Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)

Замена льгот денежной компенсацией

Региональные особенности назначения льготных выплат

На государственном уровне как таковых льгот для пенсионеров не предусмотрено. Однако местные органы самоуправления наделены правом принимать свои законодательные нормы по предоставлению гражданам пенсионного возраста каких-либо региональных видов социальной помощи. Законодатель на уровне регионов действует по-разному.

Ежемесячная денежная выплата вместо льгот выплачивается федеральным льготникам только по их желанию. Для получения материальной компенсации человек должен самостоятельно отказаться от предоставления ему некоторых социальных услуг.

Чтобы отказаться от социальных услуг, граждане пенсионного возраста должны предоставить в отдел ПФР список таких документов:

  • паспорт;
  • пенсионное страховое свидетельство;
  • документ, подтверждающий право на получение льготы.

Монетизация льгот пенсионерам РФ в 2019 году приходит одновременно с пенсионными выплатами. Денежными средствами для пенсионеров заменяются такие социальные услуги, как:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • оплата городского телефона;
  • скидка на покупку лекарственных препаратов.

Отказываясь от таких социальных услуг, они переводятся в денежный эквивалент.

Граждане РФ, которые носят звание «Ветеран труда», имеют право на некоторые преференции. Законом о монетизации установлено, что такой статус, а, следовательно – субсидии, полагаются следующим группам лиц:

  • граждане, которые до 22 июня 1941 года – начала войны Германии против СССР, уже работали, являясь несовершеннолетними;
  • лица, трудовая деятельность которых достигает определенного уровня: мужчины должны проработать не менее 40 лет, женщины – 35;
  • кавалеры различных наград, которые были выданы им в Советском Союзе или в России.

Монетизация льгот ветеранам труда в 2019 году на федеральном уровне предусматривает:

  • возможность бесплатного проезда на общественном транспорте между населенными пунктами по всей стране;
  • предоставление денежной компенсации в размере 50% на все коммунальные услуги, субсидия распространяется на электроэнергию, водоснабжение, отопление, вывоз мусора, использование радиоточки и телевизионной антенны;
  • гражданам, имеющим статус ветерана труда, но все еще продолжающим работать, предоставляется возможность выбирать время для ежегодного отдыха, при этом длительность отпуска составляет 30 дней, причем оплачиваемых;
  • бесплатный осмотр у стоматолога при посещении государственной клиники, здесь ветеранам бесплатно могут изготовить и поставить зубные протезы из обычных материалов;
  • прохождение бесплатного медицинского обследования в государственных поликлиниках.

Законом о монетизации для граждан, являющихся ветеранами труда, предусматриваются дополнительные региональные скидки. Они распространяются на такие виды льгот:

  • Ежемесячные выплаты из городского бюджета, если они не проводятся на федеральном уровне.
  • Скидки и материальные компенсации на покупку лекарственных средств.
  • Получение льгот по социальной карте, по которой ветераны труда имеют возможность покупать товары в продовольственных и социальных магазинах. Карта предоставляет 5% скидку от цены покупки.
  • Приобретение железнодорожных билетов и проездных документов на водный транспорт с 50% скидкой.

Чтобы провести монетизацию льгот пенсионерам в 2019 году требуется составить заявление. Его необходимо подавать в отделение Пенсионного фонда вместе с пакетом документов. Заявление об отказе от получения набора социальных услуг пишется по специальному образцу. Оно не должно содержать ошибок, опечаток.

Из документов понадобится подготовить паспорт, пенсионное удостоверение или иной документ, подтверждающий, что заявитель имеет право на пользование льготами. Также требуется иметь при себе СНИЛС и справку, указывающую, сколько человек есть в семье.

Местные власти также могут выдавать после отказа от бесплатных лекарств пенсионерам компенсацию, если данный пункт закреплен на региональном уровне. Это касается все преимуществ. Органы МСУ предоставляют людям возможность заменять местные льготы на материальную надбавку к пенсии. О том, какие привилегии подлежат замене и как отказаться от льгот, пенсионерам следует узнать в администрации своего района.

Заявитель имеет право обратиться лично или через представителя в территориальный отдел Пенсионного Фонда по месту жительства для подачи заявления о получении пособия. Кроме того в 2019 году предусмотрена возможность обращения в электронном виде через электронный кабинет застрахованного лица на официальном сайте Пенсионного Фонда.

Так, некоторые регионы вообще не выплачивают ежемесячные пособия ветеранам труда, предоставляя им иные виды льгот и компенсаций. Например, в Иркутской области не предусмотрены прибавки к пенсиям данной категории “льготников”, а в Пензенской области, наоборот, установлено пособие в размере 330 рублей.

Правила монетизации льгот

  • бесплатное передвижение в общественном транспорте (исключением является пользование частными маршрутками либо же такси);
  • бесплатное медицинское лечение в государственных медицинских учреждениях;
  • возможность бесплатного протезирования зубов;
  • скидка в размере 50% при оплате билетов на железнодорожный транспорт, в период времени с сентября по май;
  • получение 50% скидки при осуществлении оплаты общей площади жилой недвижимости;
  • скидка за оплату коммунальных услуг.
  • бесплатное передвижение в общественном транспорте;
  • проезд к месту санаторно-курортного оздоровления;
  • получение бесплатной путевки от социальной защиты населения на санаторно-курортное оздоровление;
  • получение медикаментов по назначению лечащего врача;
  • протезирование зубов в государственных клиниках;
  • протезирование конечностей либо же предоставление специальной ортопедической обуви.

Правительственные обоснования проведения монетизации льгот

Калькулятор, деньги, очки

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 1980—1990-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

Система льгот способствует хищению госсредств и коррупции. Например, в сфере лекарственного снабжения были налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам, при этом реальный отпуск лекарств осуществляется на гораздо меньшую сумму (в том числе за счет отказа обслуживать льготников).

Высокая себестоимость транспортных услуг, причиной которой зачастую является коррупция, оправдывается заинтересованными чиновниками обслуживанием льготников. В санаторно-курортном обслуживании ветеранов имелись массовые злоупотребления; рядовые ветераны не получают этой услуги или вынуждены находиться в многолетних очередях.

Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта, поскольку люди, больше всего пользующиеся транспортом, стремились получить эту льготу и в результате больше половины поездок не оплачивалось. Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний.

Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.

Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остаётся неясным, кто будет оплачивать льготы. Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций).

Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создаёт угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в её эффективном проведении.

Не был учтён разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Предлагаем ознакомиться:  Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении

Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет. Таким образом, определённая прослойка населения пострадала от монетизации.

Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически отстранился от её решения.

Монетизация льгот вызвала широкое недовольство у малоимущих слоёв населения. Однако, многие предприятия, в том числе автотранспортные, вздохнули с облегчением. Они наконец увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жёсткой конкуренции и отсутствия наличных средств. Многие автотранспортные предприятия за счёт монетизации нацелились на обновление парка автомобильной техники.

Но, в последующие годы многие автотранспортные предприятия и горэлектротранспорт обанкротились не получая госдотации за льготников и не выдержав конкуренции с мелкими перевозчиками, были также даже значительно сокращены и пригородные перевозки электропоездами. Кроме отмены госдотации это было обусловлено и тем, что снизился и объём перевозок, так как компенсации за льготы зачастую не успевали за инфляцией, а с годами просто стали по сути лишь фиктивными, таким образом уменьшение количества платежоспособных пассажиров никак не увеличило доход пассажироперевозчиков.

Сама система монетизации была построена таким образом, что компенсации выплачиваемые за натуральные льготы были причислены к общим доходам получающих их граждан и учитывалась при разного рода расчётах (в том числе субсидий) тем самым ущемляя права граждан в гарантированных льготах. При индексации компенсаций учёт инфляции производился за прошедший период, то есть размер сумм компенсации не покрывал расходы граждан связанные с текущей инфляцией.

А с учётом того, что размер инфляции рассчитывался в среднем по экономике, а не только по ценам услуг и продуктов приобретаемых конечным потребителем, то с годами выплачиваемые компенсации попросту настолько отстали от этих цен, что стали по сути только фиктивными и не покрывали расходов на те услуги или товары, которые человек получал бы при пользовании льготой.

Перед внедрением системы монетизации в масштабах страны, она была опробована на ограниченной группе — на военнослужащих, у которых целый ряд льгот был заменён на дополнительные выплаты к денежному довольствию (начиная от налогообложения заканчивая проездом в общественном транспорте)[14]. Впоследствии также была «съедена» инфляцией и в 2012 году при внедрении новой системы начисления денежного довольствия предусмотренного Федеральным законом от 7 ноября 2011 г.

Государственная помощь, предполагающая наличие компенсаций

Путин провёл несколько встреч с кабинетом министров, переложив ответственность на правительство и региональные власти. В январе Путин предложил провести индексацию пенсий не с 1 апреля, а с 1 марта как минимум на двести рублей. Он также дал поручение повысить денежное довольствие военнослужащим [3] .

Замена льгот денежной компенсацией

«Ошибки были допущены с точки зрения денежного эквивалента, который нужно было вложить в расчет каждой льготы. И здесь не в полном масштабе удалось заместить реальным финансированием все имевшиеся льготы. Это в первую очередь коснулось городских жителей. Пострадали чернобыльцы, инвалиды, имевшие право на технические средства реабилитации.

Пришлось уточнять законодательство, уточнять размер возмещения», — отмечает Рязанский. «При тех финансовых ресурсах, которые имелись 10 лет назад, при тех темпах экономического роста, надо было денег с монетизацией льгот не жалеть. Деньги для этого были. Основные волнения как раз были связаны с тем, что компенсация по ряду монетизированных льгот была недостаточной», — согласен с ним директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев.

В первые годы становления рыночных отношений, сопровождавшиеся резким снижением реальной заработной платы и пенсий, льготы стали использовать как инструмент поддержания уровня и качества жизни большинства населения. Федеральные и региональные власти приняли множество законодательных актов, предусматривающих льготы на оплату лекарств, транспорта, жилищно-коммунальных и других услуг для целого ряда категорий граждан, при этом законодательные инициативы на 70% не были обеспечены соответствующими финансовыми ресурсами10.

В результате отдельные программы не финансировались вообще, а по ряду из них финансирование не превышало 50% (транспортные услуги, лекарства). На рынке льготных товаров и услуг сложилась следующая ситуация: некоторые льготы стали дефицитными (например, льготы на лекарства и санаторно-курортное лечение), а по льготам, для которых был характерен разрыв схем платежа и потребления (льготы на транспорт, ЖКУ), начала накапливаться задолженность государственного бюджета перед предприятиями, предоставляющими эти виды социальной помощи. В результате многие льготники вышли из числа получателей, а оставшиеся имели неравный доступ к льготам.

Одним из важнейших направлений деятельности Российского государства по повышению эффективности социальной политики является реформирование системы социальных льгот, установленных законодательством для различных категорий граждан. Это обусловлено тем, что, по оценкам экспертов, сложившаяся в нашей стране система социальной поддержки населения отличается громоздкостью, бессистемностью и, как следствие, крайне низкой адресностью Либоракина, М.И. Социальная помощь: на пути к адресности: Сб. ст. / Под ред.М.И. Либоракиной, / М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. — С. 50-51.

То, что при увольнении работника за неизрасходованные дни отпуска ему полагается денежная компенсация, известно, наверное, каждому бухгалтеру. А можно ли выплатить компенсацию работающему сотруднику, который не отгулял все положенные за год дни отпуска? Статья 126 ТК РФ предоставляет такую возможность, но в строго ограниченных случаях.

Кроме того, для вас как для работодателя замена отпуска компенсацией работающему сотруднику является правом, а не обязанностью. То есть вы при желании можете и отказать работнику в выплате денег вместо отпуска. А если вы все же согласны на такую замену, читайте в статье подробности о том, как правильно ее оформить.

Монетизация должна была оздоровить бюджетную систему России, привести заложенные в законах льготы в соответствие с бюджетными возможностями, дать живые деньги для развития транспорта, ЖКХ и других отраслей. Чиновники, готовившие реформу, также упирали на то, что подобный шаг сделает всю систему льгот более справедливой и эффективной. Ведь воспользоваться имеющимися у них на бумаге льготами могли далеко не все.

Монеты, паспорт, пенсионное удостоверение, снилс

Порядок предоставления и выплаты ЕДВ в 2015 году осуществляется Пенсионным фондом страны. Для получения помощи следует подать необходимые документы в территориальный пенсионный орган по месту жительства. Когда лицо вправе рассчитывать на ЕДВ одновременно по нескольким законам, то выплаты начисляются на том основании, предпочтение которому отдал заявитель.

Из содержания норм ч. 1 ст. 7, абз. 2 пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 20.1, п. 2 ч. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ следует, что на денежную компенсацию вместо молока (в пределах норм, установленных законодательством), выплачиваемую работнику, занятому на работе с вредными условиями труда, предусмотренную условиями трудового договора, страховые взносы во внебюджетные фонды, а также от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не начисляются.

К тому же речевая конструкция «. не реже. » настраивает на то, что конкретные сроки должны быть установлены работодателем в каком-либо документе. По аналогии с датами выплаты зарплаты. Иначе работники будут каждый раз задумываться, когда же деньги ими будут получены?

Предлагаем ознакомиться:  Расторжение брака брачный договор - советы адвокатов и юристов

Перевод 160 тысяч проживающих в Тверской области федеральных льготников на новую систему расчета коммунальных компенсаций проходил поэтапно: начиная с отдаленных районов области и заканчивая Тверью. Перейти на положенный стандарт сразу не представлялось возможным: это привело бы к путанице во взаиморасчетах управляющих компаний, товариществ собственников жилья и ресурсоснабжающих организаций.

Однако откладывать дальше не представлялось возможным, ведь выплата денежных компенсаций льготным категориям граждан вместо натуральных льгот является требованием Федерального закона № 185 « О Фонде содействия реформированию ЖКХ». И так искусственное сдерживание темпов перехода к системе ежемесячных денежных компенсаций привело к приостановке финансирования федеральных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также по капитальному ремонту жилищного фонда. Сейчас эта заминка устранена, и, по прогнозам, транш на нужды « переселенцев» в этом году будет получен в полном объеме.

– По закону льготы на оплату коммунальных услуг распространяются исключительно на инвалидов, а не на членов их семей. К примеру, с инвалидом может совместно проживать еще четыре человека, значит, сумма коммунальных начислений делится на пятерых, и только от доли инвалида оплачиваются льготные 50 процентов.

Вариант с монетизированием предполагается для нескольких направлений:

  1. Санаторно-курортное лечение.
  2. Приобретение медикаментов.
  3. Транспортные услуги.

Льготы за оплаты коммунальных услуг тоже могут быть монетизированы. Такое нововведение было воспринято по-разному. Часто подобные возможности считают обманом по причине плохой информированности. Потому монетизация льгот часто не используется.

Как уже упоминалось, вместо некоторых льгот федеральным льготникам выплачивается ежемесячная денежная выплата. Она производится в том случае, если льготник сам отказывается от предоставления ему некоторых набора социальных услуг.

Для отказа от социальных услуг, льготнику необходимо предоставить до 31 декабря в отдел ПФР по месту жительства следующие документы:

  • Паспорт;
  • Пенсионное страховое свидетельство;
  • Документ, который подтверждает право на получение льготы.

Выплата ЕДВ происходит одновременно с выплатой пенсии, так как, согласно Закону № 122-ФЗ от 22. 08. 2004 года «О монетизации льгот», регулирует этот момент ПФР.

ЕДВ заменяет денежными средствами такие льготы, как:

  • Бесплатный проезд;
  • Оплата городского телефона;
  • Другие льготы, которые предусмотрены законодательством той или иной категории льготников.

Для примера, ЕДВ инвалиду I – ой группы в 2014 году равна 2 832,41 рубля.

Набор социальных услуг (НСУ), от которых льготник имеет право отказаться – это льготы, которые могут быть предоставлены бесплатно. Он включает в себя замену деньгами санаторно-курортных выплат, лекарственного обеспечения и транспорт. На 1 апреля 2014 года НСУ состоит из следующих сумм:

  • Санаторно-курортные – 100,05 рублей;
  • Бесплатные лекарства – 646,71 рублей.

Итого – к получению льготник имеет суммы в 839,65 рублей. Эта сумма также выплачивается вместе с пенсией.

Кроме того, инвалиды – «чернобыльцы» имеют право на получение ЕДВ как «чернобыльцы» и как инвалиды. Таким образом, для «чернобыльцев» выплата в 2014 году равна 2 022,78 рублей (за ЧАЭС) ЕДВ в зависимости от группы инвалидности.

Основные положения монетизации льгот

Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн чел.). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на период после выборов 2008 г.

На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Реально была потрачена существенно бо́льшая сумма.

В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. рублей, второй группы — 1000 руб. и третьей группы — 800 рублей, «чернобыльцам» — 1700 руб., почетным донорам России — 500 руб., героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. рублей, участникам войны — 1,5 тыс. рублей, блокадникам — 1,1 тыс. рублей, инвалидам войны — 2 тыс. рублей.

Эти выплаты заменяли право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение. В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.

Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы. Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам. Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40 % соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.

Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдаёт гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Отказ от льгот

В сентябре 2019 женщина вместе с сопровождающими родственниками приехала в свое отделение ПФР и написала заявление на отказ от льгот по инвалидности. В отделении ей разъяснили, что с января ежемесячная прибавка к пенсии возрасте на 1048 рублей и станет 3538 рублей.

То есть льгота предоставляется только тем гражданам, которые реально ей пользуются. Введение монетизации льгот позволило российскому бюджету значительно сократить расходы на социальную сферу, а также исключить целый ряд мошеннических схем по обогащению узкого числа лиц из государственной казны.

Протесты

29 июля 2004 в Москве произошёл митинг протеста «чернобыльцев» против предстоящей монетизации льгот.[3] 2 августа акции протеста прокатываются практически по всей стране, радикальная Национал-большевистская партия проводит громкую акцию по захвату приёмной Министерства здравоохранения.

Платежные документы, деньги, ручка

Коммунистическая оппозиция резко выступает против предстоящей реформы, назвав её антинародной.

Практическое воплощение «монетизации льгот» в жизнь с января 2005 года вызвало широкомасштабные акции протеста, прокатившиеся практически по всей стране[4]. Основной движущей силой протестов стали пенсионеры. Широкий размах протесты приняли в крупнейших городах. Мэр Москвы Юрий Лужков смог изыскать средства по финансированию льготы из городского бюджета.

Перекрытие пенсионерами Московского проспекта С.-Петербурга в январе 2005 года

Перекрытие пенсионерами Московского проспекта С.-Петербурга в январе 2005 года

Вместе с тем, второй город страны, Санкт-Петербург, не обладал такими финансовыми ресурсами. Наибольшие по масштабу акции протеста прокатились именно по этому городу, что повлекло за собой по крайней мере одну человеческую жертву. Протестующими были перекрыты важнейшие магистрали — Невский и Московский проспекты. Одна из машин сбила пенсионера насмерть.

В течение января-февраля ряд оппозиционеров всех без исключения категорий политического спектра попытались присоединиться к протестным настроениям и возглавить их.

Отношение либеральной оппозиции и западной прессы к событиям осталось двояким; с одной стороны, они безусловно поддержали саму идею реформы. С другой, по мере разрастания протестов, поддержали и их.

Предлагаем ознакомиться:  Закон о снятии денежных средств с банковской карты судебными приставами

Однако, в целом, протесты остались неконтролируемыми, и требования пенсионеров заключались, в основном, в отмене закона № 122 о монетизации льгот. Замеченные политические лозунги носили, как правило, коммунистический характер, часто выдвигались требования реставрации СССР, с его уровнем цен, и социальной политикой. Появлялись и такие лозунги — «Народу — электричество, Чубайсу — электрический стул» и т. д.

Широкомасштабные акции протеста произошли практически немедленно после провала российских усилий на Украине в конце 2004 года, и на определённое время сильно подорвали репутацию властей. Шоком являлось и то, что своего максимума протесты достигли в родном городе Владимира Путина Санкт-Петербурге, потому что ранее СМИ говорили о популярности.

Фактический провал монетизации льгот вызвал второе за всю историю президентства Владимира Путина падение его рейтинга (первое произошло после катастрофы подводной лодки «Курск»), с 84 % в начале 2004 года до 48 % в начале 2005. Впрочем, это падение оказалось временным.

Другой многочисленной категорией льготников, зачастую пострадавшей от реформы, стали военные. Компенсации были рассчитаны таким образом, что военные, проживавшие далеко от места службы, понесли сильные финансовые потери, тем более заметные на фоне относительно небольших заработных плат. По данным опроса «Интерфакса», проведённым в начале 2005, 80 % военнослужащих выразили недовольство монетизацией льгот.

Пожилая пара изучает документы

Хотя военным запрещены забастовки и митинги, недовольство нашло себе внешнее выражение, хотя и кратковременное. 19 февраля 2005 они попытались организовать оппозиционное Всеармейское офицерское собрание. В арендованном помещении Российской академии государственной службы перед началом собрания был отключён свет, и офицеры оттеснены от здания ОМОНом. В результате собравшиеся переместились на улицу, использовав в качестве трибуны сугроб, а лозунги существенно радикализовались.

В результате митинга военные потребовали резко усилить Вооружённые Силы, увеличить их финансирование, и объявили о начале формирования «офицерско-казачьего ополчения», что могло быть расценено властями, как создание незаконных вооружённых формирований. Сами военные не считали свои действия мятежом; по их мнению, они действовали в полном соответствии с заявлением Верховного Главнокомандующего президента Владимира Путина о необходимости усиления государства, а целью ополчения должна была стать защита российского ядерного оружия от Соединённых Штатов. Собравшиеся считали, что США планирует в течение ближайших месяцев захватить контроль над российскими ядерными арсеналами.

Несмотря на широкий резонанс, дальнейшего развития события не получили, и «офицерско-казачье ополчение» сформировано не было.

В течение 2005 года правительство Владимира Путина вместе с региональными властями предпринимает ряд мер по борьбе со вспыхнувшей социальной напряжённостью. В ряде регионов денежные компенсации были повышены до устраивавшего пенсионеров уровня, и протесты постепенно утихли.

Демонетизация льгот

Демонетизацией стали называть процесс, обратный «монетизации» в смысле, заложенном в законе 2004 года № 122-ФЗ; то есть, возвращение льгот отдельным категориям населения России, которые были отменены указанным законом.

Термин «монетизация» появился в русском языке на территории Российской Федерации в начале XXI века в связи с принятием Федерального закона от 22 августа2004 года № 122-ФЗ, получившим в обиходе наименование «закона о монетизации льгот» (то есть, замене льгот денежными выплатами). Вскоре появился и антоним «демонетизация», обозначающий обратный процесс — отмену тех или иных положений данного закона, возврат от системы денежных выплат к прежней системе льгот[15][16].

Монетизация льгот ветеранам труда в России в 2019 году

Программа монетизации льгот была проведена в России в 2005 году. Предпосылкой проведения этой программы стало то, что в период перестройки понятие «льгота» потеряло своё первичное значение. Количество льгот, предоставляемых граждан резко возросло, однако произошло это для того, чтобы экономить денежные средства в местном бюджете.

Именно такая монетизация вызвала больше всего возмущения среди пенсионеров. Дело в том, что при таком способе предоставления льгот достаточно сложно выяснить, за что и какая сумма компенсирована, особенно, если в квартире прописано несколько человек и некоторые из них имеют разные размеры компенсаций.

Отражение реформы в искусстве

Фильм «1210» российского кинорежиссёра Арсения Гончукова, снятый на основе реального случая (убийство и самоубийство при разбирательстве прав на льготы пенсионера-«афганца» (воина-интернационалиста СССР)

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 12 июня 2019 в 21:54.

Какими актами регулируется?

Порядок того, как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам, регулирует Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В нем закреплено, что льготники имеют право отказаться от привилегий в пользу материальной компенсации, если у них нет особой потребности в пользовании ими. Также есть Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция), который перечисляет льготы, подлежащие замене на деньги.

Преимущества для людей пенсионного возраста

В понятие пенсионер входит несколько категорий лиц. К ним относятся:

  • ветераны ВОВ, боевых действий и их члены семьи;
  • жители блокадного Ленинграда;
  • инвалиды;
  • лица, принимавшие участие в устранении последствий Чернобыльской аварии или пострадавшие от нее;
  • пенсионеры, которые продолжают осуществлять трудовую деятельность.

Указанные категории являются льготниками федерального значения. Поэтому и привилегии для них закреплены на общероссийском уровне. Обычные же люди, которые просто вышли на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, но не относятся к вышеперечисленным категориям, пользуются только региональными преимуществами.

Пенсионерам на федеральном и региональном уровне могут быть предложены следующие преимущества:

  • компенсация за расходы на оплату услуг коммунальных служб. В зависимости от конкретной категории пенсионеров предоставляется частичная скидка или же полное освобождение от уплаты услуг ЖКХ;
  • льготное приобретение путевок в санатории для прохождения лечения;
  • компенсация за лекарства пенсионерам в 2019 году, назначенных лечащим доктором;
  • безвозмездный проезд к лечебному учреждению, где планируется проходить лечение, но в пределах муниципалитета;
  • льготный проезд для пенсионеров на городских общественных транспортных средствах;
  • налоговые преимущества. Льготники освобождаются от уплаты подоходного сбора. Также в зависимости от категории человек может не платить имущественный, транспортный налог, частично уплачивать сбор на земельные участки. Кроме того, льготники вправе не уплачивать госпошлину при подаче искового заявления в судебную инстанцию;
  • налоговый вычет при покупке квартиры пенсионерам в виде компенсации НДФЛ;
  • трудовые привилегии. Они распространяются на тех пенсионеров, которые продолжают трудиться. Граждане вправе уходить в неоплачиваемый дополнительный отпуск. Срок отдыха зависит от категории, к примеру, если человек является инвалидом, то отпуск будет равен 60 дням.

Таким образом, для получения максимально количества льгот мало просто выйти на пенсию по старости. Для этого необходимо попадать под федеральные льготные категории. Но обычные граждане могут рассчитывать на помощь муниципалитета. От каких льгот может отказаться пенсионер из указанных выше, также устанавливается, как федеральным, так и региональным законодательством.

Процесс монетизации привилегий

Монетизация – замена привилегии на денежную компенсацию. Она распространяется только на три вида гос. помощи. К ним относятся льготы на:

  1. Проезд на транспорте.
  2. Приобретение лекарств.
  3. Путевки в санаторий для прохождения лечения.

Кроме отказа от льгот пенсионерам в 2019 году, указанных выше, у гражданина имеется возможность заменить некоторые льготы на оплату услуг коммунальных служб. На местном уровне также предоставляется монетизация на региональные субсидии.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector