Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие

Система внутреннего контроля и инициативный аудит: инструменты управления рисками для директора и владельцев бизнеса.

В настоящее время существует разная литература о внутреннем аудите, в которой можно встретить различные понятия внутреннего аудита, его определения и толкования. Кто-то считает внутренний аудит процессом, подчиненным внутреннему контролю, или его элементом, кто-то – контрольной или оценочной деятельностью, кто-то – деятельностью по обеспечению руководства качественной информацией и т.д.

Всё международное сообщество признаёт определение международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, или The IIA): «Внутренний аудит – это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Данное определение полным образом охватывает основные характеристики внутреннего аудита в его современном понятии и дает его точное понимание. Исходя из него, очевидно, что внутренний аудит является одной из функций управления.

Руководство и собственники организации ожидают и хотят быть уверены, что поставленные цели будут достигнуты, а плановые показатели будут выполнены, и при этом деятельность организации и действия сотрудников соответствуют действующему законодательству, установленным технологиям, принятым принципам и правилам и т.п.

Соответственно, объектом работы подразделения внутреннего аудита может стать любой процесс, функциональное направление и система в деятельности организации, например: снабжение товарно-материальными запасами, управление персоналом, процесс подготовки финансовой (бухгалтерской), управленческой отчетности, информационные технологии, корпоративная культура и пр.

Отличительными особенностями внутреннего аудита являются:

    Независимость: внутренние аудиторы не принимают непосредственного участия в проверяемом процессе и организационно не подчинены руководителям процесса.

    Объективность: беспристрастность оценок и выводов внутренних аудиторов.

    Системность и последовательность подхода: какие направления/ вопросы исследовать/ проверять; что проверять в первую очередь, как часто; широта и глубина охвата деятельности организации исследованиями/проверками и пр.

Приоритетность в работе внутреннего аудита определяется собственниками и руководством организации, как правило, на основе понимания и оценок существующих рисков и видения проблемных вопросов деятельности.

Внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие

Законопроектом уточнены определения терминов «представление» и «предписание», вводится определение ранее отсутствовавшего термина «неправомерное использование бюджетных средств». Последний термин призван заменить собой термин «причиненный ущерб». Так, согласно новой редакции п. 2 ст. 270.2 БК РФ под представлением будет пониматься документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий:

  • информацию о выявленных нарушениях положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля или в доли участия в уставных фондах юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью;
  • требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В свою очередь, под предписанием будет пониматься документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок:

  • требования об устранении нарушений положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля или в доли участия в уставных фондах юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью;
  • требования о принятии мер по перечислению в доход бюджета соответствующего публично-правового образования суммы неправомерно использованных бюджетных средств.

Законопроектом предусмотрено, что срок исполнения представления, предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть продлен по мотивированному ходатайству руководителя объекта контроля в порядке, предусмотренном федеральными стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, но не более одного раза.

Нужно отметить еще одно новшество, касающееся представлений и предписаний. Согласно вводимому п. 5 ст. 270.2 БК РФ в представлениях и предписаниях не должна указываться информация о нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, уже выявленных в ходе осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии наличия принятых мер по их устранению, мер по устранению причин и условий таких нарушений.

Как мы указали выше, законопроектом предусмотрена замена не регламентированного ни одним нормативным актом термина «причиненный ущерб РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию» на более привычный как для контролеров, так и для проверяемых термин «неправомерное использование бюджетных средств». Раскрытие данного термина будет в п. 3 ст. 270.2 БК РФ.

Так, под суммой неправомерно использованных бюджетных средств будет пониматься сумма средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих расходные обязательства публично-правового образования, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, либо сумма оплаты объектом контроля неисполненных обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, контрактом (договором, соглашением), заключенным в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов или договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Напомним, что ранее Минфин уже высказывался в Письме от 25.04.2017 № 02-09-08/24851, что к неправомерному расходованию бюджетных средств нужно относить действия (бездействие), противоречащие требованиям общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым относятся БК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

В статье 306.2 БК РФ говорится, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения может применяться не только финансовыми органами и органами Федерального казначейства, но и органами управления государственными внебюджетными фондами. Напомним, что бюджетная мера принуждения применяется на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Предлагаем ознакомиться:  Увольнение во время отпуска по собственному желанию

Законопроектом уточнено, что под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, содержащий основания для применения к объекту контроля бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления и использования (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или с нарушением обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении средств из бюджета, либо суммы средств, использованных не по целевому назначению, по каждому основанию для применения бюджетных мер принуждения.

Кто проводит внутренний аудит

В отличие от внешнего, внутренний аудит проводит специализированное подразделение компании. Таким подразделением не может выступать бухгалтерия, поскольку в этом случае не будет соблюден принцип независимости.

Определить сотрудников, которые проведут внутренний аудит, может руководитель организации. Это может быть собственная служба внутреннего аудита или постоянно действующая комиссия.

К выбору работников, которые участвуют в проведении внутреннего аудита, необходимо подойти достаточно серьезно. Прежде всего, они должны обладать необходимыми знаниями, а также быть независимыми. Так, если мы назначим в комиссию специалистов из бухгалтерии, то критерий независимости нивелируется, а если включим в комиссию только технических специалистов, то они не смогут провести аудит бухгалтерских счетов учета и уплату налогов.

Перечень внутренних аудиторов, состоящих в комиссии, структура службы внутреннего аудита определяется приказом руководителя организации. См. также Обязательный аудит в 2018 году: кто обязан пройти, как проходит.

Топ-6 самых важных статей для финансового директора:

Несмотря на высокую стоимость услуг сторонних аудиторов, для части компаний такое решение может оказаться выгодным. Компаниям с типовыми бизнес-процессами не требуется постоянный контроль, им достаточно проводить аудит раз в год. Компаниям из каких отраслей имеет смысл использовать аутсорсеров, в чем преимущества и недостатки такого решения, читайте в материале журнала «Финансовый директор».

Функции службы внутреннего аудита

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Функции службы внутреннего аудита можно разделить на контрольные, информационно-аналитические, методологические и консультационные.

Контрольные функции включают:

  • изучение, оценку и мониторинг адекватности и эффективности систем внутреннего контроля (СВК);
  • контроль над соблюдением порядка проведения финансово-хозяйственных операций, внутренних регламентов, в том числе в части превышения полномочий руководством;
  • проверку соблюдения законодательных и нормативных требований к ведению бухгалтерского, налогового учета и формированию финансовой, налоговой отчетности;
  • оценку целесообразности управленческих решений, принимаемых по результатам проверки, выявление резервов повышения эффективности;
  • проверку наличия и сохранности активов;
  • взаимодействие с внешним независимым аудитом и контролирующими органами.

К информационно-аналитическим функциям относятся информирование руководства о выявленных обстоятельствах и тенденциях, экспертиза разрабатываемых управленческих решений, анализ внутренних потоков материальных средств, анализ исполнения планов и смет.

Участие службы внутреннего аудита в разработке методик учета, их анализе на предмет соответствия бухгалтерскому или налоговому законодательству, анализ эффективности системы управленческого учета, тарифной политики и т. д. составляют методологическую и консультационную деятельность этой службы. См. также про управленческий учет на предприятии: как разработать и внедрить.

Функции закрепляются в положении о деятельности внутренних аудиторов.

Что проверяют во время внутреннего аудита

Внутренние аудиторы проводят следующие виды проверок:

  • финансовый аудит;
  • операционный аудит;
  • аудит на соответствие;
  • аудит информационных технологий;
  • аудит в области охраны окружающей среды.

Финансовый аудит – это аудит системы бухгалтерского учета и контроля за составлением бухгалтерской отчетности, направленный на повышение эффективности учетно-контрольной системы и, соответственно, обеспечение достоверности отчетности.

Основная задача подразделения внутреннего аудита – проверка правильности расходования денежных средств. Внутренние аудиторы проверяют расчеты с поставщиками и подрядчиками на предмет возможного завышения смет и закупочных цен, фактические запасы на складах и производстве, обоснованность применяемых норм расходов (в т. ч. и норм естественной убыли) при производстве и хранении товаров.

Операционный аудит – аудит бизнес-процессов (операционной деятельности) корпорации, например снабжения, производства, сбыта, направленный на повышение эффективности компании.

Аудит на соответствие – проверка соблюдения требований как нормативно-правовой базы компании (политики, процедуры, регламенты, стандарты, технические условия и т. д.), так и внешних регулирующих органов.

Внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие

Аудит информационных систем (информационных технологий) предполагает проверку безопасности информационных систем компании и рациональности их использования.

Аудит в области охраны окружающей среды заключается в проверке выполнения организацией плановых заданий по защите окружающей среды от вредного воздействия, соблюдения норм вредных выбросов, требований по захоронению отходов и т. д.

Предлагаем ознакомиться:  Аудит уставного капитала организации

Если судить по зарубежному опыту, то почти половина проверочного времени службы внутреннего аудита расходуется на операционный аудит и около четверти – на финансовый. Все больше времени затрачивается также на аудит информационных систем.

ИконкаЕще по теме:

ИконкаКакие ошибки допускают компании при создании системы внутреннего контроля

Чем поможет: построить эффективную систему внутреннего контроля не удастся, если в процессе постановки системы допустили ошибки. О том, как избежать самых распространенных ошибок, – в этом решении.

ИконкаКак мотивировать внутренних аудиторов

Чем поможет: определиться с мотивацией отдела внутреннего аудита компании и утвердить для него набор ключевых показателей эффективности, стоит воспользоваться рекомендациями этого решения.

Какой документ подтверждает проведение аудита

Аудит может проходить как на постоянной основе, например, ежедневный мониторинг платежей, документации, так и один раз в год перед сдачей бухгалтерской отчетности. Порядок и соки проведения внутреннего аудита утверждает руководитель компании.

Внутренний аудит стоит проводить не реже, чем раз в квартал. Это позволит проверить правильность ведения бухгалтерского учета, своевременно выявить и исправить ошибки и правильно исчислить и уплатить налоги.

Сроки проведения аудита могут быть закреплены в соответствующем плане.

Вопрос: как регламентировать внутренний аудит в компании?

Данила Актянов, внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом»,Отвечает Данила Актянов, внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов, эксперт «Системы Финансовый директор»

Задача положения (регламента) о внутреннем аудите или департаменте внутреннего аудита – утвердить цели, задачи, организационный статус этого подразделения, а также его функционал, права и обязанности сотрудников. В зависимости от юридической и финансовой структуры компании, специфики ее деятельности, количества сотрудников содержание этого документа может отличаться.

Типовые разделы документа:

  • общие положения (назначение документа, цели, задачи, принципы функционирования внутреннего аудита, основные термины и определения, организационный статус и структура, подчиненность департамента внутреннего аудита);
  • функционал подразделения, права, обязанности и ответственность его сотрудников;
  • общие принципы планирования и реализации контрольных мероприятий, механизм взаимодействия департамента с другими структурными подразделениями;
  • периодическая отчетность департамента.

Подробнее о том, как регламентировать внутренний аудит в организации читайте в материале «Системы Финансовый директор». Чтобы прочитать материал, потребуется оформить демодоступ. Это бесплатно и занимает менее минуты.

Обычно документом, который фиксирует ошибки, недочеты в учете является отчет о проведенном внутреннем аудите. Такой отчет предоставляется руководителю. В отчете также указываются возможные направления и рекомендации по усовершенствованию учета и отчетности.

Внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие

Если речь идет о группе компаний или о большом количестве структурных подразделений, лучше использовать типовые формы:

  1. Инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ-1, ОКУД 0317001).
  2. Инвентаризационная опись нематериальных активов (№ ИНВ-1а, ОКУД 0317002).
  3. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (Унифицированная форма № ИНВ-3, ОКУД 0317004).
  4. Акт инвентаризации ТМЦ отгруженных (форма № ИНВ-4, ОКУД 0317005).
  5. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма № ИНВ-5, ОКУД 0317006).
  6. Акт инвентаризации ТМЦ, находящихся в пути (форма № ИНВ-6, ОКУД 0317007).
  7. Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, оборудовании, приборах и других изделиях (форма № ИНВ-8а, ОКУД 0317009).
  8. Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10).

В заключении добавим, что служба внутреннего аудита или соответствующая комиссия важна в любой компании. Внутренний аудит играет предупреждающую функцию, снижает значительно риски компании, а также позволяет сэкономить на внешнем аудите, если последний не является обязательным.

Уникальная возможность для заказчиков  инициативного аудита в нашей компании – услуга диагностики системы внутреннего

Отвечает Данила Актянов, внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов, эксперт «Системы Финансовый директор»

Задача положения (регламента) о внутреннем аудите или департаменте внутреннего аудита – утвердить цели, задачи, организационный статус этого подразделения, а также его функционал, права и обязанности сотрудников. В зависимости от юридической и финансовой структуры компании, специфики ее деятельности, количества сотрудников содержание этого документа может отличаться.

Типовые разделы документа:

  • общие положения (назначение документа, цели, задачи, принципы функционирования внутреннего аудита, основные термины и определения, организационный статус и структура, подчиненность департамента внутреннего аудита);
  • функционал подразделения, права, обязанности и ответственность его сотрудников;
  • общие принципы планирования и реализации контрольных мероприятий, механизм взаимодействия департамента с другими структурными подразделениями;
  • периодическая отчетность департамента.

Иконка

Подробнее о том, как регламентировать внутренний аудит в организации читайте в материале «Системы Финансовый директор». Чтобы прочитать материал, потребуется оформить демодоступ. Это бесплатно и занимает менее минуты.

19. Методы анализа отклонений фактических результатов от плановых.

Анализ
отклонений
– основной инструмент оценки деятельности
центра затрат. Текущий контроль и анализ
отклонений позволяют своевременно
перенастроить систему управления
производством; менеджер имеет возможность
в любой момент воздействовать на
протекающие процессы, не дожидаясь
окончания периода, на который были
разработаны цели и критерии, отражающие
их.

Важнейшими
аспектами учета затрат по центрам
ответственности являются
установление нормативных затрат и
оценка результатов путем сравнения
фактических расходов с нормативными.
Разность между фактическими и нормативными
затратами называется отклонением. Отклонения
рассчитывают отдельно по каждому центру
затрат и по каждой группе затрат.

Экономический
анализ отклонений
– это прежде всего факторный анализ. Его
цель – определение и детальная оценка
каждой причины, каждого фактора, которые
могут привести к возникновению отклонений.

Предлагаем ознакомиться:  Брежневки сталинки хрущевки отличие - Вопросы по закону

• не выдержаны
запланированные объемы производства
(вследствие изменения спроса на различные
виды продукции или из-за различных
трудностей, связанных с ее производством,
– недостаток мощностей, нехватка
оборотного капитала и пр.);

• изменились цены
на ресурсы (в условиях нестабильности
рынка чем глубже общеэкономический
кризис, тем сложнее прогнозировать
цены),

• произошли
изменения норм расхода: уменьшение
(завышенные нормы были разработаны
ранее для выполнения планов, спущенных
“сверху”), увеличение (налицо
перерасход ресурсов – необходимо выявить
причину и принять меры к ликвидации
отклонений). Для эффективного оперативного
управления необходимо выявить причины
отклонений (определить, какие отклонения
какими факторами вызваны

1) кадровые процессы
— направления деятельности организации
по отношению к персоналу и те области
формирования кадрового потенциала,
которые существенны для конкретной
организации;

2) строение
организации (ее структура) — соотношение
и соподчиненность основных элементов,
степень жесткости/гибкости организационной
конфигурации;

3) качественные и
количественные характеристики персонала.

Аудит кадровых
процессов

Менеджеру по
персоналу, проводящему кадровый аудит,
важно понять, какие направления
деятельности и с какой эффективностью
осуществляются в организации. Краткое
описание этих направлений представлено
в табл. 2.

Следующий шаг
связан с необходимостью формирования
прогноза кадрового потенциала, оценкой
будущего соответствия кадровых процессов
стратегии и целями развития организации.
Для этого необходимо разработать систему
индикаторов и построить механизм
мониторинга кадровых процессов.

39. Проблемы формализации оценки личностных качеств работников.

Постоянные

Затраты, которые остаются неизменными
вне зависимости от изменения объема
выпуска

Пример:
Общехозяйственные
за­траты

Переменные
– Затраты, которые изменяются прямо
пропорционально измене­нию объема
выпуска

Пример:
Затраты на основные ма­териалы

Смешанные
– Затраты, которые изменяются при
изменении объема производ­ства, но в
отличие от переменных затрат не в прямой
пропорции (т.е. содержат в себе постоянную
и переменную составляющие)

Иконка Word


По
возможности отнесения на конкретный
объект калькуляции

Прямые
– По возможности отнесения на конкретный
объект кальку: Затраты, отношение которых
к конкретному объекту калькуля­ции
(виду продукции, подразделению)
прослеживается непосредст­венно
(прямые затраты не совпадают с переменными:
например, затраты на содержание и
эксплуатацию оборудования цеха являют­ся
прямыми, но постоянными)

Косвенные
– Затраты, которые невозможно непосредственно
отождествить с тем или иным объектом
калькуляции

-По
степени регулируемости

Полностью
регулируемые
– Затраты, отражающие четкую (функциональную)
взаимосвязь между “входом” и
“выходом” процесса производства

Частично
регулируемые (произволь­ные)
– Затраты, возникающие в результате
решений, принимаемых ру­ководителем
периодически. Жесткая причинно-следственная
связь между “входом” и, выходом”
отсутствует (возможна корреляцион­ная
зависимость)

Иконка

Слабо
регулируемые (заданные)
– Затраты, на величину которых невозможно
воздействовать в краткосрочном периоде.
Пример: Затраты на строительство
производственного корпуса

Современный
менеджмент рассматривает улучшение
использования кадрового потенциала
организации как главный резерв повышения
эффективности ее функционирования. В
связи с этим первостепенной задачей
кадрового менеджмента становится анализ
кадрового потенциала и изучение
возможностей трудового коллектива.

Улучшение
использования кадрового потенциала
связано с управлением формальными и
неформальными группами, решением проблем
власти и лидерства, внедрением инноваций,
созданием здорового психологического
климата.

Особую актуальность
приобретают методы анализа кадрового
потенциала организации. При исследовании
кадрового потенциала широко применяются
метод системного анализа,
экспертно-аналитический метод и метод
главных компонентов, опытный метод и
метод коллективного блокнота.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Наиболее значимым
в управлении считается системный подход,
построенный на системном анализе.
Системный подход применительно к
управлению персоналом предполагает
исследование всей системы управления
в целом и изучение составляющих ее
компонентов:
целей, функций, организационной структуры,
основных категорий работников, технических
средств, методов управления людьми и
т.п.

Поэтому применение
системного подхода в анализе кадрового
потенциала предполагает широкое
использование метода декомпозиции,
который позволяет расчленить сложные
явления на более простые и облегчает
тем самым их изучение. Система управления
персоналом может быть разделена на
подсистемы, подсистемы па функции,
функции на процедуры, процедуры – на
операции, операции – на элементы. После
расчленения следует изучение каждой
из частей, затем их моделирование и
синтез.

Формализованные
оценочные методы появились для оценки
личных качеств работников. Классическим
примером такого подхода является шкала
личных и деловых качеств Организации,
применяющие этот метод, идентифицируют
набор личных характеристик, необходимых
работникам для качественного выполнения
рабочих обязанностей, и оценивают
степень их проявления.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Оценка
деловых качеств работников
– это целенаправленный процесс установления
соответствия качественных характеристик
персонала требованиям должности или
рабочего места. Система оценки персонала
призвана повысить эффективность
деятельности всех сотрудников. Процесс
оценки помогает выявить как индивидуальные
проблемы работника, так и общие,
характерные для всего коллектива.

Оценка
деловых качеств работников позволяет
решать следующие задачи:
1.
Выбор места в организационной структуре
и установление функциональной роли
оцениваемого работника.
2.
Разработка программы развития данного
работника.
3.
Определение степени соответствия
заданным критериям оплаты труда и
установление ее размера.
4.
Определение способов внешней мотивации
работника.
5.
Удовлетворение потребности работника
в оценке собственного труда.

Оцените статью
Юридическая помощь
Adblock detector