Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Закон о банкротстве гражданина

Что такое закон о несостоятельности (банкротстве)?

Федеральный закон, благодаря которому у физлиц появилась возможность списать свои задолженности, начал действовать от 1 октября 2015 года. Возможность избавиться от долгов сохраняется и сейчас (в2017 году), правда с небольшими изменениями на 2017 год. В частности, был изменен размер госпошлины – это удешевило услугу. Общее же количество внесенных поправок закона о банкротстве физических лиц составляет несколько десятков.

Несмотря на то, что в отношении физлиц закон действует всего два года, судебная практика уже показала первые результаты:

  • за время действия закона было зарегистрировано свыше 550 000 запросов на банкротство;
  • более половины запросов о признании несостоятельными было принято судами к производству;
  • всего лишь 40% от общего количества процедур инициируются непосредственно должниками.

Вы можете обратиться к юристу по банкротству, чтобы получить положительный результат и гарантированно списать свои долги. Мы отлично знаем, как работает закон, и используем это в ваших интересах.

Бесплатная консультация

Получите ответ на любой вопрос по банкротству физических лиц

Законом “Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 29.06.2015 № 154-ФЗ в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” внесены следующие изменения:

  1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
  2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника – физического лица – не менее размера, установленного пунктом 2 статьи 2133 настоящего Федерального закона.
    (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)
  3. Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Должник вправе подать в суд или арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

  1. Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника – юридического лица или по месту жительства гражданина.
  2. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику – гражданину – не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
    (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 № 482-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ))
  3. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

ПринятГосударственной Думой27 сентября 2002 года

ОдобренСоветом Федерации16 октября 2002 года

Банкротство физического лица

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным закономСтатья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законеСтатья 3. Признаки банкротства юридического лицаСтатья 4. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежейСтатья 4.1.

Особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоровСтатья 5. Текущие платежиСтатья 6. Рассмотрение дел о банкротствеСтатья 7. Право на обращение в арбитражный судСтатья 8. Право на подачу заявления должника в арбитражный судСтатья 9. Обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный судСтатья 10.

Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве – утратила силуСтатья 11. Права кредиторов и уполномоченных органовСтатья 12. Собрание кредиторовСтатья 12.1. Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должникаСтатья 13. Уведомление о проведении собрания кредиторовСтатья 14.

Порядок созыва собрания кредиторовСтатья 15. Порядок принятия решений собранием кредиторовСтатья 16. Реестр требований кредиторовСтатья 17. Комитет кредиторовСтатья 18. Избрание комитета кредиторовСтатья 18.1. Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должникаСтатья 19.

Заинтересованные лицаСтатья 20. Арбитражные управляющиеСтатья 20.1. Организация и проведение теоретического экзамена, стажировки в качестве помощника арбитражного управляющегоСтатья 20.2. Требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротствеСтатья 20.3. Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротствеСтатья 20.4.

Ответственность арбитражного управляющегоСтатья 20.5. Освобождение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротствеСтатья 20.6. Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротствеСтатья 20.7. Расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротствеСтатья 21.

Саморегулируемые организации арбитражных управляющихСтатья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющихСтатья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющихСтатья 22.1. Раскрытие информации саморегулируемой организацией арбитражных управляющихСтатья 22.2.

Ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющихСтатья 23. Утратила силуСтатья 23.1. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющихСтатья 24. Утратила силуСтатья 24.1. Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющегоСтатья 25.

Утратила силуСтатья 25.1. Компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющихСтатья 26. Утратила силуСтатья 26.1. Объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющихСтатья 27. Процедуры, применяемые в деле о банкротствеСтатья 28.

Статья 30. Меры по предупреждению банкротства организацийСтатья 31. Санация

Статья 32. Порядок рассмотрения дел о банкротствеСтатья 33. Подведомственность и подсудность дел о банкротствеСтатья 34. Лица, участвующие в деле о банкротствеСтатья 35. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротствеСтатья 36. Представительство в деле о банкротствеСтатья 37. Заявление должникаСтатья 38.

Документы, прилагаемые к заявлению должникаСтатья 39. Заявление конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должникаСтатья 40. Документы, прилагаемые к заявлению кредитораСтатья 41. Заявление уполномоченного органаСтатья 42. Принятие заявления о признании должника банкротомСтатья 43. Отказ в принятии заявления о признании должника банкротомСтатья 44.

Оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротомСтатья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющегоСтатья 46. Меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должникаСтатья 47. Отзыв должника на заявление о признании должника банкротомСтатья 48. Рассмотрение обоснованности заявления о признании должника банкротомСтатья 49.

Определение о введении наблюденияСтатья 50. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательствуСтатья 51. Срок рассмотрения дела о банкротствеСтатья 52. Полномочия арбитражного судаСтатья 53. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производстваСтатья 54. Утратила силуСтатья 55.

Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротомСтатья 56. Последствия принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротомСтатья 57. Основания для прекращения производства по делу о банкротствеСтатья 58. Приостановление производства по делу о банкротствеСтатья 59.

Распределение судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющимСтатья 60. Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб в деле о банкротствеСтатья 61. Производство по пересмотру определений арбитражного суда, вынесенных по итогам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве

Предлагаем ознакомиться:  Чтобы выписаться из квартиры что надо

Статья 61.1. Оспаривание сделок должникаСтатья 61.2. Оспаривание подозрительных сделок должникаСтатья 61.3. Оспаривание сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторамиСтатья 61.4. Особенности оспаривания отдельных сделок должникаСтатья 61.5. Оспаривание сделок должника в отношении правопреемниковСтатья 61.6.

Статья 61.10. Контролирующее должника лицоСтатья 61.11. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторовСтатья 61.12. Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должникаСтатья 61.13. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)Статья 61.14.

Право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственностиСтатья 61.15. Права и обязанности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственностиСтатья 61.16. Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротствеСтатья 61.17. Распоряжение правом требования о привлечении к субсидиарной ответственностиСтатья 61.18.

Исполнение судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственностиСтатья 61.19. Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротствеСтатья 61.20. Взыскание убытков при банкротствеСтатья 61.21. Особенности заключения и утверждения соглашения при рассмотрении заявления о привлечении к ответственностиСтатья 61.22. Раскрытие информации о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности

Особенности банкротства физических лиц

^К началу страницы

С 1 октября 2015 года вступили в силу внесенные в Закон о банкротстве поправки, которые дополнили российское законодательство институтом банкротства физического лица (гражданина).

Гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом (пункт 1 статьи 213.4 Закона о банкротстве).

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд должен вынести одно из следующих определений (

  • о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина (основания образования и размер кредиторской задолженности не вызвали сомнений у арбитражного суда; в случае, если заявление о признании гражданина банкротом подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом, а со стороны должника не поступило аргументированных возражений; заявление о признании гражданина банкротом подано самим гражданином, и приведенные гражданином доводы о его финансовой несостоятельности нашли свое документальное подтверждение);
  • о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения (например, в случае нарушения порядка и требований, установленных Законом о банкротстве, для подачи заявления в арбитражный суд о признании гражданина банкротом);
  • о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина (например, заявление должника было подано самим гражданином и заведомо содержало ложное публичное объявление о своей несостоятельности (фиктивное банкротство).
  • реструктуризация долгов гражданина;
  • реализация имущества гражданина;
  • мировое соглашение.

К отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применяются правила, регулирующие банкротство гражданина, с учетом особенностей, установленных

Последствия признания гражданина банкротом

Закон о банкротстве гражданина

Банкротство физического лица – это признанная судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если:

  • размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот  тысяч рублей;

  • соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены должником в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В Законе “О несостоятельности (банкротстве)” также используются следующие понятия:

  • несостоятельность (банкротство) – признанная судом, арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

  • должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

  • денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

  • кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

  • конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

  • конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

  • мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

  • недостаточность имущества – превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

  • неплатежеспособность – прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

  • обязательные платежиналоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

  • уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 476-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника” была предпринята попытка законодательно закрепить процедуру банкротства физических лиц.

Предполагалось, что Закон № 476-ФЗ вступит в силу 1 июля 2015 года, но 29.06.2015 Президентом РФ был подписан Закон “Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 29.06.2015 № 154-ФЗ (далее – Закон № 154-ФЗ), которым:

  • Закон № 476-ФЗ был фактически отменен;

  • перенесена дата вступления в силу с 1 июля 2015 года на 1 октября 2015 года;

  • определено, что дела о банкротстве физлиц подсудны не судам общей юрисдикции (как это предусматривалось Законом № 476-ФЗ), а арбитражным судам (т.е. – та же подсудность, как и для юридических лиц).

Предлагаем ознакомиться:  Уведомление кредиторов при банкротстве

Закон № 154-ФЗ направлен на совершенствование действующего гражданского законодательства, регулирующего правовое положение граждан-должников, т.к. действующее законодательство не отвечает интересам кредиторов, ограничивая их в возможности нормальными правовыми средствами взыскать по долгам гражданина-должника.

Справка о задолженности из МФО

Единственная возможность для кредитора взыскать долги с неплатежеспособного заемщика – это исполнительное производство, суть которого заключается в обращении взыскания на имущество гражданина судебными приставами-исполнителями по требованию первого кредитора, обратившегося в суд с таким требованием.

При этом кредиторы, не успевшие предъявить свои требования по причине отсутствия у них информации об исполнительном производстве или длительности рассмотрения в суде их требований, не имеют возможности удовлетворить свои требования. Это  увеличивает издержки кредиторов в связи с необходимостью постоянного мониторинга за финансовым состоянием должника, стимулирует кредиторов, в том числе кредитные организации, к использованию полукриминальных способов взыскания долгов, что также увеличивает расходы на обслуживание кредитов и, соответственно, процентную ставку.

В настоящее время вопросы банкротства гражданина регулируются статьей 25 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о  несостоятельности). При этом статьей 231 Закона о несостоятельности предусматривается, что положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

Закон № 154-ФЗ направлен на устранение вышеуказанного пробела в нормативно-правовом регулировании и предусматривает:

  • какое физическое лицо можно считать банкротом (статья 2133) и последствия такого признания, в т.ч. – установлено, что введение данной процедуры означает приостановление взыскания по исполнительным документам, т.е. – предоставление должнику времени для изыскания наиболее приемлемых вариантов дальнейших расчетов с кредиторами (“мораторий на предъявление требований к должнику”);

  • право на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом, которым обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган;

  • право подачи должником заявления в суд в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей и обязанность подачи такого заявления, в случае если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) обязательств в полном объеме перед другими кредиторами (статья 2134). Гражданин обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем 500 000 рублей;

  • что дела о банкротстве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, лиц прекративших деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, но денежные обязательства по уплате обязательных платежей которых возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются арбитражным судом;

  • при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение. Установлен порядок реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества;

  • возможность для кредиторов при неплатежеспособности должника подать в арбитражный суд заявление о признании гражданина-должника несостоятельным (банкротом) с особенностями, вытекающими из существа правоотношений кредиторов с должником – физическим лицом;

  • две группы основных требований, с учетом которых осуществляется разработка плана реструктуризации долгов: требования к должнику, рассчитывающему на утверждение плана, и требования к самому плану, касающиеся его содержания;

  • возможность проведения реструктуризации долгов, в ходе которой утверждается план реструктуризации либо должник признается банкротом (в  случае непредставления в арбитражный суд плана реструктуризации долгов или его отмены, а также если в утверждении такого плана отказано);

  • возможность заключения мирового соглашения с кредиторами с целью прекращения производства по делу о банкротстве;

  • обязательную публикацию сведений в деле о банкротстве гражданина-должника только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, без опубликования в газете;

  • проведение реструктуризации долгов самим должником, либо арбитражным управляющим по инициативе должника или кредиторов (в данном случае вознаграждение арбитражного управляющего, расходы на привлечение лиц, обеспечивающих его деятельность, осуществляются за счет средств должника, или кредиторов);

  • с целью минимизации расходов должника предусмотрено, что оценка имущества гражданина, включенного в конкурсную массу, проводится самим должником или финансовым управляющим;

  • в целях исключения возможности злоупотреблений со стороны должника, законопроект также предусматривает определенные негативные последствия для должника, привлеченного к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство, если такие правонарушения им совершены в данном деле о банкротстве, а также если гражданин не предоставлял необходимую информацию или предоставлял недостоверную информацию арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве. В данном случае гражданин не освобождается от обязательств.

  • по количеству кредиторов: до 10-ти;
  • по размерам долга: от 50-ти тысяч до 700 тысяч рублей;
  • по другим критериям: должник не должен менять место проживания за последние 4 месяца и отчуждать имущество на протяжении последних 3-х лет на сумму больше 200 тысяч рублей.

Мировое соглашение в деле о банкротстве гражданина

  • задолженности по алиментным выплатам;
  • выплаты для возмещения физического либо морального вреда;
  • невыплаченная заработная плата, либо выходного пособия (у ИП);
  • выплаты для возмещения вреда по субсидиарной ответственности.

Соответственно, любые иные задолженности можно ликвидировать благодаря закону о несостоятельности (банкротстве).

^К началу страницы

Реструктуризация долгов гражданина – это реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве гражданина в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (статья 2 Закона о банкротстве).

Данная процедура позволяет гражданину урегулировать свою задолженность перед кредиторами, без объявления себя банкротом; сохранить имеющееся у него имущество и не нести бремя неблагоприятных последствий, которые применяются к физическому лицу по завершении в отношении него процедуры реализации имущества гражданина (например, временное ограничение его права на выезд за границу и т.д.).

Основная цель указанной процедуры– разработать, утвердить и выполнить план реструктуризации долгов гражданина (план погашения его задолженности).

Требования к структуре и содержанию плана реструктуризации долгов гражданина следующие:

  • план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать пропорциональное погашение требований и процентов всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган;
  • срок его реализации, который не может превышать три года, а в случае, если план реструктуризации долгов гражданина утверждается арбитражным судом – два года (пункт 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве);
  • план реструктуризации долгов гражданина составляется по принципу равноправия и с соблюдением интересов всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа;
  • в отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога;
  • положение об одобрении отдельного конкурсного кредитора (уполномоченного органа) о частичном отказе от своих требований к должнику;
  • положение о порядке и сроках продажи имущества, являющегося предметом залога (ипотеки).
  • требования кредиторов, включенные в указанный план, предъявляются к гражданину только в соответствии с утвержденным планом;
  • кредиторы не вправе предъявлять требования о возмещении убытков, понесенных ими в связи с утверждением указанного плана;
  • принятые ранее судебными органами обеспечительные меры в отношении гражданина подлежат отмене, а любые ограничения по распоряжению имуществом, принадлежащему гражданину, могут быть наложены только в рамках дела о банкротстве гражданина;
  • неустойки (штрафы, пени) и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, требования об уплате которых включены в указанный план, а также подлежащие уплате проценты за такое неисполнение или ненадлежащее исполнение не начисляются (за исключением текущих платежей).
Предлагаем ознакомиться:  Получение гражданства рф при заключении брака с гражданином рф

^К началу страницы

Процедура реализации имущества гражданина – это реабилитационная процедура банкротства, которая вводится определением арбитражного суда сроком на 6 месяцев и направлена на реализацию имущества гражданина-банкрота с целью пропорционального удовлетворения требований его кредиторов (статья 2 Закона о банкротстве).

Введение процедуры реализации имущества гражданина в деле о банкротстве происходит, в том числе по следующим основаниям (

  • не представлен план реструктуризации долгов; не одобрен план реструктуризации долгов собранием кредиторов, за исключением случая, когда судом вынесено определение об отложении вопроса об утверждении плана;
  • план реструктуризации долгов отменен судом;
  • возобновлено производство по делу в случае нарушения условий мирового соглашения и в других случаях возобновления производства по делу о банкротстве.

Закон о банкротстве физических лиц № 154-ФЗ от 29.06.2015

Срок процедуры реализации имущества гражданина составляет не более шести месяцев, но может быть продлен арбитражным судом.

  • все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично;
  • сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны. Требования кредиторов по сделкам гражданина, совершенным им лично (без участия финансового управляющего), не подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы;
  • регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению;
  • исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично;
  • должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства.

После того, как суд признает гражданина банкротом, все его имущество должно быть продано в установленном Законом о банкротстве порядке, а полученные денежные средства распределены между кредиторами.

По общему правилу все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу. Имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), также подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам.

Порядок продажи имущества гражданина устанавливается определением арбитражного суда. Положение о порядке реализации имущества должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 Закона о банкротстве.

Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах.

После завершения торгов, финансовый управляющий приступает к погашению требований конкурсных кредиторов. Если имущества гражданина не хватило, чтобы рассчитаться по всем долгам, то неоплаченная задолженность считается погашенной.

По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина.

После этого гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

^К началу страницы

  • вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
  • гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
  • доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
  • в течение пяти лет он не может заключать кредитные договоры или договоры займа, не указывая факт своего банкротства;
  • в течение пяти лет не сможет самостоятельно инициировать процедуру банкротства;
  • в течение трех лет не сможет занимать должности в органах управления юридического лица.

^К началу страницы

Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Закон о банкротстве (

) предъявляет определенные требования к форме и содержанию мирового соглашения:

  • прежде всего, мировое соглашение составляется только в письменной форме, которое со стороны должника подписывается гражданином, а от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов – соответствующими представителями;
  • мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме, в том числе положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, новации обязательства и т.д.; правда, это возможно при условии, что такие способы не нарушают права кредиторов;
  • условия мирового соглашения должны отвечать принципу равноправия сторон и заключаться в интересах всех заинтересованных лиц (должника, конкурсных кредиторов и уполномоченного органа).

Мировое соглашение, также как и план реструктуризации долгов гражданина, утверждается арбитражным судом в ходе судебного заседания и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченного органа и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, но суд утвердит его только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

В чем важность финансового управляющего?

Главной фигурой во время признания физлица несостоятельным является финансовый управляющий. Федеральный закон о банкротстве устанавливает цену на услуги финуправляющего – она составляет 25 000 рублей.

Скачать Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ о банкротстве физлиц

В список ключевых обязанностей финуправляющего входят:

  • проверка финансового состояния должника;
  • раскрытие информации о банкротстве должника в официальных источниках;
  • уведомление кредиторов о банкротстве должника;
  • обеспечение сохранности и продажа имущества гражданина-банкрота.
Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector