Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Это все, что нужно знать о Зеленой карте

Общая информация

Программа «Зеленая карта» объединяет 46 стран Европы, Азии и Африки и предназначена для цивилизованного решения вопросов определения ответственности и возмещения страховых сумм лицам, пострадавшим вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП), участниками которых являются ТС под управлением иностранных граждан.

История вопроса

Инициаторами разработки системы в середине двадцатого века явились европейские государства. В послевоенные годы границы в Европе стали «прозрачными», поэтому значительно выросло число «международных» ДТП. В каждой стране действовали собственные правила страхования и разные суммы страховых возмещений.

По инициативе Комитета транспорта ЕЭК (Европейской экономической комиссии) для устранения противоречий в системе страхования гражданской ответственности на территории европейских стран в 1946 году начала работу специальная группа дорожного транспорта, результатом деятельности которой в 1949 году и явилась программа «Зеленая карта». Изначально в программе состояли только европейские страны и страны Скандинавии. Россия вступила в ряды участников 1-го января 2009 года.

Программы страхования и тарифы

Полис «Зеленой карты» является обязательным документом для управления ТС во всех европейских странах. В Азии к этой программе присоединились Израиль и Иран, а в Африке — Марокко и Тунис.

Важно: Оформить и получить страховку «Зеленой карты» можно только в стране регистрации ТС.

Под действие программы попадают семь категорий ТС:

  1. Легковые автомобили;
  2. Прицепы к легковым автомобилям;
  3. Грузовые автомобили, тягачи;
  4. Прицепы, полуприцепы к грузовым автомобилям, тягачам;
  5. Автобусы;
  6. Мотоциклы, мотоколяски, мотороллеры, мопеды;
  7. Техника для сельского хозяйства и строительства.

На каждое транспортное средство оформляется индивидуальный полис.

При оформлении «Зеленой карты» необходимо учитывать следующие моменты:

  • полис «Green Card», полученный на ТС в РФ, не заменяет собой полис ОСАГО на территории России;
  • договор «Зеленой карты» не ограничивает список лиц, допущенных к управлению ТС;
  • не допускаются к страхованию те транспортные средства, которые не имеют государственного регистрационного знака или знака «ТРАНЗИТ». Получить полис на ТС с указанием в нем одного VIN-номера возможно только в том случае, если ТС по российскому законодательству вообще не подлежит регистрации;
  • полис на ТС, имеющее государственный регистрационный знак «ТРАНЗИТ», может быть выписан на срок до 1-го месяца;
  • начало действия полиса не может превышать 30 дней от даты подписания договора страхования;
  • «Зеленая карта» не заменяет полис КАСКО за границей, а выполняет исключительно функции национального полиса ОСАГО;
  • Наличие полиса «Зеленая карта» не освобождает водителя, виновного в ДТП, от уголовной ответственности, если таковая предусмотрена местным законодательством.

Полис «Зеленая карта» для любого ТС может быть оформлен на срок от 15 дней до 1-го года. Внутри этого интервала шаг деления составляет 1 месяц. Это означает, что если вы планируете находиться за границей 35 дней, то полис придется выписать минимум на 2 месяца.

1) Полис, действующий на территории трех соседних с РФ стран: Беларусь, Молдова, Украина;

2) Полис, действующий на территории всех стран ассоциации.

Тарифы на полисы «Зеленой карты» являются едиными для всех страховых компаний-членов ассоциации. Их устанавливает Российский Союз Страховщиков по согласованию с Министерством Финансов.

Окончательная стоимость конкретного полиса «Зеленая карта» зависит от трех составляющих:

  • Типа полиса по региону (три соседних страны или все страны ассоциации);
  • Типа транспортного средства;
  • Срока страхования.

Сроки действия полиса

Три страны: Беларусь, Молдова, Украина

Все страны программы «Зеленая карта»

Легковые автомобили

15 дней

700 руб.

2 060 руб.

1 месяц

940 руб.

3 930 руб.

Грузовые автомобили и тягачи

15 дней

1 200 руб.

3 440 руб.

1 месяц

1 590 руб.

6 560 руб.

Порядок оформления карты

Уполномоченные агенты «Зеленой карты»

Список страховых компаний (СК), имеющих право выдавать «Зеленую карту» в России, приведен на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков и включает в себя всего десять уполномоченных агентов:

  1. ЗАО СК «Двадцать первый век»;
  2. ОАО «Альфа Страхование»;
  3. ОАО «ЖАСО»;
  4. ОСАО «РЕСО-Гарантия»;
  5. ООО “СГ «Компаньон»;
  6. ООО “Страховая компания «Согласие»;
  7. ЗАСО «ЭРГО Русь»;
  8. ОАО «СГ МСК»;
  9. СОАО «ВСК»;
  10. ООО «Росгосстрах».
Предлагаем ознакомиться:  Как прикуривать автомобиль от аккумулятора другой машины

Все эти компании на своих сайтах размещают исчерпывающую информацию о том, как получить «Зеленую карту» с наименьшими временными и финансовыми затратами. Большинство из них имеют разветвленную сеть своих представительств по стране, поэтому проблемы «где купить зеленую карту» у людей возникать не должно. Заказать оформление полиса можно через Интернет, предоставив в СК отсканированные копии необходимых документов.

Договор страхования по программе «Зеленая карта» может быть заключен как с физическим, так и с юридическим лицом. Для заключения договора и получения полиса на ТС страхователь обязан предоставить в выбранную СК следующие документы:

  • Заявление по специальной форме;
  • Паспорт или иное удостоверение личности для физического лица;
  • Свидетельство о регистрации для юридического лица;
  • Любой документ о регистрации ТС, выданный уполномоченным органом.

После оформления договора страхователь получает на руки три страницы сертификата «Зеленой карты», памятку действий при ДТП, правила программы и оригинал квитанции об оплате или счет. У страховщика остается 4-я страница сертификата, оригинал Заявления и копия платежного документа.

Семь раз спроси, один раз сделай

Получение страхового возмещения по убытку за рубежом требует тщательного контроля со стороны автовладельца. Важным фактором является практика автострахования конкретного государства, о которой потерпевший может ничего не знать, например:

  • Наличие омбудсмена, привлечение которого к решению вопросов по урегулированию убытков является привычным явлением.
  • Практика привлечения адвокатов для получения страховой выплаты (услуги оплачиваются страховщиком виновника вместе с выплатой).
  • Далеко не везде распространён английский язык. Порой требуется знание французского испанского или немецкого.

Краткую информацию об особенностях урегулирования убытков в европейских государствах можно получить в соответствующем разделе РСА. При этом стоит понимать, что зарубежные страховщики отнюдь не идеальны. Здесь можно столкнуться как с привычным занижением суммы ущерба, так и с затягиванием срока выплаты. К сожалению, языковой барьер и незнание принятого порядка работы существенно увеличивает вероятность подобных случаев.

Поэтому нелишне использовать все возможные ресурсы для обеспечения безошибочности своих действий. Для получения русскоязычной консультации при ДТП можно (и нужно!) обращаться в РСА по номеру 7 (495) 641 27 87.

Кроме того, следует максимально точно разобраться в официальных документах по произошедшему событию перед их подписанием. К счастью, чаще всего не возникает вопросов в отношении порядочности и профессионализма европейских страховых и компетентных структур.

Действия при наступлении страхового случая

1) Включить «аварийную» сигнализацию на автомобиле и выставить предупреждающий знак перед местом ДТП;

2) Найти способ сообщить по телефону о ДТП в органы дорожной полиции страны нахождения (например, в Европейском Союзе для подобных случаев существует единый номер – 112);

3) При наличии пострадавших в ДТП лиц вызвать неотложную медицинскую помощь (в странах ЕС это можно сделать по номеру 112) и до прибытия врачей оказать посильную помощь раненым;

4) При наличии очевидцев происшествия постараться получить у них и записать контактные данные: имена, адреса, номера телефонов;

5) Постараться взять у второго участника (или других участников) бланк европейской формы Извещения о ДТП (в английском написании — Accident statement) и заполнить ее;

6) Если получить и заполнить Accident statement не удается, необходимо записать номерной знак и марку автомобиля/нескольких автомобилей (или других ТС), ставших участниками ДТП;

7) По требованию других участников ДТП передать им одну копию «Зеленой карты» или сообщить ее номер, а также контактные данные национального бюро «Green Card». Аналогичным образом необходимо получить информацию от других участников ДТП о номерах их полисов ОСАГО;

8) По возможности сфотографировать место ДТП, транспортные средства и их повреждения, полисы всех участников ДТП;

9) Получить у дорожной полиции документ, подтверждающий факт ДТП (если это предусмотрено законодательством страны местонахождения);

10) Поставить в известность о факте ДТП национальное бюро «Green Card» страны местонахождения. Информация о телефонах и адресах национальных Бюро напечатана на оборотной стороне бланка «Зеленой карты», там же присутствует перечень случаев, когда оповещать Бюро о происшествии не надо;

Предлагаем ознакомиться:  Как вернуть страховку если кредит выплачен

11) Сообщить своему страховому агенту (в свою страховую компанию) о факте и подробностях произошедшего ДТП;

12) Сохранить все документы и чеки, подтверждающие расходы, которые вы понесли по причине ДТП. В большинстве стран-участников программы в случае признания вас пострадавшей стороной можно будет потребовать возмещения подтвержденных расходов.

Урегулирование претензий по «Зеленым картам» за рубежом

Иностранец, признанный потерпевшей стороной в ДТП по вине российского водителя, обладающего полисом «Зеленая карта», направляет претензию по возмещению ущерба в Национальное бюро. Если в этой стране у российской страховой компании, входящей в ассоциацию, есть корреспондент, то Национальное бюро иностранного государства передает ему претензию для дальнейшего рассмотрения и осуществления страховых выплат по «Зеленой карте» потерпевшим лицам.

В том случае, когда корреспондент отсутствует, Национальное бюро самостоятельно урегулирует претензию потерпевшего, а после этого выставляет счет российскому страховщику, который оформлял попавший под страховой случай полис «Зеленой карты».

Обладание полисом «Green Card» гарантирует российскому водителю транспортного средства защиту его законных прав и интересов при возникновении ДТП на территории любой страны, состоящей в этой международной ассоциации. Полис «Зеленая карта» на машину также позволяет минимизировать временные и нервные затраты на урегулирование возможных последствий дорожно-транспортного происшествия в том случае, когда виновником аварии является именно россиянин.

Вас заинтересует:

Действия на месте происшествия

Данные рекомендации помогут избежать сложностей при получении компенсации:

  • Обратитесь в полицию или иные профильные  службы. В Европе действует единый номер 112. Телефоны профильных служб в других государствах придётся дополнительно уточнить. В большинстве стран полиция не выезжает на мелкие ДТП, но всё равно обязательно позвоните в полицию и уточните порядок дальнейших действий.
  • Зафиксируйте место происшествия на фото. Данные материалы послужат «подстраховкой» при выяснении обстоятельств случившегося. Вопросы могут возникнуть как у страховщиков, так и у компетентных органов.
  • Запишите контакты и идентификационные данные свидетелей события.
  • При ДТП заполните форму европейского Извещения о ДТП. Если виновник застрахован по «местному» полису (не по «Зелёной карте»), лучше использовать бланк местного ОСАГО. Это облегчит дальнейшее общение со страховой компанией. Для оформления извещения о ДТП следуйте рекомендациям Российского союза автостраховщиков (РСА).

Если машина застрахована по КАСКО, сообщите о случившемся в свою страховую компанию.

При ДТП важно получить информацию о полисе страхования ответственности второго водителя (или остальных водителей, если их много).

Не забывайте и об общих требованиях к участникам инцидента. Если есть пострадавшие, окажите посильную помощь. Если событие произошло в пределах дороги, должен быть использован знак аварийной остановки и включена «аварийка». Во всех случаях необходимо принять разумные меры по уменьшению ущерба.

Выплата по «Зелёной карте»

Куда обращаться?

«Зелёная карта» – это зарубежный аналог ОСАГО , поэтому по ней нельзя получить возмещение за ущерб своего автомобиля. Компенсация выплачивается по полису виновника ДТП. Определить страховщика и реквизиты договора можно одним из трёх способов:

  • Получить информацию непосредственно от участника аварии. Нелишне при этом сфотографировать его полис. Иногда комплект страховки включает отрывные копии для потерпевших (по аналогии с российской «Зелёной картой»).
  • Переписать данные с наклейки на лобовом стекле. В некоторых странах они являются обязательными для автомобилистов.
  • Получить сведения в компетентной организации: это может быть полиция, надзорный орган или иные структуры. В данном случае потребуется сообщить данные о машине виновного лица.

Если виновник застрахован по внутренней страховке своей страны, скорее всего обращаться за возмещением придётся в его компанию. Предварительно по телефону лучше получить информацию касательно урегулирования убытка:

  • В какие подразделения организации можно предоставлять документы по страховому случаю (заодно узнайте, где находится ближайшее из них)?
  • Какие документы потребуются для рассмотрения случая?
  • Если необходим осмотр повреждённого авто, каким образом и когда можно его провести (это особенно актуально, если машина не на ходу)?
  • Что ещё нужно сделать, чтобы получить выплату?

Порой виновник сам «не из местных» и тоже застрахован по «Зелёной карте». Тогда обращаться необходимо в Бюро «Зелёной карты» государства, в котором произошла авария. Соответствующие контакты указаны на оборотной стороне полиса.

Предлагаем ознакомиться:  Как мошенники снимают деньги с банковской карты через мобильный банк?

Оператор предоставит инструкции о необходимых действиях, в частности, в какую компанию необходимо подавать бумаги для выплаты. Вместе с тем, нелишне уведомить и своего страховщика и скоординировать планируемые шаги со специалистом российской компании.

Иногда за компенсацией можно обратиться к корреспонденту (представителю) иностранной страховой компании на территории России. О таком варианте нелишне осведомиться при первичном телефонном обращении. В то же время, данная возможность не всегда удобна.

Например, автомобиль может быть слишком сильно повреждён для дальнейшего передвижения. При этом европейские страховщики нередко готовы компенсировать затраты на ремонт «на месте». В целом же, сумма выплаты определяется в основном одним из трёх способов:

  • Оценка затрат на восстановление машины экспертом или специализированной организацией.
  • Оплата счетов авторемонтного предприятия по месту ДТП.
  • «Договорная» выплата – если сумма, предложенная страховщиком без оценки, устраивает страхователя.

Точный перечень документов для рассмотрения страхового случая лучше уточнять предварительно. Обычно он не сильно отличается от привычного для россиян перечня:

  • Документы на автомобиль. Обычно это свидетельство о регистрации транспортного средства.
  • Удостоверение личности. Как правило, заграничный паспорт.
  • Водительское удостоверение человека, находившегося за рулём в момент ДТП.
  • Документы полиции или иных служб. Однако полиция в Европе не оформляет небольшие аварии, а подтверждающие документы нередко предоставляет только по запросу страховой компании. В таких случаях данный пункт не актуален.
  • При ДТП: извещение о ДТП европейского образца. Данный документ в целом похож на российский аналог. Кстати, виновник ДТП обязан направить свой экземпляр Извещения в свою компанию.
  • Диагностическая карта (требуется далеко не во всех случаях).
  • Банковские реквизиты. Как правило, открыть счёт в евро проще, чем ездить ещё раз за границу для получения выплаты наличными. Пункт не актуален, если ремонт осуществляется в полном объёме за счёт страховой компании.
  • Документы, подтверждающие восстановительные расходы. Бумаги могут содержать как фактическую сумму (по факту ремонта), так и оценочную (исходя из анализа повреждений). Сюда же можно отнести документы о дополнительных расходах, например, по эвакуация и так далее.

Зачастую многие вопросы удаётся решить по электронной почте или факсу. Без оригиналов документов, конечно, вряд ли обойтись, но иногда их электронные версии могут ускорить процесс урегулирования. Сроки выплат обычно варьируются от нескольких дней до двух-трёх месяцев.

При ДТП важно получить информацию о страховках ответственности других участников происшествия. Это позволит страховщику КАСКО требовать компенсацию с компании виновника. Даже если виновником является застрахованный по КАСКО, его страховщик формально может обжаловать данный факт.

Специфика действий потерпевшего во многом зависит от особенностей страхового продукта. Например, иногда страховщики работают по «европейским» убыткам через специализированных партнёров.

Такие организации могут оказывать телефонную поддержку на русском языке, а также организовывать техническую помощь за рубежом. Кроме того, встречаются отдельные документы, прописывающие шаги страхователя при страховом случае в иностранных государствах (например, специальное приложение к страховому договору).

Условия урегулирования страховых случаев за рубежом имеют свои особенности:

  • Ограничение компенсации расходов на эвакуатор (например, 3 000 евро).
  • Позиция об осуществлении утилизации или эвакуации машины за счёт страхователя при тотальной гибели (обычно при стоимости ремонта свыше 70-75%).
  • Обязанность страхователя за свой счёт организовать экспертизу повреждений в «местной» экспертной организации с последующим возмещением расходов при страховой выплате.
  • Обязанность страхователя перевести на русский язык предоставляемые документы без последующей компенсации соответствующих расходов.
  • Право страхователя на организацию «необходимого ремонта» – минимально необходимое восстановление авто, обеспечивающее возможность передвижения до территории РФ.
  • Увеличенные сроки рассмотрения «зарубежного» убытка.

У разных компаний свой перечень подобных нюансов. Некоторые страховые организации и вовсе за рубежом платят только за «ущерб» (то есть без «угона»).

Так или иначе, любые мероприятия стоит согласовывать со страховщиком и сверять с позициями договора КАСКО. В зависимости от законодательства страны происшествия в требования полиса могут вынужденно вноситься коррективы. Важно, чтобы соответствующие указания при этом исходили от страховой компании.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector