышленный, допускающий возникновение внештатной ситуации, произошедшей без злого умысла (ДТП, пожар, ошибки транспортировки, например перевозка насыпного груза без борта).

Возможные причины нарушения правил перевозки грузов

В процессе транспортировки грузов принимают участие различные стороны:

  • непосредственно перевозчик;
  • заказчик перевозки;
  • отправитель;
  • получатель.

И неверные действия либо бездействие любого из участников могут спровоцировать нарушение порядка грузоперевозки. Можно выделить несколько групп факторов риска, оказывающих влияние на эффективность транспортировки грузов:

  • Человеческий фактор – основная причина возникновения проблем в сфере транспортных услуг. Их качественное и своевременное оказание может стать причиной срыва выгодного заказа и необходимости возместить заказчику понесенные убытки. Пример: при внезапном заболевании водителя и невозможности его оперативно заменить другим компания-перевозчик может призвана к ответственности за неисполнение своих обязательств.
  • Выход из строя техники – не менее значимый фактор риска. Поломки транспорта, как правило, тяжело спрогнозировать, возможно проявление дефектов даже в новых машинах. Своевременное качественное техобслуживание снижает вероятность отказа техники, но не может полностью его исключить.
  • Несовершенство законодательной базы. Сфера грузоперевозок в России на сегодняшний день находится в состоянии развития, и ее правовое регулирование отличается несовершенством. В частности, статьей 796 Гражданского кодекса устанавливается материальная ответственность перевозчика. В то же время во многих ситуациях риск нарушения правил перевозки не зависит от транспортной компании, которая является наиболее незащищенной с юридической точки зрения.
  • Недостаточная развитость отрасли страхования грузов. Оформление страховки на перевозимый груз потенциально могло бы защитить стороны от убытков в случае нарушения правил транспортировки, однако в действительности лишь немногие перевозчики страхуют свои грузы. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев страховщики стараются отказать в компенсации ущерба или максимально занизить ее сумму. Судебные разбирательства с ними без привлечения квалифицированной юридической поддержки практически всегда заведомо проигрышные в силу особенностей российского законодательства. А стоимость полиса может быть очень серьезной. Таким образом, малым и средним перевозчикам страховать перевозимый груз практически бессмысленно, так как это увеличивает стоимость перевозки за счет чего теряется конкурентоспособность цен, но гарантий получить страховое возмещения нет.

Используя другой подход, всю совокупность факторов риска можно разделить на следующие группы:

  • объективные – воздействие стихии, политические и военные события;
  • субъективные – целенаправленное либо непредумышленное воздействие человека.

Правила обеспечения безопасности при перевозке грузов

В зависимости от того, каким транспортом осуществляется грузоперевозка, обеспечивать ее безопасность следует в соответствии с различными НПА:

  • при морских контейнерных перевозках требуется соблюдение норм приказа Минтранса № ВР-1/п;
  • авиаперевозки опасных грузов должны выполняться в соответствии с положениями приказа Минтранса № 141;
  • транспортировка опасных грузов по железнодорожной сети требует соблюдения положений приказа Госгортехнадзора РФ №50.

Грузоперевозки автотранспортом регламентируются обширным перечнем НПА. Нормы безопасности закреплены в приказе Министерства транспорта №7 от 15.01.17.

К основным действиям, способным обеспечить эффективность, качество и безопасность процесса транспортировки грузов различного характера, можно отнести следующие:

  • Заблаговременное составление и утверждение маршрута перевозки.
  • Подготовка полного комплекта сопроводительной документации с визированием в ответственных органах и службах.
  • Техническое обслуживание транспортного парка компании в соответствии с рекомендациями производителя.
  • Проведение предрейсовых инструктажей, при необходимости – медосмотров.

Данный перечень определяется индивидуально для каждого вида транспортного сообщения:

  1. Морская контейнерная перевозкаПриказом Минтранса от 21.04.2003 г. № ВР-1/п.
  2. В отношении железнодорожного транспорта действуют правила, предусматривающие транспортировку опасных веществ – прописанные в Постановлении Госгортехнадзора России № 50 от 16.08.1994 г.
  3. Воздушное сообщение тоже, регулируется в отношении грузов, имеющих классификацию «Опасные». Здесь действует Приказ Минтранса от 05.09.2008 г. № 141.
  4. Автомобильные грузоперевозки находятся в юрисдикции Приказа Минтранса от 15.01.2017 г. № 7, приводящего ключевые моменты, на которые, при отправлении в рейс, следует обратить пристальное внимание:
    • требования касающиеся запрета погрузки груза сверх нормы (перегруз) и выступающего за габариты;
    • условия, затрагивающие специфические особенности выполнения погрузочных работ и фиксации в кузове;
    • факторы, не допускающие использование конкретного транспортного средства для осуществления перевозки груза;
    • требования к элементам фиксации товара в кузове и правила их использования;
    • характеристики, предусматривающие безопасность осуществления рейсов с крупногабаритными и тяжеловесными грузами;
    • критерии и ссылки на иные международные законодательные акты при транспортировке опасных грузов.

Как избежать штрафов?

Под нарушением правил перевозки, влекущим наложение штрафа в 500 руб., понимаются следующие действия:

  • превышение допустимой нагрузки и ее распределение по осям;
  • размещение груза на грузовой платформе без требуемого крепления, с перекрытием обзора водителю, затруднением управления транспортным средством;
  • размещение груза, приводящее к нарушению эффективности работы осветительных приборов и органов управления;
  • образование в процессе перевозки шума, пыли и грязи свыше установленных норм;
  • неиспользование специальных знаков при перевозке крупногабаритного груза, а в условиях недостаточной видимости и в ночное время – регламентированных световых приборов.

Усилена ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных грузов

При перевозке крупногабаритных грузов штрафы назначаются за следующие нарушения (ст. 12.21.1 КоАП):

  • транспортировка без получения соответствующего разрешения;
  • отклонение от маршрута, согласованного в органах ГИБДД;
  • превышение закрепленных в разрешении размеров груза более чем на 10 см;
  • превышение максимальной массы груза и нагрузки на ось более чем на 5%;
  • любые прочие нарушения.

Для того, чтобы избежать наказания за нарушение правил грузоперевозки, необходимо придерживаться следующих советов:

  • соблюдайте точность заполнения документов на груз и его перевозку;
  • составьте исчерпывающий перечень правил для водителей, в которых будут прописаны все их должностные обязанности. После ознакомления с ними сотрудников получите их подписи в соответствующей ведомости. В случае нарушения правил перевозки это потенциально защитит компанию от штрафа;
  • проведите с водителями подробный инструктаж, как вести себя и что делать в ходе проверки грузового транспорта и документов сотрудниками ГИБДД. Это поможет выявить в их действиях нарушения установленных регламентов, что можно использовать как аргумент для отмены штрафа;
  • как можно раньше обратитесь к профессиональным юристам. Они помогут вам определить возможные способы разрешения возникшей проблемы и ухода от штрафа.

Избавиться от штрафа можно, своевременно обжаловав его. Поводами для подачи жалобы могут стать любые нарушения в документах о нарушении, отсутствие необходимых подписей, неправильность сбора доказательств и проведения осмотра и замеров.

В ситуациях, когда полностью избежать штрафа нет возможности, можно постараться его уменьшить.  При грамотных действиях добиться снижения его размера можно уже на досудебном этапе. Также поводом для смягчения наказания может стать сложное финансовое положение компании. Для того, чтобы подтвердить это, а также составить все необходимые документы, следует как можно раньше обратиться за помощью к юристам соответствующего профиля.

Кем и как обеспечивается защита

Руководство транспортной компании понимает свою ответственность за сохранность груза и исполнение обязательств за исполнение условий заключённого соглашения. Повлиять на беспрепятственное выполнение всех действий напрямую в момент нахождения автомобиля в пути они не могут.

Поэтому перед каждым рейсом осуществляются подготовительные работы, включающие в себя следующее:

  1. Разработка плана и схемы маршрута.
  2. Техническое обслуживание транспортного средства и прицепного устройства при его наличии. Полученные в результате его проведения сведения должны фиксироваться в путевом листе на основании требований п. 29 «Правил обеспечения безопасности перевозок», прописанных в Приказе Минтранса от 15.01.2014г. № 7.
  3. Предрейсовый инструктаж водителя, производящийся под роспись согласно условиям п.17 – 21 вышеупомянутого Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014г.
  4. Оформление сопроводительной документации, получение разрешений и согласование маршрута с рядом инстанций (при перевозке опасных и крупногабаритных грузов).

Несоблюдение любого из перечисленных пунктов влечёт снижение безопасности грузоперевозок, и увеличивает риски для грузоперевозчика. Например, транспортировка без сопроводительных документов может превратиться в большую проблему для водителя, перевозчика и грузоотправителя.

Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов

Правовое регулирование данного вопроса осуществляется рядом статей Гражданского Кодекса РФ ФЗ № 14 от 26.01.1996 г.:

  1. Ст. 785 «Договор перевозки груза».
  2. Ст. 794 «Ответственность перевозчика за неподачу ТС и грузоотправителя за их неиспользование».
  3. Ст. 796 «Ответственность грузоперевозчика за утрату, порчу либо повреждение грузов».

Порядок предоставления исков и претензий определён в статье 797 ГК РФ, приводящей ссылки на транспортный Устав и Кодекс, предусматривающие в своём содержании ответственность нарушителя, которая происходит путём наложения меры наказания в качестве возмещения понесённого ущерба, взыскания штрафа либо иной меры наказания.

В данной ситуации следует отдельно отметить контроль соблюдения требований безопасной перевозки опасных и крупногабаритных грузов:

  1. Штрафные санкции за данные административные правонарушения достаточно впечатляющие, так как единственная ошибка водителя может привести к чрезвычайным последствиям, вплоть до экологических катастроф.
  2. Например ст. 12.21.2 КоАП РФ предусматривает штраф в размере, определяющемся в зависимости от того, на кого именно он накладывается.

Таблица. Наложение взыскания в соответствии со ст. 12.21.2 КоАП РФ.

 Кто нарушитель  Размер санкций
 Водитель  1 000 – 1 500 руб.
 Должностное лицо ответственное за транспортировку  5 000 – 10 000 руб.
 Юридическое лицо  150 000 – 250 000 руб.

Страхование обязательств

С момента загрузки товара в транспортное средство перевозчика на него возлагается ответственность за его сохранность. Для того, чтобы снизить сумму возможной компенсации на его утрату или порчу, логистическая компания может воспользоваться страховкой, покрывающей факт ответственности или направленный непосредственно на груз.

Сумма возмещения в данной ситуации определяется исходя из базовых тарифов, характеризующихся в зависимости от объёма и типа товара.

Также на стоимость полиса могут влиять следующие факторы:

  1. Вид используемого транспортного сообщения.
  2. Маршрут по которому планируется прохождение ТС.
  3. Длительность полиса (период страхования).
  4. Максимальная сумма возмещения.

Под понятием страхового случая подразумеваются непредвиденные обстоятельства, которые могут произойти в момент перевозки и повлекшие за собой частичную или полную порчу либо утрату партии. В этом случае используется математическая схема произведения расчётов понесённых убытков и выплаты компенсации.

Если рассматривать полис страхования гражданской ответственности, здесь получение страховой компенсации допускается в следующих случаях:

  1. Утрата или повреждение груза из-за неисправности транспортного произошедшего ввиду некоторых ситуаций:
    • ДТП;
    • пожар;
    • взрыв;
    • разрыв сцепки прицепного устройства;
    • неаккуратные обращения с грузов в результате погрузо-разгрузочных работ;
    • несоблюдение условия перевозки и хранения.
  2. Хищение или иные противоправные действия третьих лиц.
  3. Несвоевременная или территориально некорректная доставка при неверно составленной документации.
  4. Несоблюдение сроков внесения сборов, налогов и пошлин, которые предусмотрены нормативными актами РФ.
  5. Ситуация, когда груз был квалифицирован как средство нанёсшее телесное повреждение имуществу или здоровью третьих лиц. Например срыв в платформы и повреждение автомобиля, двигающегося в параллельном потоке.

Несмотря на то, что за нарушение правил перевозки грузов ст. 12.21 КоАП РФ п.1 предусматривает штраф в размере всего 500 руб., несоблюдение установленных требований может привести к более серьёзным последствиям, которые повлекут к иным штрафным санкциям, предусмотренным законодательством.

К ним может относиться, как мера наказания при перевозке крупногабаритных или опасных грузов, так и неисполнение обязательств, предусмотренных договором транспортировки.

Кем и как обеспечивается защита

За нарушение правил перевозки грузов к транспортной компании или ее сотрудникам могут быть применены серьезные санкции, достигающие нескольких сотен тысяч рублей. Чтобы эффективно защитить себя от таких последствий, следует как можно раньше заручиться поддержкой профильных юристов, которые смогут оспорить штраф и добиться его отмены либо уменьшения. Такую помощь вы можете получить, обратившись в «Общество по защите прав автомобилистов».

Почему именно мы?

Узкопрофильные специалисты

Узкопрофильные специалисты

Не даем пустых обещаний

Не даем пустых обещаний

Более 10 лет на защите прав автомобилистов

Более 10 лет на защите прав автомобилистов

Наши юристы специализируются именно на транспортной сфере – это обеспечивает экспертный уровень знаний в данной отрасли права, обширный практический опыт и возможность нахождения выхода из спорных ситуаций любого уровня сложности. Оставьте свою заявку на первичную консультацию уже сейчас – и получите надежную поддержку!

Почему именно мы?

Узкопрофильные специалисты

Узкопрофильные специалисты

Не даем пустых обещаний

Не даем пустых обещаний

Более 10 лет на защите прав автомобилистов

Более 10 лет на защите прав автомобилистов

Предлагаем ознакомиться:  Какое нарушение по номеру машины самара
Оцените статью
Юридическая помощь
Adblock detector